Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:35, курсовая работа
Поэтому целью нашего исследования является: проанализировать различные теории эмоций и дать сравнительную характеристику. Для этого нужно выполнить следующие задачи:
Осуществить анализ проблемы в психологической теории эмоций.
Определить понятие «эмоции» в различных психологических концепциях.
Дать сравнительный анализ подходов к изучению эмоций.
Введение
Как всякое сложное и многогранное явление, эмоциональная сфера отражения может изучаться в различных аспектах, и от теории мы вправе ожидать равномерного освещения всевозможных ее сторон, последовательного раскрытия ее структуры, генезиса, функций и т. п. К сожалению, многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называется многообещающим словом «теория», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к такой идеально исчерпывающей теории. Умение не видеть сразу много проблем иногда является условием продвижения в одной из них, поэтому отдельные работы могут быть интересными, проницательными, тонкими, могут знакомить нас с очень важными особенностями эмоциональной жизни, но в то же время оставлять нерешенными и даже необозначенными многие не менее интересные и важные вопросы.
Пытаясь понять природу эмоциональных явлений, исследователи строят теорию эмоций. Многие существующие теории позволяют ответить и на целый ряд вопросов о функциях и формах проявления эмоциональных явлений.
Тема исследования безусловно актуальна, поскольку природа возникновения и природа проявления эмоций настолько сложна и малоизучена, но тем не менее, является неотъемлемой частью нашей жизни, буквально с пробуждения и до сна сопровождая нас. То, я думаю, что рассмотрение различных взглядов, концепций и ранее сформулированных теорий поможет нам больше понимать друг друга, вне зависимости от языка, культуры, социального положения или расовой принадлежности.
Поэтому целью нашего исследования является: проанализировать различные теории эмоций и дать сравнительную характеристику. Для этого нужно выполнить следующие задачи:
Объектом данной работы- сравнительный анализ различных концепций к определению сущностных характеристик эмоций.
Предмет – эмоции и их природа.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав и заключения
Список литературы содержит 13 наименований.
Глава 1.Развитие представлений об эмоциях в разных психологических концепциях
1.1. Учения об аффектах Б.Спинозы
С того времени начали философы естествоиспытатели всерьез
задумываться над природой и сущностью эмоций. Об их учениях и открытиях, о первых шагах на пути познания природы эмоций.
"Мы различным образом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и нашей судьбе". "Виноваты" же в этом аффекты (эмоции). Спиноза определяет их как "состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний"[11, с.217].
Учение Спинозы
о происхождении и природе
аффектов – одно из лучших
творений его гения. Многие
выдающиеся мыслители
Спиноза рассматривал все пороки и глупости «геометрическим путём», пытаясь ввести строгие доказательства (теоремы Спинозы).
Подчеркиваются
их различия в зависимости
от объектов, со стороны которых
человек подвергается
Большое место занимает проблема оценки аффекта. Спиноза не согласен со стоиками в том, что аффекты абсолютно зависят от человеческой воли и можно безгранично управлять ими. Аффекты определяют действия и поступки человека. По своей силе и ценности аффекты неодинаковы. Есть аффекты, приносящие пользу,— удовольствие, веселость и т. п.— они увеличивают способности тела. Есть аффекты, приносящие вред,— сострадание, ненависть и т. п.— они угнетают человека. Но независимо от этого различия все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей. «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему». [11, с 241,]
По мысли
Спинозы, человеческое рабство
не в могуществе страстей, а
в том, что их могущество
сильнее, чем сила познания. Поскольку
невозможно приспособить к
1.2 Трехмерная теория В.Вундта
Долгое время в психологии
господствовало мнение, что эмоциональные
переживания характеризуются наличием
только двух полярных и взаимно исключающих
друг друга субъективных состояний —
удовольствия или неудовольствия. Выдающийся
немецкий психолог XIX века В. Вундт нашел,
что такое деление не отражает всей сложности
психологической структуры эмоций. Он
выдвинул теорию, по которой эмоции характеризуются
тремя качествами или «измерениями» —
удовольствием или неудовольствием, возбуждением
или успокоением и напряжением или разрешением
Удовольствие и неудовольствие испытываются человеком в связи с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей. Они переживаются как положительное или отрицательное эмоциональное отношение человека к явлениям окружающей действительности, а также к собственным поступкам, к самому себе и действиям окружающих. Эти субъективные переживания и составляют психологическую основу эмоций.
Благодаря переживанию удовольствия или неудовольствия эмоции выступают как сильнейшие побуждения к действию. Например, удовольствие от игры может побуждать человека к ее продолжению, а неудовольствие – к ее прекращению.
Не всегда,
однако, удовольствие и неудовольствие
играют положительную роль. Нередко
чувство удовольствия вызывает
самоуспокоенность и
Возбуждение и успокоение. Многие эмоции характеризуются большей или меньшей степенью нервного возбуждения. В одних случаях, например, при состоянии гнева, это возбуждение проявляется интенсивно и ярко; в других – например, во время отдыха, – в слабой степени, иногда снижаясь до состояния спокойствия. Состояния возбуждения и успокоения не только придают характерный отпечаток выполняемой человеком деятельности, но и необходимы для ее лучшего выполнения.
Напряжение и разрешение. Состояние напряжения характерно для эмоций, испытываемых в случаях, связанных с ожиданием наступления важных для человека событий или обстоятельств, в которых ему придется действовать быстро, энергично, преодолевая значительные трудности, иногда сознавая опасность предстоящих действий. Противоположными чертами характеризуется эмоция разрешения, когда напряжение спадает и заменяется либо действием, либо расслаблением. Например, человек готовится перейти дорогу на зеленый сигнал светофора – тело его напряжено, он весь в ожидании. И вот загорается зеленый свет – человек начинает движение и напряжение сменяется эмоциональным состоянием освобождения от только что бывшего напряжения [2.с 48.].
Так как
же из отдельных составляющих
сознания возникает единый
Представители гештальт - психологии в 1912 году официально заявили, что целое не сводится к сумме его частей. С этим можно согласиться.
Итак, Вундт — в отличие от большинства британских ученых, представителей эмпирической и ассоциативной психологии— не рассматривал процесс связи психических элементов как пассивный и чисто механический.
1.3. Рудиментарная теория Ч.Дарвина
Один из первых серьезных исследователей, чье внимание привлекли эмоциональные явления, точнее их внешнее выражение в поведении, - создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872 году он опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных"», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности организма и эмоций. Многие закономерности, установленные великим учёным, до сих пор сохраняют свою актуальность.
Дарвин считал, что большая часть эмоциональных реакций объясняется двумя типами явлений: либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага, а страх даёт дополнительные ресурсы при бегстве), либо просто тем, что они являются не исчезнувшими ещё движениями, оставшимися от предыдущей стадии эволюции (рудиментами). Так, если при страхе руки становятся влажными, то это значит, что некогда у наших обезъяноподобных предков такая реакция при опасности облегчала хватание за ветви деревьев. Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Ч.Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ эволюционируют так же, как и строение их тела. Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего.
После выхода этой теории, сразу был дан толчок для двух направлений, по которым пошла работа психологической мысли: с одной стороны, продолжая в положительном направлении дарвинские идеи, ряд психологов (частью Г. Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты Т. Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных. Отсюда и создалась рудиментная теория эмоций.
С точки зрения этой теории выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментные остатки животных реакций при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментные остатки движений, сопровождающих некогда у наших животных предков реакцию нападения.
Страх стал рассматриваться как заторможенное бегство, а гнев - как заторможенная драка. Иначе говоря, все выразительные движения стали рассматриваться ретроспективно.
Таким образом, получилось впечатление, что кривая развития эмоций идет
вниз. Отсюда знаменитое предсказание о том, что человек будущего – человек безэмоциональный.
Идеи, высказанные Дарвином, послужили толчком для создания других теорий эмоций, в частности «периферической» теории У. Джемса - Г. Ланге. [4, стр. 67]
1.4. Периферическая теория У. Джемса - Г. Ланге
Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи известного американского психолога У.Джеймса «Что такое эмоция?». У.Джеймс (1842 – 1910) и независимо от него датский психолог Г.Ланге в 1885 году сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций связано с изменениями, происходящими как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере, не подчиняющейся сознанию (в сердечной, сосудистой, секреторной деятельности). То, что мы ощущаем при этих изменениях, и есть эмоциональные переживания. Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали считать их причиной. Отсюда становится понятным упрощённый подход к регуляции эмоций.
По Джеймсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеёмся». Если попытаться объяснить наши переживания с позиций этой теории, то окажется, что мы говорим неправильно. Так, вместо того, чтобы сказать: «Я увидел большую собаку, испугался и побежал», надо говорить, поменяв последовательность событий: «Я увидел большую собаку, побежал и испугался» [12]
Если
Джеймс связывал эмоции с
Информация о работе Сравнительная характеристика известных теорий эмоций