Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:10, курсовая работа
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа психики человека и животных на примере понгид. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
проследить эволюцию психики, как способа отражения окружающей действительности;
рассмотреть особенности онтогенеза психики животных;
рассмотреть особенности онтогенеза психики человека;
сравнить особенности онтогенеза человека и понгид;
сравнить особенности онтогенеза психики человека и понгид.
В это же время происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В процессе формирования личности происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
Также следует отметить, что на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения. Завершается половая идентификация подростка.
Следует отметить, что развитие, психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.
Вывод по первой главе
В параграфе, посвящённому уровням развития психики и их эволюции, мы рассмотрели особенности психического развития животных практически всех систематических групп и четко проследили зависимость между уровнем психики и развитием нервных структур.
Во втором параграфе мы рассмотрели общие особенности онтогенеза психики животных и определили, из каких стадий он состоит. Это преднатальная стадия, постнатальная стадия и ювенальная стадия онтогенеза.
В третьем параграфе
мы рассмотрели особенности
Глава 2. Сравнительный анализ онтогенеза психики человека и животных на примере понгид
2.1 Сравнительный анализ
Для человека характерно ускоренное развитие на ранних стадиях эмбриогенеза. Объясняется это тем, что зародыш человека должен как можно скорее имплантироваться в стенку матки, так как его положение в матке в связи с выпрямленностью тела матери, характерной для человека, до фиксации ненадежно.
На более поздних
стадиях пренатального
Рост и развитие обезьян после рождения
происходят быстрее, чем у человека. Детеныш
мартышки в беспомощном состоянии бывает
только в течение первых 2-3 месяцев, а детеныш
шимпанзе - 5-6 месяцев.
У обезьян быстрее, чем у человека, происходит окостенение запястья и прорезывание зубов. Так, у гориллы кости запястья окостеневают к 3 годам, у человека - к 12-13 годам. Молочные зубы у макака прорезываются в промежутке от 0,5 до 5,5 месяцев, у шимпанзе - от 2,5 до 12,3, у гориллы - от 3 до 13, у человека - от 7,5 до 28,8. Постоянные зубы прорезываются у макака в промежутке от 1,8 до 6,4 лет, у шимпанзе - от 2,9 до 10,2, у гориллы – от 3 до 10,5, у человека - от 6,2 до 20,5 лет.
Обезьяны быстрее, чем люди, достигают половой зрелости: низшие обезьяны - к 3-6 годам, высшие - к 8-10. У человека лучше, чем у обезьян, выражен пубертатный скачок (ускорение роста в пубертатном периоде), который другим млекопитающим не свойствен вообще. Увеличение времени между окончанием вскармливания и половым созреванием и, как следствие этого, появление пубертатного скачка сыграли важную роль в процессе антропогенеза, так как тем самым увеличилось время для созревания ассоциативных зон коры больших полушарий, а также удлинился период детства, т.е. период обучения.
Общий рост у низших обезьян заканчивается к 7 годам, у крупных антропоидов - к 11, у человека - к 20 годам. У человека более длительны все периоды жизни, больше и общая ее продолжительность: низшие узконосые живут в среднем 25, антропоморфные - 35 лет…
С замедлением развития организма человека по сравнению с обезьянами связано то, что взрослый человек сохраняет некоторые "эмбриональные" признаки строения, т.е. такие, которые свойственны плодам человека и обезьян, но потом последними утрачиваются. Это явление получило название фетализации (foetus - плод). К таким признакам относятся некоторые особенности черепа человека, сближающие его с черепами человекообразных обезьян в плодном периоде и их юных форм: укороченный лицевой и крупный мозговой отдел, прямой выпуклый лоб, изогнутость основания черепа, сдвинутое вперед большое затылочное отверстие, тонкие стенки, слабо выраженный рельеф на поверхности костей, отсутствие сплошного костного валика над орбитами, широко раскрытая небная дуга, долгое сохранение швов.
