Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:10, курсовая работа
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа психики человека и животных на примере понгид. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
проследить эволюцию психики, как способа отражения окружающей действительности;
рассмотреть особенности онтогенеза психики животных;
рассмотреть особенности онтогенеза психики человека;
сравнить особенности онтогенеза человека и понгид;
сравнить особенности онтогенеза психики человека и понгид.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
профессионального образования
«Волгоградский
Естественно-географический факультет
Кафедра психологии
Сравнительный анализ онтогенеза психики человека и животных
курсовая работа
«Допущена к защите» Исполнитель:
Блюм Кирилл Яковлевич
студент гр. ЕГ-ББ-31
__________________________
Научный руководитель:
Усачева А.Н., кан. пед. наук,
доцент
__________________________
Волгоград – 2013
Введение
Современное общество невозможно
представить без последних
Данная работа важна и актуальна, поскольку она затрагивает востребованные современностью вопросы: происхождение психики, как способа отражения окружающей действительности, особенности развития психики у животных с различным уровнем развития, а так же сравнение развития психики человека и животных.
Исследованиями в этой области занимались такие выдающиеся ученые, как Фабри К.Э., Северцев А.Н., Вагнер В.А. и др.
Объект исследования – психика животных и человека
Предмет исследования – эволюция психики, как способа отражения окружающей действительности.
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа психики человека и животных на примере понгид. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования – общенаучные теоретические – работа с открытыми источниками, анализ и синтез, классификация.
Структура и объем исследования. Работа объемом тридцать четыре страницы состоит из двух глав (глава первая – двадцать четыре страницы, глава вторая – десять страниц), заключения (одна страница), списка источника (одна страница). Работа содержит одну таблицу и приложение.
Глава 1. Онтогенез психики животных и человека
Психика животных издавна привлекала к себе внимание естествоиспытателей, психологов и философов. Изучение психики животных составило целую ветвь психологии. Эту область психологии называют биопсихологией или зоопсихологией. Оба термина выражают суть дела. Термин биопсихология оттеняет тот факт, что речь идет именно о тех формах психического отражения, которые управляются биологическими законами и непосредственно включены в процесс биологической эволюции. Поэтому психика животных интересовала и продолжает интересовать представителей собственно биологических наук.
Для того чтобы иметь представление об особенностях эволюции психики, необходимо сначала кратко рассмотреть уровни ее развития у животных, включая человека.
Низший сенсорный уровень развития психики.
Данный тип развития психики характерен для таких примитивных животных, как губки и гидры. Поскольку они обладают диффузной нервной системой, не образующей сложные конгломераты, их способность реагировать на внешние раздражители характеризуется реакцией лишь на самые мощные воздействия. При этом ответ организма реализуется в простой форме инстинктивного сокращения. У губок отсутствуют сложные системы дальнодействия; пищевое и половое поведение у обоих представителей примитивно и зависит от экзогенных факторов.
Высший сенсорный уровень развития психики.
Более высокий уровень психического развития показывают представители типа Кишечнополостные (Coelenterate). Это связано с усложнившимся строением нервной системы, характеризующимся появлением скоплений нервных клеток – ганглий, а так же примитивной сенсорной системой (равновесия, зрения, химического чувства). Животное уже может достаточно сложно реагировать на комплекс однородных раздражителей. Примером может служить активное перемещение от хищника, охота с помощью органов дальнодействия (щупальцев). Половое поведение не отличается от предыдущей стадии.
В экспериментах над актиниями было выявлено, что при многократном повторении комплекса воздействий, у животного можно было создать достаточно прочные ассоциативные связи. Поскольку актинии – хищники, то они реагируют на все, несущее запах рыбы. Если кусочек бумаги пропитать этим запахом, то актиния сразу же его захватит, но, через некоторое время, «выплюнет». При неоднократном повторении этого действия в течение нескольких суток, животное перестает реагировать на подобную приманку.
Переходная стадия от
высшего сенсорного уровня развития
психики к низшему
Эта стадия характерна для некоторых представителей типа Кольчатые черви (Annelida), конкретно для класса Малощетинковые черви (Oligochaeta). Нервная система продолжает усложняться, образуя брюшную ганглиозную цепочку лестничного типа. Наблюдается тенденция к цефализации. Животное теперь может реагировать и на комплекс разнородных раздражителей. Появляются зачатки территориального поведения. Так, дождевой червь активно исследует свою территорию, может строить примитивные убежища. Усложняется пищевое поведение, происходит запоминание мест постоянных кормовых баз. Половое поведение больше не зависит от экзогенных факторов – спаривающиеся особи стимулируют друг друга тактильным способом.
Как указывалось выше, у дождевых червей относительно хорошо развита способность к ориентации. Однако на этом их способности не ограничиваются, поскольку эти животные способны довольно быстро обучаться. Для примера, после 30 – 50 сочетаний свет/вибрация→ кормление, червь сам выползает из убежища в ответ на свет или вибрацию. Данный опыт запоминается на срок до 15 дней.
Низший перцептивный уровень развития психики
К данному уровню развития
психики относятся большая
Что касается особенностей поведения животных этого уровня развития психики, то нельзя не отметить появление сложной деятельности по постройке убежищ, защите от хищников, сложных манипуляций с пищей, а также сложных половых ритуалов и простейшей заботе о потомстве.
Высшая перцептивная стадия развития психики
Данным уровнем развития психики обладают рыбы, земноводные, рептилии, общественные насекомые.
Нервная система характеризуется окончательным разделением на спинной и головной мозг (позвоночные). Появляется старая кора – архипалеум (хрящевые рыбы) и новая кора – неопалеум (рептилии). Головной мозг разделяется на 5 отделов, характерных для всех позвоночных – конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний и продолговатый мозг. Органы восприятия в очередной раз усложняются.
У психического отражения появляются новые возможности – абстрагирование (выделение общего качества для класса объектов) и обобщения (выведение классов качеств для одного объекта).
Поведение снова усложняется. Появляется примитивная деятельность по защите территории (некоторые рыбы, рептилии), ритуализированная передача информации (пчелы), происходит совершенствование механизмов охоты; общественные насекомые запасают пищу, активно заботятся о потомстве. У рыб и рептилий наблюдаются бои между самцами, охрана гнезд с яйцами или икрой.
Переходная стадия от
высшего перцептивного уровня развития
психики к низшему
К этой стадии развития психики относится группа высших рептилий. Для них характерно увеличение размера головного мозга, уменьшение роли спинного мозга в ассоциативных связях – на его уровне лишь замыкаются рефлекторные дуги безусловных рефлексов; проводниковая функция окончательно превалирует.
Особенностями психического
отражения будут являться появление
уже сложившихся моделей
В качестве новообразований поведения можно отметить зачатки сложных форм территориального поведения, примитивную засадную охоту и охрану потомства в постнатальный период.
Низшая интеллектуальная стадия развития психики.
На этой стадии развития находятся большинство мелких и стадных млекопитающих, а также стайные птицы. Нервная система характеризуется дальнейшим увеличением относительных размеров головного мозга, усложнение его структуры за счет увеличения всех его отделов, в том числе и конечного мозга, а, значит, и увеличением ассоциативных зон. Так же нельзя не отметить появления теплокровности, значительно увеличивающей ареал этих животных.
К особенностям психического отражения стоит отнести восприятие конкретного объекта, как комплекса различных ощущений, а также установка пространственных взаимосвязей между объектами и субъектом. Так, если на маршруте стадных копытных к водопою поставить плохо замаскированный наблюдательный пункт, то животные, скорее всего, пойдут другим путем.
К особенностям поведения
можно отнести появление
Высшая интеллектуальная стадия развития психики.
На этой стадии развития
психики находятся большие
Содержанием психического отражения будет являться не только установка связей между объектом и субъектом, но и между самими объектами.
К особенностям поведения
можно отнести сложные
Сознательный уровень развития психики.
Сознание – исключительная привилегия человека. Наша нервная система, и, в частности, наш головной мозг, устроены особенно сложно. По отношению фактической массы мозга к средней прогнозируемой массе для животного данного размера (коэффициент энцефализации – EQ) человек занимает одну из лидирующих позиций, имея EQ равный 7,4 – 7,8, при рекордном количестве нейронов – 11500 млн. Все это демонстрирует нам, какое огромное количество ресурсов необходимо для существования сознания.
Особенностями психического
отражения на этой стадии будет являться
использование человеком в
Кроме того, для человека характерно сложное преобразование окружающего мира под свои нужды, преобразование себя (т.е. высокая адаптация), а также пожизненная забота о своих детях.
Всю эволюцию психики животных можно представить в таблице 1(см. приложение).
1.2 Развитие психической деятельно
Одна из центральных
проблем зоопсихологии – вопрос
о врожденных и приобретенных
компонентах поведения
Информация о работе Сравнительный анализ онтогенеза психики человека и животных