Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 17:19, творческая работа
Чтобы начать сравнение психики человека и животных нужно сначала
дать определение этого понятия.
Психика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения,
восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект
жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей
средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и
характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром,
развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д.
Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая
форма психики – сознание – присуща человеку.
Сравнение психики животных и человека
I. Введение: понятие психики; истоки психики живых существ.
Чтобы
начать сравнение психики
дать определение этого понятия.
Психика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения,
восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект
жизнедеятельности животных
и человека в их
средой. Находится в
единстве с соматическими (
характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром,
развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д.
Появляется на определенной
ступени биологической
форма психики – сознание – присуща человеку.
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные
явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных
философских понимания природы и проявления психики :
материалистическое и идеалистическое.Согласно первому пониманию
психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной
живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире
существует ни одно, а два начала : материальное и идеальное.Они
независимы,вечны,не сводимы и не выводимы друг из друга.Взаимодействуя
в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам.На всех
ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
Согласно
материалистическому
возникли в результате
длительной биологической
и в настоящее время представляют собой высший итог развития,
достигнутый ею.
Ученые,
склонные к идеалистической
иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи
и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.
Также как в преобразовании со временем материального можно выделить
низшие и высшие формы (по тому такое преобразование называется
развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои
элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и
движущие силы развития.
В материалистическом
понимании психика как бы
на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит
слабость материалистической точки зрения.
Вместе с тем имеется множество фактов, которые определенно
свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и
психологическими процессами, материальными и идеальными состояниями.
Это говорит о прочных связях, имеющихся между идеальным и
материальным.
Биологические исследования человеческого организма и животных
многократно
полностью подобна таковой у некоторых видов животных (например,
приматов). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек
является принципиально новым по сравнению с животным миром видом.
Уникальность человека
как природного вида
устройством, значительно отличающимся от психики животных.
Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности
не имеют "аналогов" ни у одного из животных видов даже с наиболее
развитым интеллектом. По меткому выражению М. Шелера, человек "не
знает, что он такое и знает, что он этого не знает".
Личность
отдельного человека
индивида и его положения в обществе других людей. Индивид представляет
собой биологическое
тело, возникающее и развивающееся
развития природы.
Развитие его психики и
статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь,
общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях
между людьми и
имеют тесную связь с
Очевидно, что, познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные
взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения людей, можно
научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в
повседневной жизни.
Но почему же порой мы, люди, бываем так беспричинно жестоки и
агрессивны? Почему иногда
людей, которые не любили
и не умели, тянет на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И
меняются люди. А иинстинкт собственности – один из самых мучительных
для детей человека. Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у
него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не
отстаивать то, что считает своим. Может быть, человек еще не совсем
отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у
животных, наших братьев, так как вышли мы все из природы.
II. Основная часть: сравнение психики животных и человека:
История сравнительных исследований дала немало примеров того
общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция
выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них
между человеком и животными со временем выявляется все больше
сходства, так что животные психологически как бы наступают на
человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек,
напротив, отступает,
без особого удовольствия
выраженного животного
и отсутствие
Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и
животными нет ничего
общего ни в анатомо-
ни в поведении,
ни тем более в
общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и
поведения (XVII—XVIII вв.).
В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком
эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и поведенческую
пропасть, веками разделявшую эти два биологических вида, и с тех пор
начались интенсивные исследования психики человека и животных.
Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций и внешних реакций,
затем перекинулись на практическое мышление.
В начале текущего столетия исследователей заинтересовали
индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П.Павлов), и,
наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с
поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и
механизмах научения у человека и животных.
Казалось
бы, в психике человека к
осталось ничего такого,
чего нельзя было бы
самом деле это не так. Но, прежде чем выяснить существующие между
человеком и животными принципиальные различия, необходимо ответить на
вопрос о том, для
чего педагогу необходимо
рода исследований.
Почти все, что имеется в психологии и поведении животного,
приобретается им одним из двух возможных путей: передается по
наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что
передается по наследству,
обучению и воспитанию не
появляется у животного
спонтанно, может возникнуть и
специального обучения и воспитания. Это, следовательно, также не
должно вызывать повышенного беспокойства со стороны педагогов.
Внимательное изучение
психологии и поведения
психологией и поведением человека позволяют установить то, о чем нет
необходимости проявлять
специальную заботу при
людей.
У человека кроме наследуемого и стихийного прижизненно
приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый,
целенаправленный процесс психического и поведенческого развития,
связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая
его с животными, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо-
физиологических задатков человек в своей психологии и поведении
достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это
является результатом научения, которым можно сознательно управлять
через обучение и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-
поведенческое исследование человека и животных позволяет более
правильно, научно
обоснованно определять
и воспитания детей.
Первое отличие всякой деятельности животных от деятельности
человека состоит
в том, что она является
биологической. Иначе говоря, деятельность животного возможна лишь по
отношению к предмету, жизненной биологической потребности, всегда
оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к
природе. Это общий закон. В связи с этим и возможности психического
отражения животными окружающей их действительности также являются
принципиально ограниченными, так как включают лишь стороны и свойства
предметов, связанные
с удовлетворением их
Поэтому у животных
в противоположность
устойчивого объективно
предметного отражения
образом, для животного всякий предмет окружающей действительности
всегда выступает
неотделимо от его
Еще
одна особенность, которая
человека от поведения
животного, заключается в том,
большинство знаний и умений человека формируются путем усвоения
общечеловеческого опыта, накопленного в общественной истории и
передающегося в обучении. То есть подавляющее большинство знаний,
умений и приемов
поведения, которыми
результатом его собственного опыта, а приобретается усвоением
общественно-исторического опыта поколений, что коренным образом
отличает сознательную
деятельность человека от
1. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь).
Как человек, так и животные обладают общими врожденными
элементарными способностями познавательного характера, которые
позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у
высокоразвитых животных — и в виде образов), запоминать информацию.
Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус,
кожная чувствительность и др. — с рождения присутствуют у человека и
животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих
анализаторов.
Но восприятие и память развитого человека отличаются от
аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия
проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие
познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие —
предметностью, константностью, осмысленностью, а память —
произвольностью и опосредствованностью (применение человеком
специальных, культурно
выработанных средств
воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются
человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.
Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена.
Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую
приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они
передают лишь то,
что как-то закрепилось
генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из
жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.
Иначе обстоит дело у человека. Его память практически
безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить