Сравнительный анализ личных особенностей юношей и девушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное сравнение личностных особенностей девушек и юношей.
Гипотеза исследования: возможно, имеются существенные различия между личностными особенностями юношей и девушек 14 – 15 лет.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа литературы по проблеме исследования определить личностные особенности юношей и девушек.
2. Изучить особенности личностных качеств юношей и девушек 14 – 15 лет.
3. Осуществить сравнительный анализ личностных особенностей юношей и девушек 14 – 15 лет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы гендерных различий личностных особенностей в юношеском возрасте……………………………………………7
1.1. Психологические особенности юношеского возраста…………………7
1.2. Характеристика личностных особенностей юношей и девушек……..14
1.3. Определение различий личностных качеств юношей и девушек…....21
Глава II. Экспериментальное изучение личностных особенностей юношей и девушек в возрасте 14 – 15 лет…………………………………......30
2.1. Описание процедуры и методов исследования личностных особенностей юношей и девушек 14 – 15 лет…………………………30
2.2. Результаты изучения особенностей личности в юношеском возрасте…………………………………………………………………..33
2.3. Сравнение личностных качеств юношей и девушек………………….35
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Результаты исследования юношей

 

фактор

Количество опрошенных

среднее значение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

A

12,6

11,8

12,8

13,8

12,8

12,9

13,5

12,1

11,9

12,9

12,71

B

4,1

4,4

4,3

5,3

4,8

4,4

4,4

4,4

4,8

4,3

4,52

C

12,9

15,9

12,8

12,4

12,9

16,1

12,1

15,3

14,9

14,9

14,02

D

13,5

13,5

13,5

13,8

13,1

14,8

12,4

13,5

13,6

13,7

13,54

E

15,7

13,1

13,8

14,8

14,1

14,1

14,1

13,1

12,9

14,8

14,05

F

14,1

14,1

14,1

15,1

12,7

12,1

15,1

14,1

14,1

14,9

14,04

G

12,8

14,1

12,9

13,8

14,7

14,7

14,8

14,6

12,8

14,9

14,01

H

14,7

14,1

13,5

14,9

15,8

14,7

14,7

14,7

14,9

14,9

14,69

I

11,3

11,3

11,2

10,8

10,5

12,5

11,3

11,1

11,8

11,9

11,37

J

12,9

12,8

12,8

12,8

15,1

12,8

13,3

12,8

12,6

14,6

13,25

O

14,8

14,8

14,7

14,9

15,1

14,8

14,1

14,7

14,8

14,7

14,74

Q2

13,3

12,1

12,8

14,7

15,1

14,8

12,4

13,4

13,9

14,8

13,73

Q3

14,8

13,8

16,8

15,4

15,1

16,1

14,4

14,5

12,9

16,4

15,02

Q4

12,8

12,8

12,1

13,4

11,8

14,5

14,7

12,8

12,5

12,1

12,95


 

2.3. Сравнение личностных  качеств юношей и девушек

Рис. 1. Сравнение результатов исследования личности у юношей и девушек 14 – 15 лет

 

Фактор А /шизотемия-аффектомия/ 

Низкие оценки: сдержанный, обособленный, критичный, холодный, склонен к ригидности, скептицизму, отчужденности. Вещи и идеи привлекают больше, чем люди. Предпочитаем работать в одиночку. Избегает компромиссов. Тверд, несгибаем, жесток. Точность и ригидность проявляются в действиях и установках. Показатель несколько коррелирует шизоидностью.  

Высокие оценки: человек обращен вовне. Легкий в общении, доброжелательный, эмоционально богат. Склонен к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен. Хорошо приспособляется, присущи гибкие установки, которые легко меняются. Хорошо развито чувство сопереживания. В мышлении присущи реалистичные тенденции. В деятельности предпочитает социально значимые ситуации, которые связаны с людьми. Легко включается в активные группы. В личных отношениях щедр, открыт, не боится критики. 

У испытуемых девушек среднее значение данного фактора составило 14,1, а у юношей – 12,71. Таким образом, девушки более обращены вовне, чем юноши.

 

 

 Фактор C /степень эмоциональной устойчивости/  

Низкие оценки: чувствительный, эмоционально менее устойчив. Легко расстраивается. Изменчив в поведении, в эмоциях. Избегает требований окружающей действительности. Раздражителен, эмоционально возбудимый, невротически утомленный. Активно реагирует на удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей. Требует немедленного решения проблем, удовлетворения потребностей. 

Высокие оценки: эмоционально устойчив. Зрелый тип. Реалистическое отношение к жизни. Невозмутим. Развита способность к соблюдению групповых моральных норм. Может проявляться покорность перед нерешенными проблемами /без отрицательных эмоций от неудовлетворенности/. Гибкое поведение в стрессовых ситуациях. Способен выбирать оптимальный вариант поведения. Не ригиден.  

