Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:35, курсовая работа
Поэтому целью нашего исследования является: проанализировать различные теории эмоций и дать сравнительную характеристику. Для этого нужно выполнить следующие задачи:
Осуществить анализ проблемы в психологической теории эмоций.
Определить понятие «эмоции» в различных психологических концепциях.
Дать сравнительный анализ подходов к изучению эмоций.
Ослабление двигательной
иннервации - разочарование
Ослабление двигательной иннервации +
сужение сосудов - печаль
Ослабление двигательной иннервации +
сужение сосудов + судороги органических
мускулов - страх
Ослабление двигательной иннервации +
расстройство координации - смущение
Усиление двигательной иннервации + судороги
органических мускулов - нетерпение
Усиление двигательной иннервации + судороги
органических мускулов + расширение кровеносных
сосудов - радость
Усиление двигательной иннервации + судороги
органических мускулов + расширение кровеносных
сосудов + расстройство координации –
гнев ).[4, стр. 69]
Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоций. Изобразите гнев — и вы сами начнете переживать это чувство; начните смеяться — и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице — и у вас действительно испортится настроение. С другой стороны, подавите внешнее проявление
эмоции, и она исчезнет.
У. Джемс
приводил не всегда бесспорные
доказательства своей гипотезы.
Например, он описывает рассказ
своего знакомого,
Можно согласиться, что
теория Джемса—Ланге имеет много слабостей
и не объясняет все случаи эмоционального
реагирования. Существенным ее недостатком
является противоестественность появления
эмоций. Возникновение эмоций биологически
целесообразно, — происходит разрядка
возникшего напряжения, мобилизация энергоресурсов
организма и т. д. Вот эту-то целесообразность
теория Джемса—Ланге и не объясняет. Более
того, она ее просто игнорирует. [9].
Выводы по главе
Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций.
Эмоция (в терминах Спинозы
– аффект) – состояния тела, которые
увеличивают или уменьшают
Основные аффекты: удовольствие, неудовольствие и желание. Эмоция всегда адресована (предметна). Эмоции взаимосвязаны, способны порождать друг друга.
По Вундту всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений: Возбуждение – успокоение; удовольствие – неудовольствие; напряжение – разрешение
Простые чувства объединяются в частичные, которые в свою очередь образуют цельное чувство. Кроме того, чувства образуют аффекты – очень сильные по интенсивности сочетания чувств.
Дарвин считал, что аффективные реакции у человека являются остатками его животного существования.
Джемс и Ланге предположили, что физические ощущения и есть сама эмоция. Вместо выдвигавшейся обычно последовательности: стимул (причина, ситуация) → ощущение → внешнее выражение, эта теория указывает иную последовательность: стимул → телесное изменение → ощущение.
Первые представления
об эмоциях стали фундаментальной
основой для дальнейшего
Глава 2.
2.1. Теория Л.Фестингера
В
последующие годы возникла и была основательно
разработана теория когнитивного диссонанса
Л. Фестингера. Согласно этой теории, когда
между ожидаемыми и действительными результатами
деятельности имеется расхождение (когнитивный диссонанс),
возникают отрицательные эмоции, в то время
как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс)
приводит к появлению положительных
Несмотря на многие исследования, подтверждающие правоту этой теории, существуют и другие данные, показывающие, что в ряде случаев и диссонанс может вызвать положительные эмоции. По мнению Дж. Ханта, для возникновения положительных эмоций необходима определенная степень расхождения между установками и сигналами, некоторый «оптимум расхождения» (новизны, необычности, несоответствия и т. п.). Если сигнал не отличается от предшествовавших, то он оценивается как неинтересный; если же он отличается слишком сильно, покажется опасным, неприятным, раздражающим и т. п.[4]
2.2. Теория эмоций С. Шехтера
Эта теория разработана С. Шехтером с коллегами в рамках когнитивистских теорий эмоций. Было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоционального состояния, но недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность. В соответствии с этой теорией, какое-то событие или ситуация вызывают возбуждение и у человека, возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение. По представлениям Шехтера, на возникновение эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями в организме, оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов. Таким образом, висцеральная реакция вызывает эмоцию не прямо, а опосредованно.
