Сравнительный анализ онтогенеза психики человека и животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа психики человека и животных на примере понгид. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
проследить эволюцию психики, как способа отражения окружающей действительности;
рассмотреть особенности онтогенеза психики животных;
рассмотреть особенности онтогенеза психики человека;
сравнить особенности онтогенеза человека и понгид;
сравнить особенности онтогенеза психики человека и понгид.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Blyum_EG-BB-31.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Волгоградский государственный  социально-педагогический университет»

Естественно-географический факультет

Кафедра психологии

 

 

 

 

Сравнительный анализ онтогенеза психики человека и животных

курсовая  работа

 

 

 

 

 

«Допущена к  защите»     Исполнитель:

Блюм Кирилл Яковлевич

студент гр. ЕГ-ББ-31

__________________________

Научный руководитель:

Усачева А.Н., кан. пед. наук,

доцент

__________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград – 2013

Введение

 

Современное общество невозможно представить без последних достижений в области всех наук, в том числе  и гуманитарных. Развитие зоопсихологии  кардинально изменило представления о месте и роли человека в природе, а так же о происхождении самого главного, что есть у человека – его сознания.

Данная работа важна  и актуальна, поскольку она затрагивает востребованные современностью вопросы: происхождение психики, как способа отражения окружающей действительности, особенности развития психики  у животных с различным уровнем развития, а так же сравнение развития психики человека и животных.

Исследованиями в этой области занимались такие выдающиеся ученые, как Фабри К.Э., Северцев А.Н., Вагнер В.А. и др.

Объект исследования – психика животных и человека

Предмет исследования – эволюция психики, как способа отражения окружающей действительности.

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа психики человека и животных на примере понгид. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проследить эволюцию психики, как способа отражения окружающей действительности;
  2. рассмотреть особенности онтогенеза психики животных;
  3. рассмотреть особенности онтогенеза психики человека;
  4. сравнить особенности онтогенеза человека и понгид;
  5. сравнить особенности онтогенеза психики человека и понгид.

Методы исследования – общенаучные теоретические – работа с открытыми источниками, анализ и синтез, классификация.

Структура и  объем исследования. Работа объемом тридцать четыре страницы состоит из двух глав (глава первая – двадцать четыре страницы, глава вторая – десять страниц), заключения (одна страница), списка источника (одна страница). Работа содержит одну таблицу и приложение.

 

Глава 1. Онтогенез психики животных и человека

 

    1. Уровни развития психики животных, эволюция психики

 

Психика животных издавна  привлекала к себе внимание естествоиспытателей, психологов и философов. Изучение психики  животных составило целую ветвь  психологии. Эту область психологии называют биопсихологией или зоопсихологией. Оба термина выражают суть дела. Термин биопсихология оттеняет тот факт, что речь идет именно о тех формах психического отражения, которые управляются биологическими законами и непосредственно включены в процесс биологической эволюции. Поэтому психика животных интересовала и продолжает интересовать представителей собственно биологических наук.

Для того чтобы иметь  представление об особенностях эволюции психики, необходимо сначала кратко рассмотреть уровни ее развития у животных, включая человека.

Низший сенсорный уровень  развития психики.

Данный тип развития психики характерен для таких  примитивных животных, как губки  и гидры. Поскольку они обладают диффузной нервной системой, не образующей сложные конгломераты, их способность реагировать на внешние раздражители характеризуется реакцией лишь на самые мощные воздействия. При этом ответ организма реализуется в простой форме инстинктивного сокращения. У губок отсутствуют сложные системы дальнодействия; пищевое и половое поведение у обоих представителей примитивно и зависит от экзогенных факторов.

Высший сенсорный уровень  развития психики.

Более высокий уровень  психического развития показывают представители  типа Кишечнополостные (Coelenterate). Это связано с усложнившимся строением нервной системы, характеризующимся появлением скоплений нервных клеток – ганглий, а так же примитивной сенсорной системой (равновесия, зрения, химического чувства). Животное уже может достаточно сложно реагировать на комплекс однородных раздражителей. Примером может служить активное перемещение от хищника, охота с помощью органов дальнодействия (щупальцев). Половое поведение не отличается от предыдущей стадии.

В экспериментах над  актиниями было выявлено, что при  многократном повторении комплекса воздействий, у животного можно было создать достаточно прочные ассоциативные связи. Поскольку актинии – хищники, то они реагируют на все, несущее запах рыбы. Если кусочек бумаги пропитать этим запахом, то актиния сразу же его захватит, но, через некоторое время, «выплюнет». При неоднократном повторении этого действия в течение нескольких суток, животное перестает реагировать на подобную приманку.

Переходная стадия от высшего сенсорного уровня развития психики к низшему перцептивному (инстинктивному)

Эта стадия характерна для  некоторых представителей типа Кольчатые  черви (Annelida), конкретно для класса Малощетинковые черви (Oligochaeta). Нервная система продолжает усложняться, образуя брюшную ганглиозную цепочку лестничного типа. Наблюдается тенденция к цефализации. Животное теперь может реагировать и на комплекс разнородных раздражителей. Появляются зачатки территориального поведения. Так, дождевой червь активно исследует свою территорию, может строить примитивные убежища. Усложняется пищевое поведение, происходит запоминание мест постоянных кормовых баз. Половое поведение больше не зависит от экзогенных факторов – спаривающиеся особи стимулируют друг друга тактильным способом.

Как указывалось выше, у дождевых червей относительно хорошо развита способность к ориентации. Однако на этом их способности не ограничиваются, поскольку эти животные способны довольно быстро обучаться. Для примера, после 30 – 50 сочетаний свет/вибрация→ кормление, червь сам выползает из убежища в ответ на свет или вибрацию. Данный опыт запоминается на срок до 15 дней.

Низший перцептивный уровень развития психики

К данному уровню развития психики относятся большая часть  Членистоногих и Головоногие  моллюски. Нервная система характеризуется  еще большим уплотнением нервных узлов, четко выраженной цефализацией. У Головоногих хорошо развиты зрительные доли, вследствие чего они могут различать достаточно большое количество фигур (около 46), а также их величину и взаимное расположение. В лабораторных условиях хорошо заметна пластичность поведения осьминогов – если рядом нет естественных материалов, то они способны использовать антропогенные предметы для постройки жилья. Немало описано случаев «приручения» осьминогов. Эти животные узнавали аквалангистов, постоянно их подкармливающих, а других избегали, что свидетельствует об их большой обучаемости.

Что касается особенностей поведения животных этого уровня развития психики, то нельзя не отметить появление сложной деятельности по постройке убежищ, защите от хищников, сложных манипуляций с пищей, а также сложных половых ритуалов и простейшей заботе о потомстве.

Высшая перцептивная стадия развития психики

Данным уровнем развития психики обладают рыбы, земноводные, рептилии, общественные насекомые.

Нервная система характеризуется  окончательным разделением на спинной и головной мозг (позвоночные). Появляется старая кора – архипалеум (хрящевые рыбы) и новая кора – неопалеум (рептилии). Головной мозг разделяется на 5 отделов, характерных для всех позвоночных – конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний и продолговатый мозг. Органы восприятия в очередной раз усложняются.

У психического отражения  появляются новые возможности –  абстрагирование (выделение общего качества для класса объектов) и  обобщения (выведение классов качеств для одного объекта).

Поведение снова усложняется. Появляется примитивная деятельность по защите территории (некоторые рыбы, рептилии), ритуализированная передача информации (пчелы), происходит совершенствование  механизмов охоты; общественные насекомые  запасают пищу, активно заботятся о потомстве. У рыб и рептилий наблюдаются бои между самцами, охрана гнезд с яйцами или икрой.

Переходная стадия от высшего перцептивного уровня развития психики к низшему интеллектуальному.

К этой стадии развития психики  относится группа высших рептилий. Для них характерно увеличение размера головного мозга, уменьшение роли спинного мозга в ассоциативных связях – на его уровне лишь замыкаются рефлекторные дуги безусловных рефлексов; проводниковая функция окончательно превалирует.

Особенностями психического отражения будут являться появление  уже сложившихся моделей возможных  стимулов и реакций, которые закладываются  еще в эмбриогенезе, а уже в  процессе онтогенеза между ними формируются  различные ассоциативные связи. Возможные модели ответной реакции предусматривают некую вариативность, т.е. дают возможность более пластичного ответа.

В качестве новообразований  поведения можно отметить зачатки  сложных форм территориального поведения, примитивную засадную охоту и  охрану потомства в постнатальный период.

Низшая интеллектуальная стадия развития психики.

На этой стадии развития находятся большинство мелких и  стадных млекопитающих, а также  стайные птицы. Нервная система  характеризуется дальнейшим увеличением  относительных размеров головного мозга, усложнение его структуры за счет увеличения всех его отделов, в том числе и конечного мозга, а, значит, и увеличением ассоциативных зон. Так же нельзя не отметить появления теплокровности, значительно увеличивающей ареал этих животных.

К особенностям психического отражения стоит отнести восприятие конкретного объекта, как комплекса различных ощущений, а также установка пространственных взаимосвязей между объектами и субъектом. Так, если на маршруте стадных копытных к водопою поставить плохо замаскированный наблюдательный пункт, то животные, скорее всего, пойдут другим путем.

К особенностям поведения  можно отнести появление иерархии, использование особей с различными ролями – «дозорных», «разведчиков», «нянек»; запоминание мест пастбищ  с постоянной кочевой активностью, примитивная передача знаний потомству.

Высшая интеллектуальная стадия развития психики.

На этой стадии развития психики находятся большие млекопитающие-хищники  и понгиды (человекообразные обезьяны). Нервная система характеризуется  максимальным увеличением относительного объема конечного мозга по отношению к другим отделам. Из сенсорных систем наиболее развиты те, что представляют собой базовую основу чувственного восприятия для конкретного вида.

Содержанием психического отражения будет являться не только установка связей между объектом и субъектом, но и между самими объектами.

К особенностям поведения  можно отнести сложные территориальные  формы поведения, сложную иерархию (стайные хищники и понгиды), постройка  сложных убежищ, использование сложных форм засадной охоты; понгиды используют примитивные одноразовые орудия для добычи пищи. Для всех представителей этой стадии характерны сложные брачные ритуалы, долгая забота о потомстве с обучением молодняка. Часто встречается моногамия.

Сознательный уровень развития психики.

Сознание – исключительная привилегия человека. Наша нервная  система, и, в частности, наш головной мозг, устроены особенно сложно. По отношению  фактической массы мозга к  средней прогнозируемой массе для  животного данного размера (коэффициент энцефализации – EQ) человек занимает одну из лидирующих позиций, имея EQ равный 7,4 – 7,8, при рекордном количестве нейронов – 11500 млн. Все это демонстрирует нам, какое огромное количество ресурсов необходимо для существования сознания.

Особенностями психического отражения на этой стадии будет являться использование человеком в повседневности не только абстрактных образов, полученных на основе собственного опыта, но и  образов, полученных от других людей, используя  для этого символьно-знаковую систему.

Кроме того, для человека характерно сложное преобразование окружающего мира под свои нужды, преобразование себя (т.е. высокая адаптация), а также пожизненная забота о  своих детях.

Всю эволюцию психики  животных можно представить в  таблице 1(см. приложение).

 

1.2 Развитие психической деятельности животных в онтогенезе

 

Одна из центральных  проблем зоопсихологии – вопрос о врожденных и приобретенных  компонентах поведения животного. Этот вопрос тесно соприкасается  с изучением онтогенеза поведения. Важно оценить, какие элементы поведения передаются особи по наследству (а значит, генетически закреплены), а какие – приобретаются в ходе индивидуального развития. Над этой проблемой работали многие ученые-зоопсихологи, все они высказывали различные мнения о взаимоотношениях элементов поведения в ходе онтогенеза. Так, известный английский зоопсихолог К. Ллойд-Морган писал, что «деятельность, являющаяся результатом координирования 10 % первоначально бессвязных движений, есть новый продукт, и этот продукт есть результат усвоения, приобретения, а не наследуется в качестве определенного, координированного действия. Как скульптор создает статую из куска мрамора, так усвоение создает действие из массы данных случайных движений. Приобретается определенное, координированное, реактивное или ответное действие. Но есть известные действия, которые определены с самого дня рождения, которые наследуются готовыми и сочетание или координирование которых тотчас после рождения уже отличается полным совершенством. Определенность и координирование действий в данном случае не индивидуальны, а заимствованы от предков».

Информация о работе Сравнительный анализ онтогенеза психики человека и животных