Сравнительная характеристика известных теорий эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью нашего исследования является: проанализировать различные теории эмоций и дать сравнительную характеристику. Для этого нужно выполнить следующие задачи:
Осуществить анализ проблемы в психологической теории эмоций.
Определить понятие «эмоции» в различных психологических концепциях.
Дать сравнительный анализ подходов к изучению эмоций.

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 56.14 Кб (Скачать файл)

Ослабление двигательной иннервации  - разочарование 
Ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов - печаль 
Ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов + судороги органических мускулов - страх 
Ослабление двигательной иннервации + расстройство координации - смущение 
Усиление двигательной иннервации + судороги органических мускулов - нетерпение 
Усиление двигательной иннервации + судороги органических мускулов + расширение кровеносных сосудов - радость 
Усиление двигательной иннервации + судороги органических мускулов + расширение кровеносных сосудов + расстройство координации – гнев ).[4, стр. 69]

   Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоций. Изобразите гнев — и вы сами начнете переживать это чувство; начните смеяться — и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице — и у вас действительно испортится настроение. С другой стороны, подавите внешнее проявление

эмоции, и она исчезнет.

      У. Джемс  приводил не всегда бесспорные  доказательства своей гипотезы. Например, он описывает рассказ  своего знакомого, испытывавшего  страх при припадках, связанных  с затруднением глубокого вдоха,  и считает это доказательством  того, что эмоция здесь есть  просто ощущение телесного состояния  и причиной ее является чисто  физиологический процесс. Однако  появление страха в описываемом  случае может быть объяснено  и по-другому: человек при возникновении  затруднения при вдохе опасался, что он задохнется, и именно  сознание этого и вызывало  у него переживание страха. 
      Можно согласиться, что теория Джемса—Ланге имеет много слабостей и не объясняет все случаи эмоционального реагирования. Существенным ее недостатком является противоестественность появления эмоций. Возникновение эмоций биологически целесообразно, — происходит разрядка возникшего напряжения, мобилизация энергоресурсов организма и т. д. Вот эту-то целесообразность теория Джемса—Ланге и не объясняет. Более того, она ее просто игнорирует. [9].

Выводы по главе 

   Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций.

Эмоция (в терминах Спинозы  – аффект) – состояния тела, которые  увеличивают или уменьшают способность  самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее.

Основные аффекты: удовольствие, неудовольствие и желание. Эмоция всегда адресована (предметна). Эмоции взаимосвязаны, способны порождать друг друга.

По Вундту всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений: Возбуждение – успокоение; удовольствие – неудовольствие; напряжение – разрешение

Простые чувства объединяются в частичные, которые в свою очередь  образуют цельное чувство. Кроме  того, чувства образуют аффекты –  очень сильные по интенсивности  сочетания чувств.

Дарвин считал, что аффективные реакции у человека являются остатками его животного существования.

Джемс и Ланге предположили, что физические ощущения и есть сама эмоция. Вместо выдвигавшейся обычно последовательности: стимул (причина, ситуация) → ощущение → внешнее выражение, эта теория указывает иную последовательность: стимул → телесное изменение → ощущение.

Первые представления  об эмоциях стали фундаментальной  основой для дальнейшего изучения и исследования сущности эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1. Теория Л.Фестингера

        В  последующие  годы возникла и была основательно разработана теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно этой теории, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают  отрицательные эмоции, в то время  как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к  появлению положительных эмоций. Возникающие при диссонансе и консонансе эмоции рассматриваются в этой теории как основные мотивы соответствующего поведения человека.  

        Несмотря  на многие исследования, подтверждающие правоту этой теории, существуют и  другие данные, показывающие, что в  ряде случаев и диссонанс может вызвать положительные эмоции. По мнению Дж. Ханта, для возникновения положительных эмоций необходима определенная степень расхождения между установками и сигналами, некоторый «оптимум расхождения» (новизны, необычности, несоответствия и т. п.). Если сигнал не отличается от предшествовавших, то он оценивается как неинтересный; если же он отличается слишком сильно, покажется опасным, неприятным, раздражающим и т. п.[4]

2.2. Теория эмоций С. Шехтера

     Эта теория  разработана С. Шехтером с коллегами  в рамках когнитивистских теорий эмоций. Было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие увеличение  активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения  эмоционального состояния, но недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность. В соответствии с этой теорией, какое-то событие или ситуация вызывают возбуждение и у человека, возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение. По представлениям Шехтера, на возникновение эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями в организме, оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов. Таким образом, висцеральная реакция вызывает эмоцию не прямо, а опосредованно.  

     В пользу  этой точки зрения говорит то, что  возникновение эмоций может обусловливаться  словесными инструкциями и эмоциогенной информацией, предназначенной для изменения оценки возникшей ситуации (т. е. при использовании феномена приписывания). 

     Так, в одном эксперименте людям давали в качестве  «лекарства» физиологически  нейтральный раствор, причем в одном случае им говорили, что данное «лекарство» будет вызывать у них эйфорию, а в другом – состояние гнева. И действительно, после принятия «лекарства», через отведенный инструкцией временной промежуток у испытуемых появились ожидаемые эмоциональные переживания.

      В пользу когнитивных теорий эмоций говорит  и тот факт, что висцеральные реакции, вызванные введением адреналина, зависели от ситуации эксперимента и  характера инструкций: в одном  случае они вызывали реакцию гнева, в другом — страха, в третьем — радости и так далее.   

     Показательны  и эксперименты с ложной обратной связью. Эмоциональное отношение  испытуемых к воспринимаемым объектам определялось в таком опыте не реальными висцеральными изменениями, а оценкой ложной информации о  висцеральных изменениях, якобы возникающих при восприятии некоторых объектов.  

     Было  также   показано, что  характер и  интенсивность эмоциональных 

 переживаний  человека в значительной степени  зависит от того,  как сопереживают этому человеку другие находящиеся  рядом люди. Причем этот эффект зависит от того, как сопереживающий относится к тому человеку, которому сопереживает. По мнению Шехтера, эмоциональные состояния  — это результат взаимодействия двух компонентов: активации и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция.

     Однако   проверка гипотезы   Шехтера  во многих случаях     не

подтверждала ее. Например, приписывание причины эмоционального состояния нейтральному фактору  не во всех случаях приводило к  снижению интенсивности переживания. Отрицательные результаты в этих экспериментах были получены на лицах с высокой личностной тревожностью, а также на находящихся в состоянии стресса. Данный метод не сработал и в клинике, что объясняют сильной концентрацией внимания больных на истинных причинах их болезней. X. Левенталь и А. Томаркен показали, что феномен приписывания возникает только в новых условиях и при среднем уровне негативных эффектов.[4,]  

 

2.3.Теория дифференциальных эмоций К. Изарда  

         Объектом  изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард постулирует пять основных тезисов:

1)основную  мотивационную систему человеческого  существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;  
2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;  
3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;  
4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;  
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.          

        В  своей  теории К. Изард определяет эмоции как  сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы) , аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные  активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).  

       Говоря  о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:  
1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;  
2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);  
3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;  
4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;  
5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.[7]  

       К. Изард  признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми  этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического  и пантомимического выражения. С  другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.  

      Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов. Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.  

И. Изард считает, что эмоция состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

1)нейронной активности  мозга и соматической нервной  системы; 

2) деятельности поперечно-полосатой мускулатуры или мимической и пантомимической экспрессии;

3) субъективного переживания.

 Всего по И. Изарду существуют десять фундаментальных эмоций:

- интерес – возбуждение; 

- удовольствие – радость; 

- удивление; 

- горе – страдание;

- гнев – ярость;

- отвращение – омерзение; 

- презрение – пренебрежение; 

- страх – ужас;

- стыд – застенчивость; 

- вина – раскаяние.

      Не отрицая  мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в  том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой — как фундаментального личностного процесса. 

 

2.4. Поведенческая теория Линдснея - Хебба

     Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса - Ланге и Кеннона - Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея - Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

1. Электроэнцефалографическая  картина работы мозга, возникающая  при эмоциях, является выражением  так называемого "комплекса  активации", связанного с деятельностью  ретикулярной формации.

2. Работа ретикулярной  формации определяет многие динамические  параметры эмоциональных состояний:  их силу, продолжительность, изменчивость  и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и  органических процессов, появились  теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О.Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Информация о работе Сравнительная характеристика известных теорий эмоций