Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:11, реферат
Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и
характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром
развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д.
Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая
форма психики – сознание – присуща человеку.
безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить
теоретически
бесконечное количество
самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и
держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и
средства для записи информации. Они могут не только записывать и
хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через
предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию
соответствующими
знаковыми системами и
Любая группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством,
которое позволяло бы ее членам общаться между собой, направлять и
координировать действия каждого из них.
Почти у всех видов животных имеются способы передачи информации,
с помощью которых каждая особь может сообщать другим представителям
своего вида
об опасности, привлекать
партнера или
запрещать проникновение на
однако, всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. По-
видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать
информацию, не относящуюся к данному моменту. Только человеческие
существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным
познание давних
событий, а также сообщать
или действиях, предстоящих в будущем, или необходимых шагах для их
осуществления.
Исследователи еще не пришли к единому мнению о том, в какой
именно момент возник язык. Некоторые авторы считают, что это произошло
очень давно, возможно 2 млн. лет назад, в эпоху, когда Нотo habilis
изготовлял свои первые орудия. Разнообразие этих орудий и передача
соответствующих навыков были бы невозможны без языка.
Особенности взаимоотношений
особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается
нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью
звуков. Имеем ли мы в этом случае процесс, похожий на речевое общение
человека? Некоторое внешнее сходство между ними несомненно существует.
Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей
речи некоторое
объективное содержание и
речь не просто как на звук, а как на отраженную в речи реальность.
Голосовое общение животных в корне отличается от нее. Легко доказать,
что животное отвечает на голос сородича вне зависимости от того, что
отражает данный ключевой сигнал: он имеет для него лишь определенный
биологический смысл. Или, например, у птиц, живущих стаями, существуют
специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики
воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При
этом совершенно безразлично, что действует в данном случае на птицу:
один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении
хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме.
Следовательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями
действительности,
сходством объективного
Иначе говоря, упомянутые крики животных лишены устойчивого
объективного предметного значения. То есть общение животных и по
своему содержанию и по характеру осуществляющих его конкретных
процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной
деятельности.
2. Научение, мышление, интеллект.
Не менее важные различия
животных. Оба
названных вида живых существ
обладают потенциальной способностью к решению элементарных
практических
задач в наглядно-
следующих двух ступенях развития интеллекта — в наглядно-образном и
словесно-логическом мышлении — между ними обнаруживаются разительные
различия.
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами,
причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная
способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же
касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших
признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов
(понятия) им не доступны.
Ученых также давно волновал вопрос, способны ли животные чему-
нибудь научиться. В 1912 году Йеркс пытался выяснить, на какой ступени
эволюции животного
мира появляется эта
Ее зачатки с несомненностью обнаруживались уже у дождевого червя.
Действительно, Йеркс сумел научить некоторых особей поворачивать
направо в Т-образном лабиринте. Чтобы достичь такого результата,
потребовалось больше 150 проб, в которых червь, если он поворачивал
налево, натыкался на сетку, находившуюся под током. Тем не менее, было
доказано, что простая нервная система этих животных может накапливать
информацию, способную изменять их поведение.
У высших млекопитающих,
благодаря высокому уровню развития головного мозга появляются новые
способности, позволяющие решать задачи без предварительных пробных
манипуляций.
Очевидно, наиболее
далеко продвинувшиеся в
и, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать
связь между различными элементами ситуации и выводить из нее
правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным
действиям, производимым наудачу,
Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях
повседневной
жизни, идет ли речь о
перемещении из одного места в другое или о получении и осмысливании
информации, исходящей от среды, в которой живет индивидуум.
У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в
частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого
поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как
«интеллектуальное» поведение.
Таким образом, на высших
особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:
— ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к
формированию схемы решения задачи;
— формирование пластически изменчивых программ поведения,
направленных к достижению цели;
— сличение выполненных действий с исходным намерением. Характерным
для такого строения сложной деятельности является ее
саморегулирующийся характер: если действие приводит к нужному эффекту,
оно прекращается, если оно не приводит к нужному эффекту — в мозг
животного поступают соответствующие сигналы и попытки решить задачу
начинаются снова.
Систематические исследования
животных (обезьян) были начаты известным немецким психологом
В.Келлером. Для изучения этой формы поведения Келлер ставил обезьян в
сложные условия, когда непосредственное достижение цели было
невозможно.
Обезьяна должна была либо использовать обходной путь, чтобы
получить приманку, либо использовать для этой цели специальные орудия.
Так, например, обезьяну помещали в большую клетку, рядом с которой
клали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее
дотянуться. Достать
ее она могла, лишь
дверь, расположенную в задней стене клетки.
Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую
картину. Сначала обезьяна безуспешно пыталась непосредственно достать
приманку: тянулась к ней или прыгала. Затем она бросала эти
безуспешные попытки, и наступал период, когда обезьяна неподвижно
сидела и лишь рассматривала ситуацию, что сопровождалось
соответствующими движениями глаз, до тех пор, пока не приходила к
правильному решению задачи. Характерно, что решение задачи
перемещалось из периода непосредственных проб в период предшествующего
попытке наблюдения,
и движение обезьяны
ранее выработанного «плана решения».
Очень сложно объяснить, как
животное приходит к
решению задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями
по-разному. Одни считают возможным сблизить эти формы поведения
обезьяны с
человеческим интеллектом и
творческого озарения. Австрийский психолог К.Вюлер полагает, что
использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат
переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось
притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных
исследователей, основу интеллектуального поведения составляет
отражение сложных отношений между отдельными предметами. Животные
способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат
данной ситуации. И.П. Павлов, проводивший наблюдения над поведением
обезьян, называл интеллектуальное поведение обезьян «ручным
мышлением».
Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим
млекопитающим и достигает особенно высокого развития у
человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу
развития психики, за которой начинается история развития психики уже
совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, — история
развития человеческого сознания. Предысторию человеческого сознания
составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития
психики животных. Если окинуть единым взглядом этот путь, то отчетливо
выступают его основные стадии и управляющие им закономерности.
Развитие психики животных происходит в процессе их биологической
эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая
ступень психического
развития в своей основе
внешним условиям
существования животных и
физической организации.
3. Мотивация и эмоции.
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у
животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что
первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный
характер. Оба
вида живых существ, по-
однообразно
ведут себя в соответствующих
высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во
внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то
подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вот один довольно забавный пример. Демонстрация оскала -
широчайше распространенная у позвоночных инстинктивная программа. Ее
цель - предупредить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы
за себя постоять.
Приматы очень широко
Человек тоже скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться
адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется. Но у
программы показа зубов есть еще два куда более мягких варианта. Первый
- заискивающая улыбка. Так улыбается человек, вступая в контакт с тем,
кого побаивается. Второй - это широкая улыбка. Так улыбается другому
спокойный, уверенный в себе человек. В сущности, он тоже показывает
вам, что вооружен и готов за себя постоять и в вашем снисхождении не
нуждается. Но
эта форма демонстрации
не вызывает у вас страха, а напротив, действует приветливо и
умиротворяюще. Мы чувствуем: "Вот, по-видимому, хороший человек, ему
от меня ничего не надо, мне от него тоже, но если бы он мне
понадобился,
мы бы легко вступили в
человек, всю жизнь проживший при тоталитарном режиме, попадает в