Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:11, реферат
Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и
характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром
развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д.
Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая
форма психики – сознание – присуща человеку.
Сравнение психики животных и человека
I. Введение: понятие психики; истоки психики живых существ.
Чтобы начать сравнение
дать определение этого понятия.
Психика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения,
восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект
жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей
средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и
характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром,
развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д.
Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая
форма психики – сознание – присуща человеку.
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные
явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных
философских понимания природы и проявления психики :
материалистическое и идеалистическое.Согласно первому пониманию
психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной
живой материи
самоуправления развитием и
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире
существует ни одно, а два начала : материальное и идеальное.Они
независимы,вечны,не сводимы и не выводимы друг из друга.Взаимодействуя
в развитии,
они тем не менее развиваются
ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
Согласно материалистическому пониманию психические явления
возникли в
результате длительной
и в
настоящее время
достигнутый ею.
Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело
иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи
и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.
Также как в преобразовании со временем материального можно выделить
низшие и высшие формы (по тому такое преобразование называется
развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои
элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и
движущие силы развития.
В материалистическом
на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит
слабость материалистической точки зрения.
Вместе с тем имеется множество фактов, которые определенно
свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и
психологическими процессами, материальными и идеальными состояниями.
Это говорит о прочных связях, имеющихся между идеальным и
материальным.
Биологические исследования
многократно продемонстрировали, что человеческая физиология почти
полностью подобна таковой у некоторых видов животных (например,
приматов). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек
является принципиально новым по сравнению с животным миром видом.
Уникальность человека как природного вида определяется его психическим
устройством, значительно отличающимся от психики животных.
Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности
не имеют "аналогов" ни у одного из животных видов даже с наиболее
развитым интеллектом. По меткому выражению М. Шелера, человек "не
знает, что он такое и знает, что он этого не знает".
Личность отдельного человека складывается из собственно самого
индивида и
его положения в обществе
собой биологическое
тело, возникающее и развивающееся
развития природы.
Развитие его психики и
статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь,
общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях
между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики.
Очевидно, что, познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные
взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения людей, можно
научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в
повседневной жизни.
Но почему же порой мы, люди, бываем так беспричинно жестоки и
агрессивны? Почему
иногда людей, которые не
и не умели, тянет на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И
меняются люди. А иинстинкт собственности – один из самых мучительных
для детей человека. Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у
него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не
отстаивать то, что считает своим. Может быть, человек еще не совсем
отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у
животных, наших братьев, так как вышли мы все из природы.
II. Основная часть: сравнение психики животных и человека:
История сравнительных
общего, что
обнаруживается в психике
выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них
между человеком и животными со временем выявляется все больше
сходства, так что животные психологически как бы наступают на
человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек,
напротив, отступает,
без особого удовольствия
выраженного
животного и отсутствие
Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и
животными нет
ничего общего ни в анатомо-
ни в поведении,
ни тем более в
общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и
поведения (XVII—XVIII вв.).
В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком
эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и поведенческую
пропасть, веками
разделявшую эти два
начались интенсивные исследования психики человека и животных.
Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций и внешних реакций,
затем перекинулись на практическое мышление.
В начале текущего столетия исследователей заинтересовали
индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П.Павлов), и,
наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с
поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и
механизмах научения у человека и животных.
Казалось бы, в психике человека
к настоящему времени уже
осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На
самом деле это не так. Но, прежде чем выяснить существующие между
человеком и
животными принципиальные
вопрос о
том, для чего педагогу
рода исследований.
Почти все, что имеется в психологии и поведении животного,
приобретается им одним из двух возможных путей: передается по
наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что
передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что
появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без
специального обучения и воспитания. Это, следовательно, также не
должно вызывать повышенного беспокойства со стороны педагогов.
Внимательное
изучение психологии и
психологией
и поведением человека
необходимости проявлять специальную заботу при обучении и воспитании
людей.
У человека кроме наследуемого и стихийного прижизненно
приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый,
целенаправленный процесс психического и поведенческого развития,
связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая
его с животными, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо-
физиологических задатков человек в своей психологии и поведении
достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это
является результатом научения, которым можно сознательно управлять
через обучение и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-
поведенческое исследование человека и животных позволяет более
правильно, научно
обоснованно определять
и воспитания детей.
Первое отличие всякой деятельности животных от деятельности
человека состоит
в том, что она является
биологической. Иначе говоря, деятельность животного возможна лишь по
отношению к предмету, жизненной биологической потребности, всегда
оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к
природе. Это общий закон. В связи с этим и возможности психического
отражения животными окружающей их действительности также являются
принципиально ограниченными, так как включают лишь стороны и свойства
предметов, связанные
с удовлетворением их
Поэтому у животных в противоположность человеку не существует
устойчивого
объективно предметного
образом, для животного всякий предмет окружающей действительности
всегда выступает
неотделимо от его
Еще одна особенность, которая отличает сознательную деятельность
человека от
поведения животного,
большинство знаний и умений человека формируются путем усвоения
общечеловеческого опыта, накопленного в общественной истории и
передающегося в обучении. То есть подавляющее большинство знаний,
умений и
приемов поведения, которыми
результатом его собственного опыта, а приобретается усвоением
общественно-исторического опыта поколений, что коренным образом
отличает сознательную
деятельность человека от
1. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь).
Как человек, так и животные обладают общими врожденными
элементарными способностями познавательного характера, которые
позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у
высокоразвитых животных — и в виде образов), запоминать информацию.
Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус,
кожная чувствительность и др. — с рождения присутствуют у человека и
животных. Их
функционирование
анализаторов.
Но восприятие и память развитого человека отличаются от
аналогичных
функций у животных и
проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие
познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие —
предметностью, константностью, осмысленностью, а память —
произвольностью и опосредствованностью (применение человеком
специальных,
культурно выработанных
воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются
человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.
Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена.
Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую
приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они
передают лишь
то, что как-то закрепилось
генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из
жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.
Иначе обстоит дело у человека. Его память практически