Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:35, курсовая работа
Поэтому целью нашего исследования является: проанализировать различные теории эмоций и дать сравнительную характеристику. Для этого нужно выполнить следующие задачи:
Осуществить анализ проблемы в психологической теории эмоций.
Определить понятие «эмоции» в различных психологических концепциях.
Дать сравнительный анализ подходов к изучению эмоций.
Данная теория дополнила
существующие представления о
связи эмоций с поведением
и вегетативными реакциями,
2.5. Информационная теория Симонова
К подобному типу подходов можно отнести и информационную концепцию эмоций психофизиолога П.В.Симонова. Согласно его теории, эмоциональные состояния определяются имеющимися у человека желанием или, как говорит Симонов. Силой актуальной потребности. С одной стороны, и оценкой, которую он даёт вероятности её удовлетворения. – с другой. Эту оценку вероятности человек производит на основе врождённого и ранее приобретённого опыта. Причём эмоция возникает тогда, когда имеется рассогласование между тем, что необходимо знать для удовлетворения желания, и тем, что на самом деле известно. То есть мы постоянно вольно или невольно сопоставляем необходимую нам информацию (о средствах, времени, ресурсах), которая потребуется для удовлетворения желания, с информацией, имеющейся у нас в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. На этой основе была разработана формула эмоций:
Э = - П (Ин - Ис),
где: Э – эмоция (её сила и качество);
П – потребность (в формуле она берётся с отрицательным знаком «-»);
Ин – информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;
Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент (то, что известно).
Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П =0), то эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий какое-либо желание, обладает полной возможностью для его реализации (Ин = Ис). Если вероятность удовлетворения потребности велика, то проявляются положительные чувства (И с > Ин). Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности (Ис < Ин). При этом максимум положительных или отрицательных эмоций при постоянной силе потребности человек испытывает, когда Ин = 0 или
Ис = 0.
Таким образом, внутри нас как бы находится манометр, показания которого зависят от того, какая информация имеется о том, что требуется для удовлетворения потребности, и о том, чем мы располагаем, и в зависимости от их соотношения мы испытываем различные эмоции. Однако не все эмоциональные проявления укладываются в эту концепцию. Например, к какой категории чувств – положительным или отрицательным – отнести удивление? Или представьте себе ситуацию, когда вы, проголодавшись, приходите в гости. Вы видите накрытый стол с большим количеством еды и у вас улучшается настроение. Хотя в данной ситуации вы вполне уверены, что и как будете есть, т.е. Ин = Ис и эмоция должна быть Э = 0. [11]
Выводы по главе 2
По Фестингеру положительные эмоции возникают только тогда, когда не возникает когнитивного диссонанса между исходом ситуации и тем, как этот исход был представлен в сознании индивида, и отрицательные или негативные эмоции возникают в случае наличия когнитивного диссонанса
Шехтер считает, что Эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Тип и качество эмоции зависит от того как индивид оценивает ситуацию.
Изард определил эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и феноменологический аспекты.
Выделил следующие критерии:
Определяются по электрохимической активности нервной системы;
Мимические, пантомимические, голосовые реакции;
Сильно мотивированное переживание, которое имеет непосредственную значимость для субъекта.
Выделил 10 фундаментальных эмоций.
Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.
Симонов вывел формулу эмоций, которая отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).
Заключение
Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки.
Каждая из представленных в данной работе теорий освещает лишь отдельные фрагменты, поэтому они переплетаются между собой, нередко теория дает аргументацию против самой себя, может противоречить другой, либо являеться ее усовершенствованной формой.
До сих пор некоторыми психологами вносятся «важные» изменения в более старые представления об эмоциях. Теория Джемса - Ланге об осознании вегетативных изменений в качестве проявления эмоций оказалась достаточно живучей. Отзвуки их взглядов можно встретить в современной физиологии. Однако огромное количество фактов убеждает нас в том, что роль «обратной сигнализации» с исполнительных аппаратов в концепции Джемса - Ланге оказалась явно преувеличенной.
Некоторые ученые признали необходимость исследования эмоциональной сферы в процессе познания, которая всегда характеризуется чувством сомнения и оно внутренне присуще человеку.
Одной из таких теорий является теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека в различных социальных ситуациях. Лежащим в их основе когнитивным фактам приписывается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим процессам.
Немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испы-тываться как радость или гнев в зависимости от трактовки ситуации. Его теория получила название когнитивно - физиологической.
Таким образом, подводя итог
проведенной мной работы, можно сделать
следующие выводы: психологи в ранних
представлениях и в современных концепциях
так и не пришли к единой теории, хотя рассматривали
природу и сущность эмоций с двух позиций
, одни утверждали, что органические проявления
эмоций – это следствие психических явлений,
другие заявляли, что органические реакции
влияют на психические явления. Вероятно,
причина в том, что под эмоциями обычно
подразумевают самые разнообразные реакции
человека – от бурных взрывов страсти
до тонких оттенков настроения. Все эмоции,
эмоциональные переживания, проходят
общий для высших психических функций
путь развития – от внешних социально
детерминированных форм к внутренним
психическим процессам. Все эмоциональные
проявления характеризуются направленностью,
степенью напряжения и уровнем обобщенности.
Направленность эмоции связана не столько
с результатом деятельности, сколько с
тем, насколько полученный результат соответствует
мотиву деятельности. Эмоции не только
осознаются и осмысливаются, но и переживаются.
Принимая во внимание все эти факты, довольно
сложно представить одну теорию, которая
не противоречила бы ни физиологии, ни
психологии и самое главное: самой себе.
Но я считаю, что на основе уже выдвинутых
теорий, современные психологи, в условиях
высочайшего развития нейрофизиологии,
способны будут создать такую теорию, которая
смогла бы в полной мере осветить до сих
пор не раскрытый в полной мере, но такой
интересный и загадочный мир человеческих
эмоций.
В ходе данного исследования была достигнута
его основная цель -проанализировать различные
теории эмоций и дать сравнительную характеристику. Были
решены следующие задачи:
Осуществить анализ проблемы в психологической
теории эмоций. Определить понятие «эмоции»
в различных психологических
концепциях. Дать сравнительный анализ
подходов к изучению эмоций.
Список литературы
Психология эмоций: тексты М.1988;
Информация о работе Сравнительная характеристика известных теорий эмоций