Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:10, курсовая работа
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа психики человека и животных на примере понгид. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
проследить эволюцию психики, как способа отражения окружающей действительности;
рассмотреть особенности онтогенеза психики животных;
рассмотреть особенности онтогенеза психики человека;
сравнить особенности онтогенеза человека и понгид;
сравнить особенности онтогенеза психики человека и понгид.
Сравнительный анализ онтогенеза психики человека и понгид показал, что, несмотря на близкородственные связи с этими животными, уровень развития нашей психики намного выше за счет воспитания в общественной среде.
Цель исследования, которая заключалась в сравнительном анализе онтогенеза психики человека и животных, достигнута.
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1.
Эволюция психики животных (постадийно)
Стадия, фаза |
Представители |
Особенности психического отражения |
Особенности поведения по сферам: комфортной (К), пищевой (П), репродуктивной (Р). |
Формы регуляции поведения |
Нулевая |
Эвглена зеленая |
В качестве измерения величины стимула используется изменение ассимиляционной активности. Одновременно может идти реакция только на один раздражитель. |
К.: реакция различными таксисами на изменение условий среды П.: тесно связанно с К. Р.: размножение при определенном сочетании экзо- и эндогенных факторов |
Сигнальная преобладает над инстинктивной |
Низшая сенсорная |
Гидры, губки |
В качестве стимула выступает самый мощный раздражитель из воздействующих на субъект. |
К.: при изменении условий окружающей среды инстинктивное сокращение тела П.: отсутствие систем дальнодействия, захват пищи происходит при тактильном взаимодействии Р.: синхронность образования половых продуктов у всей популяции обусловлена экзогенными факторами |
Сигнальная преобладает над инстинктивной |
Высшая сенсорная |
Кишечно-полостные низшие моллюски |
Животное может реагировать уже не на один раздражитель, а на их комплекс, но не всем телом, а различными участками. |
К.: при изменении внешних условий среды мгновенная реакция, связанная с тем или иным движением. П.: активная пищевая деятельность со сравнительно сложными схемами поведения Р.: синхронность образования половых продуктов у всей популяции обусловлена экзогенными факторами |
Сигнальная преобладает над инстинктивной |
Переход от сенсорной стадии к перцеп-тивной |
Дождевой червь |
Может одновременно обрабатывать несколько стимулов, как одной природы, так и различной. |
К.: у дождевого червя появляется способность к ориентации, запоминание собственной территории, постройка примитивных убежищ П.: запоминание мест кормовых баз Р.: синхронизация полового поведения за счет тактильной стимуляции |
Сигнальная равноправна с инстинктивной |
Низшая перцептивная стадия |
Членистоногие Брюхоногие |
Животное теперь воспринимает объект как комплекс стимулов |
К.: появление сложной деятельности по постройке убежищ, сложных механизмов защиты от хищников П.: животные начинают производить сложные манипуляции с пищевыми объектами Р.: появление сложных половых ритуалов и простейшей заботы о потомстве |
Инстинктивная форма регуляции оказывает несколько большее влияние на жизнь животного, чем сигнальная |
Высшая перцептивная стадия |
Рыбы, земноводные, рептилии, общественные насекомые |
Появление новых возможностей отражения – абстрагирования (выделение одного качества объекта, как общего для класса объектов) и обобщения (выделение класса качеств для одного объекта) |
К.: появление деятельности по защите своих территорий, ритуализированный обмен информацией, регуляция периодов активности экзогенными факторами, различные виды миграций П.: общественные насекомые активно перерабатывают пищу, создают запасы; рыбы, земноводные и рептилии совершенствуют механизмы охоты. Р.: активная забота о потомстве у общественных насекомых, борьба между самцами у рыб и рептилий |
Инстинкт сильно превалирует над сигнальной формой регуляции, появляются зачатки интеллекта |
Переход от перцеп-тивной к интеллек-туальной стадии |
Высшие рептилии |
Общие модели стимула и реакции уже есть, в процессе онтогенеза только образуются различные связи между ними, появляется структура с выделением действия и свободной операцией. |
К.: зачатки сложных форм территориального поведения П.: сложные формы пищевой деятельности Р.: охрана потомства взрослыми особями |
Инстинкт преобладает над |
Низшая интеллек-туальная стадия |
Стайные птицы, стайные копытные |
Содержанием отражения является отражение объектов, их пространственных связей и их перемещение относительно субъекта. |
К.: Появление иерархической системы, использование «дозорных» особей, «разведчиков» П.: Кочевая активность, смена потравленных пастбищ, запоминание мест с богатой кормовой базой Р.: ритуальные бои между самцами, забота о потомстве, примитивные формы передачи накопленных знаний |
Интеллектуаль-ная регуляция |
Высшая интеллек-туальная |
Хищники, понгиды |
Содержанием отражения является отражение пространственных и динамических связей и отношений объектов не только относительно субъекта, но и между собой |
К.: сложные территориальные формы поведения, сложная иерархическая система, постройка очень сложных убежищ П.: сложная форма засадного хищничества, использование понгидами инструментов для добычи пищи Р.: сложные брачные ритуалы, часта моногамия, высшая форма заботы о потомстве, с длительным научением |
Интеллектуаль-ная регуляция |
Сознатель-ная стадия |
Человек |
Содержание отражения строится только в познавательной деятельности и с использованием средств отражения, передаваемых другими людьми. |
К.: сложное преобразование окружающего мира под свои потребности, использование второй сигнальной системы П.: разнообразнейшие формы добычи и переработки продуктов питания Р.: Чаще всего создание постоянных пар, забота о потомстве на протяжении всей жизни. |
Сознательная, сигнальная и интеллектуаль-ная регуляция |
Обзор пренатального развития двигательной активности зародышей разных групп животных
Беспозвоночные. Известно, что зародыши головоногих моллюсков на ранних стадиях эмбриогенеза вращаются внутри яйца вокруг оси со скоростью один оборот в час. Кроме того, они передвигаются между полюсами яйца. Все движения осуществляются с помощью ресничек. Этот способ передвижения широко распространен среди личинок морских беспозвоночных.
К концу эмбриогенеза
у беспозвоночных некоторые жизненно
важные инстинктивные реакции
Рыбы. Аналогично возникают и двигательные реакции рыб. Они развиваются на эндогенной основе (т. е. зависят от внутренних процессов в организме). Движения рыб развиваются в зависимости от созревания соответствующих нервных связей. После развития органов чувств на поведение зародыша начинают влиять и внешние факторы, которые сочетаются с врожденными движениями.
Ко времени окончания
эмбриогенеза у костистых рыб
можно отметить дрожание, подергивание
отдельных частей тела, змеевидное
изгибание тела и вращение. Непосредственно
перед вылуплением у рыб
Амфибии. Эмбриональное поведение амфибий в общих чертах сходно с поведением зародышами рыб. Вначале появляются изгибательные движения тела, затем на этой эндогенной основе формируются плавательные движения и движения конечностей.
Для эмбрионов хвостатых амфибий (на примере амбистомы) показано, что они производят плавательные движения задолго до вылупления из икринок. Затем появляются движения ног, типичные для сухопутного передвижения взрослой амбистомы. Л. Кармайкл доказал, что этот механизм созревает без научения. Эмбриона амбистомы вырастили в анестезирующем растворе, зародыш был полностью обездвижен, однако нормально рос и развивался. Эмбриональная тренировка в таких условиях была невозможна, но локомоторные способности выросшей амбистомы были нормально развиты. Это позволило Кармайклу сделать вывод о том, что формирование способности к плаванию зависит только от анатомического развития животного и не нуждается в научении.
Таким образом, у низших позвоночных формирование в эмбриогенезе локомоторных движений (движений конечностей) происходит не под решающим влиянием внешних факторов, а в результате эндогенного созревания внутренних структур.
Птицы. Материалом для исследования эмбрионального поведения птиц послужили наблюдения за развитием куриных зародышей. Период инкубации у них длится около трех недель, а двигательная активность начинается примерно на четвертый день инкубации. Вначале она представлена движениями переднего конца тела зародыша, постепенно место двигательной активности смещается на задний конец тела. Несколько позднее начинаются спонтанные самостоятельные движения конечностей, головы, клюва, хвоста и глазных яблок.
Исследования развития эмбрионального поведения птиц проводил, кроме уже упоминавшегося выше Куо, и В. Гамбургер со своими сотрудниками. Было установлено, что первые эмбриональные движения куриных зародышей вызываются спонтанными внутренними процессами в нервных структурах. На протяжении первых двух или двух с половиной недель развития на движения зародыша не оказывает практически никакого влияния тактильная стимуляция (прикосновения). Иными словами, на первых этапах эмбриогенеза птиц двигательная активность не возникает в ответ на внешние факторы, а вызывается только факторами внутренними.
На протекание эмбрионального периода у птиц большое влияние оказывает биология конкретного вида. Особенно важно отметить различия между птенцовыми и выводковыми птицами. Если у птенцовых вылупление происходит на ранних стадиях развития, то у выводковых – на поздних стадиях, поэтому при сравнении птенцов одного возраста может оказаться, что у выводковой птицы это еще процесс эмбрионального развития, а у птенцовой – постэмбрионального. У выводковой птицы процессы эмбриогенеза более длительные, формирование морфологических структур и поведения начинается еще в яйце, и к моменту вылупления эти параметры уже практически полностью сформированы. Птенцовая птица вынуждена проходить все эти процессы уже после вылупления.
Млекопитающие. Изучение зародышей млекопитающих затруднено из-за того, что эмбрион развивается в материнской утробе и наблюдения за ним возможны лишь при искусственном извлечении его из организма матери. Такое вмешательство в развитие может отрицательно сказаться как на ходе формирования морфологических структур зародыша, так и на проявлениях двигательной активности.
Эмбриогенез поведения млекопитающих имеет важное отличие от развития поведения зародышей других позвоночных. Двигательная активность у остальных позвоночных (рыб, амфибий, рептилий и птиц) формируется на основе первоначально возникающих общих движений всего зародыша. У млекопитающих же движения конечностей появляются одновременно с такими движениями или раньше. Таким образом, для развития млекопитающих большее значение имеет не эндогенная стимуляция со стороны нервной системы, а раннее развитие в ней чувствительных путей.
Л. Кармайкл наблюдал формирование двигательной активности у зародышей морской свинки и установил следующие закономерности. Первые проявления двигательной активности отмечаются на 28—29-й день после оплодотворения и заключаются в подергивании шейно-плечевого участка тела зародыша. Двигательные реакции достигают максимального развития за несколько дней до родов. У эмбриона формируются адекватные рефлекторные реакции на тактильные раздражители, причем эти реакции могут видоизменяться. Например, однократное прикосновение к участку кожи возле уха вызовет у зародыша рефлекторное подергивание ушной раковины. Если же повторять такие тактильные раздражения многократно, то вначале к месту нанесения раздражения будет приближена конечность, а затем (если продолжать раздражение), начнет двигаться голова и все туловище.
Особенности развития эмбрионов млекопитающих обусловлены и наличием у них плаценты. Благодаря этому органу на развитие зародыша оказывает влияние материнский организм, в первую очередь гуморальным путем (за счет действия биологически активных веществ, прежде всего гормонов). Были проведены эксперименты, в ходе которых на женские зародыши морских свинок воздействовали мужским половым гормоном – тестостероном. Это воздействие привело к изменению у них полового поведения во взрослом состоянии: такие самки проявляли все признаки полового поведения, характерного для самцов морских свинок. Интересно, что воздействие на организм морской свинки тестостероном в постнатальном периоде (после рождения) не оказало такого влияния на их поведение. Таким образом, в эмбриональном периоде половые гормоны влияют на формирование поведения путем воздействия на центральные структуры нервной системы.
Виды и особенности игрового поведения животных
Манипуляционные игры – это игры с предметами, в ходе которых происходит манипулирование объектами окружающей среды. К. Фабри описал манипуляционные игры детенышей хищных млекопитающих, на примере которых можно проследить, что вносит игра в поведение взрослого животного.
Лисенок до двенадцатидневного возраста производит манипуляционные движения двумя передними конечностями. Они очень примитивны, в них не задействованы челюсти и отсутствуют движения, которые осуществляются только одной передней лапой. Игровая деятельность проявляется у лисят после того, как у них откроются глаза, в возрасте около 16–23 суток. После этого резко начинается интенсивное развитие двигательной сферы поведения, увеличивается число форм манипулирования, возрастает разнообразие объектов среды, с которыми осуществляется манипулирование. У лисят появляются «игрушки», в роли которых могут выступать разнообразные объекты среды. Детеныши очень активны, подвижны.
Таким образом, двигательная
активность в ювенильном периоде
резко обогащается. Первичные действия
изменяются, за счет достраивания на их
основе формируются новые действия.
Качественные изменения поведенческих
реакций развиваются за счет созревания моторных (
Игровая активность видотипична. Например, в играх щенков динго преобладают действия, связанные с преследованием одной особи другими. Это хорошо согласуется с образом жизни взрослых динго, которые охотятся, загоняя добычу. Лисята часто во время игр подпрыгивают, затаиваются. Это объясняется специфичными для данного вида приемами охоты, например «мышкованием».
Совместные игры. Часто игровая деятельность осуществляется несколькими животными одновременно, т. е. приобретает характер совместных игр. В ходе таких игр помимо уже указанных функций, выполняется еще одна очень важная функция – формирование общения и группового поведения животных. Совместные игры – это игры, при которых происходит согласованное действие как минимум двух партнеров. Групповое поведение не только формируется в процессе игр, но и закладывается наследственно, т. е. оно инстинктивно. Если животное с раннего возраста изолировано от других особей, во взрослом состоянии у него все равно проявятся некоторые элементы группового поведения.
Очень широко распространены игры у хищных млекопитающих. У куньих, например, они нередко приобретают характер игровой охоты и последующей борьбы, при этом преследуемое животное меняется местами с преследователем. В результате каждая особь получает возможность приобрести двигательные навыки. У детенышей медведя игровая деятельность также проявляется в борьбе, кроме того, медвежата плавают и бегают наперегонки, а также прячутся друг от друга, «репетируя» и отрабатывая приемы охоты затаиванием.
В ходе совместных игр, особенно в ходе игровой борьбы, часто складываются простейшие иерархические отношения между особями. Животные пока как бы получают навыки установки таких отношений, но не устанавливают сами непосредственные отношения соподчинения. Например, у псовых первые взаимные нападения появляются в возрасте менее месяца, а в 1–1,5 месяца соподчиненные отношения среди щенков уже начинают устанавливаться. При этом детеныши проявляют агрессивное поведение, которое не несет ритуализованного характера – трепание и наскакивание на партнера. В отличие от этих форм, имеющих сигнальное значение, ритуализованная агрессия, служащая для установления иерархии у взрослых псовых, появляется в их поведении значительно позднее.
Информация о работе Сравнительный анализ онтогенеза психики человека и животных