Сходство человека с
плодами антропоморфных обезьян
мы находим также в некоторых
признаках строения стопы (относительная
толщина I плюсневой кости), в хорошо
развитом большом пальце кисти, в
большой ширине и изогнутости тазовых костей, в депигментации
кожи, волос и глаз, отсутствии сплошного
волосяного покрова, большой толщине губ
и др.
Так, крупный мозг человека является следствием
как его более длительного роста, так и
огромного ускорения роста после рождения:
за первые два года жизни объем черепа
гориллы увеличивается на 36% (от 280 до 380
см3), у шимпанзе на 33% (от 240 до 320 см3), у человека
- на 227% (от 330 до 1080 см3).
У человека раньше, чем у высших обезьян, межчелюстная кость срастается с верхнечелюстной, очень рано (на 3-м месяце внутриутробной жизни) центральная кость запястья прирастает к ладьевидной (у обезьян они разделены всю жизнь или срастаются очень поздно), гораздо больше увеличивается длина ног, раньше и больше вырастают Кроме того, направление и скорость изменения того или иного-признака могут быть неодинаковыми в разных периодах онтогенеза. В эволюции человека имело место и появление таких совершенно новых признаков, как наружный костный нос, подбородочный выступ, некоторые мимические мышцы, третья малоберцовая мышца и др…
Вместе с тем оказалось,
что некоторые особенности
Пропорции конечностей у человека и антропоморфных обезьян во взрослом состоянии различаются больше, чем у их плодов. У новорожденного человека руки относительно длиннее, а ноги короче, чем у взрослого, и этим он напоминает человекообразную обезьяну.
В онтогенезе приматов наблюдаются два основных периода удлинения конечностей по отношению к туловищу: в середине утробного периода, когда особенно удлиняются передние конечности, и сразу после рождения, когда наиболее удлиняются задние конечности.
Это и объясняет, почему человек рождается относительно
длинноруким и коротконогим и почему по
пропорциям конечностей его плод сходен
с антропоморфной обезьяной. Оказалось,
что антропоморфные обезьяны приобретают
свойственную им длиннорукость в первый
период удлинения конечностей, усиливая
характерный для этого периода градиент
роста; человек же становится особенно
длинноногим после рождения. Причем интермембральный
индекс уменьшается в постнатальном периоде
роста у всех приматов (кроме гиббонов,
имеющих исключительно длинные руки):
у мартышки - от 121 до 106, у шимпанзе - от
146 до 136, у человека - от 104 до 88.
Этот факт, наряду с некоторыми другими,
привел Я.Я. Рогинского к формулировке
положения о том, что пропорции тела у
того или иного вида животных изменяются
путем усиления или ослабления градиентов
роста, характерных для большой группы,
к которой относится данный вид. Это правило
касается изменения и других признаков.
Так, у всех обезьян интенсивное нарастание веса мозга отмечается сразу после рождения. Именно в этот период формируется резкое различие по массе мозга между человеком и антропоморфными обезьянами за счет особенно большой скорости его роста у человека. После рождения усиленно формируется жевательный аппарат в связи с функцией жевания, и именно в этот период складывается различие между человеком и обезьянами по степени выраженности лицевого отдела черепа.
2.2 Сравнительный анализ онтогенеза психики человека и понгид
Безусловно, по уровню психического развития, человекообразные обезьяны (по имеющимся на данный момент данным) являются наиболее близкими к человеку. Поскольку геном человека совпадает с геномом понгид (конкретно шимпанзе) более чем на 90%, то можно предположить, что и эмбриогенез должен протекать довольно сходно, не считая, конечно, усиленного развития у человека отделов головного мозга. Более того, как уже было отмечено выше, детеныши понгид рождаются гораздо более зрелыми, нежели человеческие дети. Почему же наша психика так сильно отличается?
