Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:11, реферат
Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и
характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром
развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д.
Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая
форма психики – сознание – присуща человеку.
страну, где люди чувствуют себя свободно, его поначалу удивляет,
почему окружающие все время улыбаются друг другу и ему тоже.
Путешественник, привыкший, что вокруг никто не улыбается, а если и
улыбается, то
заискивающе, в первые дни
хотят.
Вы замечали, наверное, не раз, как склонный к авторитарности
начальник, видя в зале совещания улыбающихся друг другу подчиненных,
приходит в волнение и требует прекратить улыбаться. Во-первых,
начальник привык, что ему при встрече сотрудники улыбаются иной
улыбкой - заискивающей. Во-вторых, когда начальник подсознательно
ощущает, что среди подчиненных есть люди, чувствующие себя свободно,
он настораживается: "Свободны от кого? От начальника? Не боятся?
Значит, не уважают? Я этого не заслужил!"
Вместе с тем у человека
есть высшие нравственные
нет у животных.
Они, в отличие от
изменяются
под влиянием социальных
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться
в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и
животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто
органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить
сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и
человеком.
Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о
принципиальных различиях между человеком и животными представляется
однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это — потребности в
общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами),
альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их
элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до
сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или
приобретаются им в результате социализации.
У человека имеются и специфические социальные потребности,
близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это
— духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную
основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании,
эстетические и ряд других потребностей.
Одну из главных проблем
том, какие
из потребностей у человека
являются ведущими в
поведения, какие — подчиненными.
III. Заключение.
Итак, человек, в своих психологических качествах и формах
поведения представляется социально-природным существом, частично
похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и
социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с
другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения
необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.
До сих пор в своих
педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали
социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в
относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти
животным, т.е.
биологическим существом не
потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка
марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла,
вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в
расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и
игнорировалось его животное происхождение.