У испытуемых девушек среднее значение данного фактора составило 11,17, а у юношей – 14,02. Таким образом, девушки более чувствительны, а юноши более эмоционально устойчивы.

 

 

 Фактор D /флегматичность-возбудимость/  

Низкие оценки: сдержанный, инертный, осторожный, благодушный, стоический, неторопливый. Не склонен к резкости. Легко смущается. Склонен к самоунижению. Спокойный. Очень постоянен в своих интересах, привязанностях. Упорен в достижении цели.  

Высокие оценки: возбудимый, нетерпеливый, требовательный, сверхактивный, несдержанный. Привлекающий внимание, позирующий, склонный к ревности. Самоуверенный, эгоцентиричный. Легко отвлекается и проявляет много нервных симптомов /беспокойно спит, легко обижается, сердится в возбужденном состоянии в ситуации ограничения/. 

У испытуемых девушек среднее значение данного фактора составило 14,43, а у юношей – 13,54. Таким образом, девушки более возбудимы, несдержанны, чем юноши.

 

 

 Фактор Е /пассивность-доминантность/  

Низкие оценки: уступчив, навязчив в поведении. Зависит от других. Стремиться исповедоваться, раскрыться другим. В поведении корректен. Низкие оценки часто встречаются у невротиков.  

Высокие оценки: по отношению к другим выступает как руководитель. Но это не коррелирует с истинным лидерством и реальными способностями. Могут быть временными лидерами в экстремальных ситуациях или в неформальных группах. Демократичны. Высокое упорство в борьбе против норм, установок в группе /если что-то не устраивает/. Склонны к самоутверждению. Придерживаются своих взглядов, установок. Властны, авторитарны, ожидают самостоятельности от других. 

У испытуемых девушек среднее значение данного фактора составило 14,08, а у юношей – 14,05. Таким образом, девушки почти так же уступчивы, как и юноши.

 

 

 Фактор F /осторожность-легкомыслие/ 

Низкие оценки: трезвый, осторожный, молчаливый, неторопливый. Осторожность иногда выступает в комплексе с мрачностью и пессимизмом. Впечатлителен, склонен к субдепрессиям. На них можно положиться, но не эффективны как организаторы. На второстепенных ролях функционируют очень хорошо. 

Высокие оценки: безалаберны, импульсивны, живые, веселые, полны энтузиазма, активны, разговорчивы. Часто бывают душой общества. Легко переключаются с одной деятельности на другую. Склонны к частой перемене мест. Оперативны, свойственна высокая производительность труда. Присущи хорошие организаторские способности. деятельность может не иметь реального эффекта. Высокий показатель по этому фактору коррелирует с низким показателем по фактору "Степени принятия моральных норм". 

У испытуемых девушек среднее значение данного фактора составило 14,65, а у юношей – 14,04. Таким образом, девушки более осторожны, а юноши более безалаберны, импульсивны, активны.

 

 

 Фактор G /степень принятия моральных норм/ 

Низкие оценки: неустойчивость в достижении цели, поверхность. Избегает правил, мало чувствует обязанности. Не прилагает усилий при решении групповых задач, выполнении социально-культурных требований. Эгоисты, работают для себя и на себя. Обычно высокое честолюбие. Свободен от влияния группы. Отказ от подчинения правилам группы может коррелировать с низким уровнем соматических заболеваний /меньше болеют/. Большая устойчивость при стрессах. 

Высокие оценки: сознательны, настойчивы, на них можно положиться. Степенны в поведении, требовательны к себе. Обязательны, настойчивы, руководствуются чувством долга, ответственны, полны планов. Не легки в общении. Педантичны. Могут возникать конфликты при попадании в другую культуру, в другое общество. Исполнительны. Не любят перемен мест работы. Избегают помощи со стороны окружающих. Довольствуются ресурсами собственной личности. Хорошие руководители. Копаются в мелочах и чувствительны к нарушениям морально-этических норм. 

У испытуемых девушек среднее значение данного фактора составило 14,22, а у юношей – 14,01. Таким образом, девушки не на много сознательнее и настойчивее, чем юноши.

 

 

 Фактор H /робость, застенчивость - смелость, авантюризм/ 

Низкие оценки: застенчивы, сдержанны, боязливы, уклончивы, держатся в тени. Проявляются подсознательное чувство вины, собственной неполноценности. Речь замедленна, затрудняется в высказываниях. Избегает профессий с личными контактами. Не склонны поддерживать отношения со всеми, кто их окружает. С трудом включается в общие мероприятия. Избегает яркого своего появления на людях, самовыражения.  