В опытах над человекообразными обезьянами было установлено, что они не способны контролировать свои желания, при условии, что в ближайшем будущем их ждет поощрение. Американскими учеными был проделан следующий опыт. Одной обезьяне, которая уже достаточно хорошо понимала язык человека и умела считать до 10, предложили 9 конфет и попросили отобрать себе то количество, которое она хочет, после чего, если это количество было больше остатка, отдавали соседке. Обезьяна стабильно отбирала себе большую долю. Однако, когда конфеты заменили числовыми символами, эта обезьяна смогла преодолеть свою «жадность» и делила конфеты так, чтоб ей доставалась большая часть. При повторении этого же опыта над человеческими детьми было установлено, что по уровню волевого произвольного саморегулирования взрослые шимпанзе находятся на уровне трехлетнего ребенка, т.е. мы можем судить об отставании произвольной сферы психики понгид от интеллектуальной.
Так же интересны в сравнительном анализе основы ювенильной деятельности у понгид и человека. У обоих представителей базой для игровой деятельности является деятельность предметно-манипулятивная, когда маленькое существо изучает окружающий мир всеми доступными органами чувств и получает первый опыт о качествах тех или иных предметах – теплое или холодное, твердое или мягкое, опасное или безопасное. Однако после возраста трех лет у детей (примерно трех-четырех месяцев у шимпанзе) наступает кардинальная смена наполнения игры – дети начинают отыгрывать социальные роли взрослых – начиная с простых «дочки-матери» и заканчивая очень сложными играми про кондукторов и пассажиров. У понгид же такое явление практически не наблюдается. Возможно это объясняется тем, что взрослые обезьяны практически не вступают в игры молодняка, только если нет угрозы нанесения увечья.
При наблюдении за передачей опыта от старшего поколения к младшему нетрудно заметить, что процесс обучения – по большей части инициатива молодняка, который пытается повторить действия взрослых. Вполне может быть, что это является частью игровой деятельности (см. выше). Однако, и это является доказанным фактом, высшие обезьяны не ставят перед собой цель (особенно если учесть, что целеполагание как таковое у них практически не развито) специально обучить детенышей всем им известным знаниям и навыкам. Это тоже отличает их от человека, построившего целую образовательную систему.
В возрасте младшего школьника, у человека наблюдается бурное развитие зон мозга, связанных с запоминанием новой информации и ее анализа, начинает вырабатываться произвольное внимание. У обезьян относительно такого же возраста этого не происходит, поскольку для обработки поступающих знаний, среди которых нет и быть не может абстрактных понятий и разного рода знаковых систем, им достаточно иметь текущие «мощности» восприятия и разбора информации.
Именно активное использование человеком второй сигнальной, т.е. знаковой системы общения, множества различных абстрактных понятий, активная передача уже имеющихся знаний, умений и навыков окружающим людям, сознательное создание многоразовых инструментов, возможность кооперации вопреки своим интересам, а так же, безусловно, творческая деятельность, и отличает нас от человекообразных обезьян – таких близких и таких далеких.
Вывод по второй главе.
В первом параграфе мы рассмотрели и сравнили особенности морфометрических и анатомических изменений в процессе онтогенеза у человека и понгид.
Во втором параграфе мы рассмотрели и сравнили особенности онтогенеза психики человека и понгид, а так же попытались понять причины этих отличий.
Заключение
Эволюция психики, как способа отражения окружающей действительности, тесно связана с эволюцией нервной и сенсорной систем животного, а так же с потребностью того или иного животного к определенному уровню отражения.
Особенности онтогенеза психики животных
тесно связаны с
Онтогенез психики человека довольно строго подчиняется возрастной периодизации и может являться одной из характеристик уровня развития человека.
Сравнительный анализ онтогенеза человека и понгид показал, что при прочих равных условиях, скорость взросления детенышей человекообразных обезьян намного выше, что связанно с видовыми особенностями.
Информация о работе Сравнительный анализ онтогенеза психики человека и животных