В пользу этой точки зрения говорит то, что возникновение эмоций может обусловливаться словесными инструкциями и эмоциогенной информацией, предназначенной для изменения оценки возникшей ситуации (т. е. при использовании феномена приписывания).
Так, в одном эксперименте людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор, причем в одном случае им говорили, что данное «лекарство» будет вызывать у них эйфорию, а в другом – состояние гнева. И действительно, после принятия «лекарства», через отведенный инструкцией временной промежуток у испытуемых появились ожидаемые эмоциональные переживания.
В пользу когнитивных теорий
эмоций говорит и тот факт, что висцеральные
реакции, вызванные введением
Показательны
и эксперименты с ложной обратной связью.
Эмоциональное отношение испытуемых к воспринимаемым
объектам определялось в таком опыте не
реальными висцеральными
Было также показано, что характер и интенсивность эмоциональных
переживаний человека в значительной степени зависит от того, как сопереживают этому человеку другие находящиеся рядом люди. Причем этот эффект зависит от того, как сопереживающий относится к тому человеку, которому сопереживает. По мнению Шехтера, эмоциональные состояния — это результат взаимодействия двух компонентов: активации и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция.
Однако проверка гипотезы Шехтера во многих случаях не
подтверждала ее. Например, приписывание причины эмоционального состояния нейтральному фактору не во всех случаях приводило к снижению интенсивности переживания. Отрицательные результаты в этих экспериментах были получены на лицах с высокой личностной тревожностью, а также на находящихся в состоянии стресса. Данный метод не сработал и в клинике, что объясняют сильной концентрацией внимания больных на истинных причинах их болезней. X. Левенталь и А. Томаркен показали, что феномен приписывания возникает только в новых условиях и при среднем уровне негативных эффектов.[4,]
2.3.Теория дифференциальных эмоций К. Изарда
Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард постулирует пять основных тезисов:
1)основную мотивационную систему
2) каждая базовая эмоция обладает уникальными
мотивационными функциями и подразумевает
специфическую форму переживания;
3) фундаментальные эмоции переживаются
по-разному и по-разному влияют на когнитивную
сферу и на поведение человека;
4) эмоциональные процессы взаимодействуют
с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными,
когнитивными и моторными процессами
и оказывают на них влияние;
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические,
перцептивные, когнитивные и моторные
процессы влияют на протекание эмоционального
процесса.
В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы) , аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).
Говоря
о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их
некоторые признаки:
1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые
и специфические нервные субстраты;
2) базовая эмоция проявляет себя при помощи
выразительной и специфической конфигурации
мышечных движений лица (мимики);
3) базовая эмоция сопровождается отчетливым
и специфическим переживанием, осознаваемым
человеком;
4) базовые эмоции возникли в результате
эволюционно-биологических процессов;
5) базовая эмоция оказывает организующее
и мотивирующее влияние на человека, служит
его адаптации.[7]
К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.
Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов. Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.
И. Изард считает, что эмоция состоит из трех взаимосвязанных компонентов:
1)нейронной активности мозга и соматической нервной системы;
2) деятельности поперечно-
3) субъективного переживания.
Всего по И. Изарду существуют десять фундаментальных эмоций:
- интерес – возбуждение;
- удовольствие – радость;
- удивление;
- горе – страдание;
- гнев – ярость;
- отвращение – омерзение;
- презрение – пренебрежение;
- страх – ужас;
- стыд – застенчивость;
- вина – раскаяние.
Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой — как фундаментального личностного процесса.
2.4. Поведенческая теория Линдснея - Хебба
Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса - Ланге и Кеннона - Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея - Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:
1. Электроэнцефалографическая
картина работы мозга,
2. Работа ретикулярной
формации определяет многие
Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О.Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.
Информация о работе Сравнительная характеристика известных теорий эмоций