Сравнение психики животных и человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:11, реферат

Описание работы

Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и
характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром
развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д.
Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая
форма психики – сознание – присуща человеку.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 47.33 Кб (Скачать файл)

  страну, где  люди  чувствуют  себя  свободно,  его  поначалу  удивляет,

  почему  окружающие  все  время  улыбаются   друг  другу  и  ему   тоже.

  Путешественник, привыкший, что вокруг никто  не  улыбается,  а  если  и

  улыбается, то  заискивающе, в первые дни думает, что  от  него  чего-то

  хотят.

 

       Вы замечали, наверное, не  раз,  как  склонный  к  авторитарности

  начальник, видя  в зале совещания улыбающихся  друг  другу  подчиненных,

  приходит  в   волнение  и  требует  прекратить  улыбаться.   Во-первых,

  начальник привык,  что  ему  при  встрече   сотрудники  улыбаются  иной

  улыбкой -  заискивающей.  Во-вторых,  когда   начальник  подсознательно

  ощущает, что  среди подчиненных есть люди, чувствующие  себя  свободно,

  он настораживается: "Свободны  от  кого?  От  начальника?  Не  боятся?

  Значит, не уважают?  Я этого не заслужил!"

 

       Вместе с тем у человека  есть высшие нравственные чувства,  которых

  нет у животных. Они, в отличие от элементарных  эмоций, воспитываются и

  изменяются  под влиянием социальных условий.

 

       Много усилий и времени ученые  затратили на то, чтобы  разобраться

  в вопросе  об общности  и  различиях   в  мотивации  поведения   людей  и

  животных. У  тех и других,  без  сомнения,  есть  немало  общих,  чисто

  органических  потребностей,  и  в  этом  отношении  трудно  обнаружить

  сколько-нибудь  заметные  мотивационные  различия  между  животным   и

  человеком.

 

       Есть  также  ряд  потребностей,  в  отношении  которых   вопрос  о

  принципиальных  различиях между человеком и животными представляется

  однозначно  и определенно нерешаемым, т.е.  спорным. Это — потребности  в

  общении (контактах c себе  подобными и другими живыми  существами),

  альтруизме,   доминировании   (мотив   власти),   агрессивности.    Их

  элементарные  признаки можно наблюдать у  животных,  и  окончательно  до

  сих пор   не  известно,  передаются  они   человеку  по  наследству  или

  приобретаются  им в результате социализации.

 

        У  человека  имеются  и   специфические  социальные  потребности,

  близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это

  — духовные  потребности,  потребности,  имеющие   нравственно-ценностную

  основу, творческие  потребности, потребность  в   самосовершенствовании,

  эстетические и ряд других потребностей.

 

       Одну из главных проблем психологии  составляет выяснение вопроса  о

  том, какие  из потребностей у человека  являются ведущими в детерминации

  поведения, какие  — подчиненными.

 

III. Заключение.

 

        Итак,  человек,  в  своих   психологических  качествах   и  формах

  поведения   представляется  социально-природным   существом,   частично

  похожим, частично отличным  от  животных.  В жизни его природное и

  социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг  с

  другом. В понимании   подлинной  детерминации  человеческого   поведения

  необходимо, вероятно, принимать в расчет в то  и другое.

 

       До сих пор в своих политических, экономических, психологических  и

  педагогических  представлениях о человеке мы по преимуществу  учитывали

  социальное  начало, а человек, как показала  жизненная практика, даже  в

  относительно  спокойные времена  истории   не  переставал  быть  отчасти

  животным, т.е.  биологическим существом не только  в смысле органических

  потребностей,  но  и  в  своем  поведении.  Основная  научная   ошибка

  марксистско-ленинского  учения в понимании природы   человека  состояла,

  вероятно, в  том, что в социальных  планах  переустройства  общества  в

  расчет  принималось   только  высшее,  духовное  начало  в  человеке  и

  игнорировалось  его животное происхождение.

 

 

 


Информация о работе Сравнение психики животных и человека