Сравнительный анализ периодизации психического развития Э. Эриксона, В.И. Слободчикова, А. Валлона, Л. Кольберга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего, тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………..…3
Слободчиков В.И. Основные ступени развития субъектности человека…………………………..4
Эрик Эриксон. Концепция стадиального развития личности…………………………………..…..6
Последовательные стадии детства по Валлону……………………………………………..………..12
Теория морального развития Кольберга…………………………………………………………..…14
Заключение …………………………………………………………………………….……..……16
Список использованных источников …………………..……………………………..………17

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 51.95 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Факультет параллельного  образования и экстерната

Специальность «Психология»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

«Сравнительный анализ периодизации психического развития Э. Эриксона,

В.И. Слободчикова, А. Валлона, Л. Кольберга »

 

 

Выполнила: Илясова Мария

г.р.7300

Проверила: Колосова С.Л.

д.п.н.

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2012

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………………………..…3

Слободчиков В.И. Основные ступени развития субъектности человека…………………………..4

Эрик Эриксон. Концепция стадиального развития личности…………………………………..…..6

Последовательные стадии детства по Валлону……………………………………………..………..12

Теория морального развития Кольберга…………………………………………………………..…14

Заключение …………………………………………………………………………….……..……16 

Список использованных источников …………………..……………………………..………17  

 

Введение

Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется  жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего, тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни человека в разных психологических концепциях. Однако, не смотря на разные основания периодизаций развития, большинство теорий выделяют одни и те же возрастные этапы.

Данная работа представляет собой сравнительный анализ различных  переодизаций психического развития на примере концепций Слободчикова, Валлона, Эриксона и Кольберга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слободчиков В.И. Основные ступени развития субъектности человека

В работе В.И. Слободчикова Категория  возраста в психологии и педагогике развития, опубликованной в 1991 г. в журнале  Вопросы психологии, была сформулирована периодизация развития субъектности человека в онтогенезе. На каждой ступеньке развития человек, по мнению автора, проходит две фазы — период становления его событийности с социальной общностью и период реализации своей самобытности. Начало каждой ступени — это рождение новой формы жизни, смена индивидуального режима жизни. Каждая ступень начинается кризисом. Существует два типа кризисов. В кризисах рождения проявляется поиск новых форм событийности, потому что так жить дальше нельзя. Кризисы развития разрешаются поиском новых способов самоопределения (хочу быть, как все).

На первой ступени ребёнок вместе с родным взрослым начинает строить общение, вначале не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Эта уникальная, в силу своей непосредственности, общность, выстраиваемая в живой телесности партнёров общения, названа ступенью оживления. Эпохальным культурным событием этой ступени развития субъекта является то, что ребёнок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение данной ступени – это подлинный синтез человеческого тела, его «оживление» в сенсорных, двигательных, общительных, действенных измерениях.

На второй ступени ребёнок вместе с близкими взрослыми осваивает предметно-опосредованные формы общения как в совместных имитационно-предметных действиях с реальным партнёром, так и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнёром. Два эпохальных события стоят в начале новой ступени развития – это прямохождение и речь – как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью одушевления для того, чтобы подчеркнуть, что именно здесь ребёнок впервые открывает для себя своё Я, осознаёт себя субъектом собственных желаний и умений.

На третьей ступени партнёром растущего ребёнка становится общественный взрослый, воплощённый в системе социальных ролей, вместе с которым, подростки осваивают правила, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия. Именно на этой ступени человек впервые осознаёт себя потенциальным автором собственной биографии, принимает ответственность за своё будущее. Поэтому данная ступень называется – персонализация. С одной стороны - это кульминационным момент личностного развития – появление способности к саморазвитию, с другой – принципиально ограниченная ступень развития личности, т.к. ещё не достигнута внутренняя свобода.

На четвёртой ступени партнёром молодого человека становится человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей. Индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития. Эта ступень поэтому и названа ступенью индивидуализации.

Пятая ступень – универсализация или выход на пределы сколь угодно развитой индивидуальности есть одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих ценностей.1

Кризисы рождения – переходы в новые общности. Вхождение в новую общность на каждой ступени развития подобно новому рождению и сопровождается сдвигом, качественным преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и собой, внутри которой протекал предыдущий этап развития субъекта. Поэтому период вхождения в новую общность и назван кризисом рождения. Кризисы рождения обусловлены внутренней логикой развития самого субъекта человеческих отношений, принципиальной сменой режима индивидуальной жизни. Человеческая общность, внутри которой живёт индивид, рассматривается как место вынашивания определённой индивидуальной способности. Вызревание новой способности делает человека потенциально способным к вхождению в новую общность.

В построении новой общности выделяют две фазы. На первой человек  учится жить по законам данной общности, принимает предъявляемые ему  ожидания и старается им соответствовать. Партнёра тоже не следует воспринимать статично, как величину заданную: ему  предстоит принять в общность действительно другого во всей его  индивидуальности и полноте, что  невозможно сделать, не меняя себя и  свои способы общения с людьми. Этот этап  принятия партнёрами друг друга и новых обстоятельств  своей совместности назван стадией  принятия.

К концу стадии принятия индивид осваивает новые способы  взаимодействия с партнёром до такой  степени, что обнаруживает способность  самостоятельно, по собственной инициативе строить и налаживать данное взаимодействие, приглашая партнёра вступить в этот этап общности. Кризис развития со-бытийной общности обнаруживается как разрыв между индивидуальной и совместной формами деятельности и сознания. Если на стадии принятия усилия ребёнка и взрослого были согласованно направлены на общее дело – на созидание новой общности, то в момент кризиса образуются зазор, разрыв и разнонаправленность инициатив партнёров. В кризисах развития взрослый ориентирует ребёнка на поиск новых способов самоопределения.

В основе периодизации  Слободчикова лежит представление о поэтапном  саморазвитии человека. По мнению исследователя, процесс саморазвития как сущностная форма бытия человека начинается вместе с жизнью и разворачивается  внутри неё;  человек долгие годы – нередко всю жизнь – может  и не быть его субъектом, тем, кто  инициирует и направляет этот процесс.

 

 

 

 

 

Эрик Эриксон. Концепция стадиального развития личности

Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.

 

В книге "Детство и общество" (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана личности" .

Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения  последовательно всех стадий.

Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом.

 

  1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие.

Первая психосоциальная  стадия — от рождения до конца первого  года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются  основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней  определенности». Главным условием выработки чувства доверия к  людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний. Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (скажем, возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери. Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми. Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие».

2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение.

Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует  анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу». Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

3.Возраст игры: инициативность/вина.

 В дошкольном периоде,  который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду». Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется супер-Эго, возникает новая форма самоограничения. Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

4. Школьный возраст:  трудолюбие / неполноценность. 

Четвертый психосоциальный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям). Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

5. Юность: эго  - идентичность / ролевое смешение.

Юность, пятая стадия в  схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни»2. Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения. Ритуализация становится импровизационной. Кроме того, в ней вычленяется идеологический аспект. Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности. Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности. Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, супер - атлетами, рок-музыкантами) или представителями контркультуры (революционные лидеры, «бритоголовые»), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Информация о работе Сравнительный анализ периодизации психического развития Э. Эриксона, В.И. Слободчикова, А. Валлона, Л. Кольберга