Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 17:19, творческая работа
Чтобы начать сравнение психики человека и животных нужно сначала
дать определение этого понятия.
Психика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения,
восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект
жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей
средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и
характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром,
развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д.
Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая
форма психики – сознание – присуща человеку.
почему окружающие все время улыбаются друг другу и ему тоже.
Путешественник, привыкший, что вокруг никто не улыбается, а если и
улыбается, то заискивающе, в первые дни думает, что от него чего-то
хотят.
Вы замечали, наверное, не раз, как склонный к авторитарности
начальник, видя в
зале совещания улыбающихся
приходит в волнение и требует прекратить улыбаться. Во-первых,
начальник привык, что ему при встрече сотрудники улыбаются иной
улыбкой - заискивающей. Во-вторых, когда начальник подсознательно
ощущает, что среди подчиненных есть люди, чувствующие себя свободно,
он настораживается: "Свободны от кого? От начальника? Не боятся?
Значит, не уважают? Я этого не заслужил!"
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых
нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и
изменяются под влиянием социальных условий.
Много
усилий и времени ученые
в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и
животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто
органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить
сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и
человеком.
Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о
принципиальных различиях между человеком и животными представляется
однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это — потребности в
общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами),
альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их
элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до
сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или
приобретаются им в результате социализации.
У человека имеются и специфические социальные потребности,
близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это
— духовные потребности,
потребности, имеющие нравственно-
основу, творческие потребности,
потребность в
эстетические и ряд других потребностей.
Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о
том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации
поведения, какие — подчиненными.
III. Заключение.
Итак, человек, в своих психологических качествах и формах
поведения представляется социально-природным существом, частично
похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и
социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с
другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения
необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.
До сих пор в своих политических, экономических, психологических и
педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали
социальное начало, а
человек, как показала
относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти
животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических
потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка
марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла,
вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в
расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и
игнорировалось его животное происхождение.
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
Темпераментом называют совокупность
свойств, характеризующих динамические
особенности протекания психических
процессов и поведения
К свойствам темперамента
можно отнести те отличительные
индивидуальные признаки человека, которые
определяют собой динамические аспекты
всех его видов деятельности, характеризуют
особенности протекания психических
процессов, имеют более или менее
устойчивый характер, сохраняются в
течение длительного времени, проявляясь
вскоре после рождения (после того,
как центральная нервная
Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению Реального результата действия с его акцептором.
В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров -- активности и чувствительности -- включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
Темперамент - это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой, «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».
В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности -- предметной деятельностью и общением каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.
Еще на одно обстоятельство,
характеризующее связь
Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.
Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.
Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.
Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.
Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.
Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой -- в медленном темпе.
От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.
В общении людей обсуждаемые свойства темперамента про-являются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.
Значительно различается
стиль общения у сильно и слабо
возбудимых людей. Первые реагируют
быстрее, легче входят в контакт,
лучше адаптируются в общении, чем
вторые. Тормозимые индивиды легче
прекращают общение, менее словоохотливы,
чем те, чьи тормозные реакции
замедленные. Эти последние нередко
отличаются тем, что много говорят,
не отпускают собеседника и
И.Кант разделял темпераменты
человека (проявления темперамента можно
заметить и у высших животных) на
два типа: темпераменты чувства и
темпераменты деятельности. В целом
же «можно установить только четыре простых
темперамента: сангвинический, меланхолический,
холерический, флегматический». Из этих
четырех типов темперамента к
темпераментам чувства