Высокие оценки: авантюристичны, социально смелы, не заторможены. Очень живые и непосредственны в эмоциональных реакциях. Может небрежно относиться к деталям. Не реагирует на сигналы опасности. Пробивные. Тенденция заинтересованности к противоположному полу. Фактор коррелирует положительно с лидерством. Обычно академическая успеваемость невысокая. Охотно испытывает новые эмоции, с восторгом бросается в них. В деятельности много времени тратит на разговоры. 

У испытуемых девушек среднее значение данного фактора составило 13,12, а у юношей – 14,69. Таким образом, девушки более застенчивы и сдержанны, чем юноши, которые более авантюристичны.

 

 

 Фактор I /реализм - сензитивность/ 

Низкие оценки: практичны, самодовольны. Способствуют сплочению интеграции группы, реалистичны, мужественны, независимы. Проявляют скептицизм к культурным, социальным аспектам жизни, ко всему, что субъективно. Иногда могут быть безжалостны и жестоки. В группе ориентируются на реальную деятельность, а не на субъективные взаимоотношения. В основном полагаются на себя. Не терпят бессмысленной работы. 

Высокие оценки: высокая эмоциональная чувствительность. Обычно не проявляют альтруизма. Выражена тенденция к избеганию ответственности в работе и личных отношениях. Свойственная беспричинная тревога. Фактор коррелирует со шкалой тревожности. Продуктивны в творческой деятельности, обладают артистическими способностями, тонкостью чувств. В жизни - нетерпеливы, непрактичны, слабы, легко поддаются влиянию других, недостаточно самостоятельны, зависимы, капризны, требовательны к вниманию других. Требуют и ждут помощи. Плохо переносят грубость и грубые работы. Замедляют деятельность группы. 

У испытуемых девушек среднее значение данного фактора составило 15,1, а у юношей – 11,37. Таким образом, у девушек намного выше эмоциональная чувствительность, чем у юношей.

 

 

 Фактор J /неврастения, фактор Гамлета/  

Низкие оценки: предприимчивы, предпочитают групповые действия. Любят внимание, энергичны. Принимающие общие нормы и оценки. Для них важна сосокупность людей. 

Высокие оценки: индивидуалисты, внутренне сдержанны, интроспективны. В общем деле не очень эффективны, так как очень привередливы. В своих оценках очень холодны. Обычно, имеют свое мнение / его не навязывают и часто не сообщают другим/. Узкий круг друзей. Не забывают несправедливости. Интеллектуально развиты, думают над своими ошибками, стараясь избежать новых. Холодные неврастеники. 

У испытуемых девушек среднее значение данного фактора составило 11,87, а у юношей – 13,25. Таким образом, девушки более внутренне сдержанны, интроспективны, юноши более предприимчивы, предпочитают групповые действия.

 

 

 Фактор O /самоуверенность - склонность к чувству вины/ 

Низкие оценки: безмятежны, доверчивы, преобладает спокойное настроение, невозмутимы. Зрелая уверенность в себе и своих близких. Отсутствует чувство угрозы до такой степени, что в личных отношениях или в групповой деятельности может не заметить изменений. Самоуверены, зачастую вызывают явную неприязнь окружающих.  

Высокие оценки: депрессивны, преобладает плохое настроение. Свойственны мрачные предчувствия, размышелния, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, субъективное чувство, что его не принимает группа. Неэффективные ораторы. 

У испытуемых девушек среднее значение данного фактора составило 15,63, а у юношей – 14,74. Таким образом, девушки более безмятежны, доверчивы, чем юноши.

 

 

 Фактор Q2 /степень групповой зависимости/  

Низкие оценки: зависимые, ведомые, идущие на зов, присоединяющиеся. Предпочитают принимать решения вместе с другими людьми. Любят процесс общения. Любят, когда ими восхищаются. Не хватает решительности. Необходима поддержка группы. Близки к конформизму. Проявляется стадное чувство. 

Высокие оценки: независимы, склонны идти своим путем, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Не считаются с общественным мнением. Не всегда доминируют. Нельзя сказать, что у них негативное отношение к другим людям, им просто не нужно их одобрение, поддержка. Предпочитают собственное мнение и решение. Плохо работают в группе, говоря, что при работе в группе теряют много времени. 

У испытуемых девушек среднее значение данного фактора составило 13,65, а у юношей – 13,73. Таким образом, девушки практически так же независимы, склонны идти своим путем, принимать собственные решения, действовать самостоятельно, как юноши.

 

Фактор Q3 / степень самоконтроля/ 

Низкие оценки: низкий волевой контроль. В своем поведении не руководствуется волевым контролем. Не обращает внимания на социальные требования. Низкая интегрированность. Не обращает внимания на социальные требования. Низкая интеррированность. Нет цельной личности. Не слишком чувствительны, но импульсивны в своем поведении и, следовательно, подвержены ошибкам. Часто чувствуют себя неприспособленными к жизни. 

Информация о работе Сравнительный анализ личных особенностей юношей и девушек