Сравнительный анализ личных особенностей юношей и девушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное сравнение личностных особенностей девушек и юношей.
Гипотеза исследования: возможно, имеются существенные различия между личностными особенностями юношей и девушек 14 – 15 лет.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа литературы по проблеме исследования определить личностные особенности юношей и девушек.
2. Изучить особенности личностных качеств юношей и девушек 14 – 15 лет.
3. Осуществить сравнительный анализ личностных особенностей юношей и девушек 14 – 15 лет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы гендерных различий личностных особенностей в юношеском возрасте……………………………………………7
1.1. Психологические особенности юношеского возраста…………………7
1.2. Характеристика личностных особенностей юношей и девушек……..14
1.3. Определение различий личностных качеств юношей и девушек…....21
Глава II. Экспериментальное изучение личностных особенностей юношей и девушек в возрасте 14 – 15 лет…………………………………......30
2.1. Описание процедуры и методов исследования личностных особенностей юношей и девушек 14 – 15 лет…………………………30
2.2. Результаты изучения особенностей личности в юношеском возрасте…………………………………………………………………..33
2.3. Сравнение личностных качеств юношей и девушек………………….35
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Высокие оценки: высокий контроль поведения, поведение социально точное, соответствующее образу своего Я. Социально очень чувствительны. Характерно самоуважение, забота о собственной репутации. Устойчивые интересы, формы поведения. Склонны к упрямству. Нечувствительны в области чувств, необидчивы. Образ Я строят сами, но он почти совпадает с требованиями общества. Волевые, уверены в себе, в группе работают хорошо. Достаточно объективны к окружающим. Часто обладают хорошими ораторскими способностями. Уравновешены, надежны. 

У испытуемых девушек среднее значение данного фактора составило 14,46, а у юношей – 15,02. Таким образом, у девушек степень самоконтроля немного выше, чем у юношей.

 

 

 Фактор Q4 /степень внутреннего напряжения/  

Низкие оценки: склонны к удовлетворенности. Расслабленность может привести к лени, к низким достижениям. Обычно снижена мотивация деятельности. Легко адаптируются. Если работа или жизнь требуют высокого напряжения - их деятельность низко эффективна. Идеальное условие для работы - это постоянный ритм. 

Высокие оценки: сверхактивны, возбудимы, беспокойны, нетерпеливы. При групповой работе не очень приятны. Обычно недовольны порядком, руководством. Тип фрустрированный. В эмоциональном плане - взрывчаты. Очень высоко мотивированы. Низкий порог фрустации, который связан с высокой возбудимостью. Фактор хорошо коррелирует с высокой успеваемостью. 

У испытуемых девушек среднее значение данного фактора составило 14,88, а у юношей – 12,95. Таким образом, девушки более возбудимы, беспокойны, чем юноши.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Юношеский возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания и воспитания, параллельно которому достигают зрелости остальные биологические системы организма. Это так называемый «третий мир», который существует между детством и взрослостью.1 Биологически - это период завершения физического созревания. Однако, в этот период еще наблюдаются некоторые специфические, характерные для данного возраста особенности внешнего вида юношей и девушек.

Начиная с 14-15 летнего возраста у юношей и девушек, активизация деятельности гипофиза и щитовидной железы стимулируют функцию коры надпочечников. Гормоны коры надпочечников и половых желез способствуют дальнейшему развитию вторичных половых признаков и формированию фигуры.

Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла отражает модель индивидуально-психологических свойств личности и позволяет прогнозировать ее реальное поведение. 

Исследование проводилось в МКОУ Леонтьевская СОШ среди подростков 14 – 15 лет. Контингент испытуемых – учащиеся школы, среди которых 10 юношей 14 – 15 лет и 10 девушек 14 – 15 лет.

Обработка данных производилась при помощи качественного и количественного анализов. «Сырые» баллы по тесту Кеттелла были переведены в стены, затем по каждому фактору было подсчитано среднее значение.

В результате проведенного исследования получили следующие выводы:

  • девушки более обращены вовне, чем юноши,
  • девушки более чувствительны, а юноши более эмоционально устойчивы,
  • девушки более возбудимы, несдержанны, чем юноши. девушки почти так же уступчивы, как и юноши,
  • девушки более осторожны, а юноши более безалаберны, импульсивны, активны,
  • девушки не на много сознательнее и настойчивее, чем юноши. девушки более застенчивы и сдержанны, чем юноши, которые более авантюристичны,
  • девушки не на много сознательнее и настойчивее, чем юноши,
  • девушки более застенчивы и сдержанны, чем юноши, которые более авантюристичны,
  • у девушек намного выше эмоциональная чувствительность, чем у юношей,
  • девушки более внутренне сдержанны, интроспективны, юноши более предприимчивы, предпочитают групповые действия,
  • девушки более безмятежны, доверчивы, чем юноши,
  • девушки практически так же независимы, склонны идти своим путем, принимать собственные решения, действовать самостоятельно, как юноши,
  • у девушек степень самоконтроля немного выше, чем у юношей,
  • девушки более возбудимы, беспокойны, чем юноши.

Таким образом, в результате проведенного исследования гипотеза подтвердилась: имеются существенные различия между личностными особенностями юношей и девушек 14 – 15 лет.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.
  2. Блонский П. П. Психология школьника. М., Воронеж, 
    1997.
  3. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. М., 2005
  4. Выготский Л. С. Педология подростка // Собрание сочинений. М., 
    1984. Т. 4.
  5. Грецов А. Г. Эмоциональные отношения со сверстниками и психологические проблемы подростков. Автореф. дисс. канд. психол. наук. – СПб., 2003.
  6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001.
  7. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2008.
  8. Кривцова С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.
  9. Наш проблемный подросток: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Регуш. – СПб., 2005.
  10. Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л. А. 
    Регуш. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
  11. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
  12. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1996
  13. Общая психология / Под ред. А.П.Петровского. – М., 1996.
  14. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. –  СПб., 2008.
  15. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 2007.
  16. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 
    2008.
  17. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 2004.
  18. Столяров Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Дону, 2004.
  19. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и 
    их педагогов. – М., 2004.
  20. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте // Избранные психологические труды. – М., 2006.

 

 

 


 



Информация о работе Сравнительный анализ личных особенностей юношей и девушек