Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:36, контрольная работа
Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего, тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию
Введение ……………………………………………………………………………………………..…3
Слободчиков В.И. Основные ступени развития субъектности человека…………………………..4
Эрик Эриксон. Концепция стадиального развития личности…………………………………..…..6
Последовательные стадии детства по Валлону……………………………………………..………..12
Теория морального развития Кольберга…………………………………………………………..…14
Заключение …………………………………………………………………………….……..……16
Список использованных источников …………………..……………………………..………17
1. Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается.
На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок.
На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.
2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Человек, находящийся на этом уровне нравственного развития, придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей.
На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.
На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.
3.Постконвенциональный уровень (с 13 лет). Истинная нравственность, по Кольбергу, достигается только на этом уровне развития. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности.6
На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека.
На шестой стадии поступок
квалифицируется как
Возраст, в котором ребенок переходит на следующий уровень, индивидуален, хотя некоторые закономерности есть. Дети, обучающиеся в начальной школе, как правило, находятся напредконвенционном моральном уровне. Они ориентируются на авторитет, верят в абсолютность и универсальность ценностей, поэтому понятия добра и зла они перенимают от взрослых.
Подходя к подростковому возрасту, дети, как правило, переходят на конвенционный уровень. При этом большинство подростков становятся «конформистами»: мнение большинства для них совпадает с понятием добра.
Переживаемый подростками негативный кризис, не считается нравственным дегрессом – он показывает, что подросток переходит на более высокий уровень развития, включающий в свое внимание социальную ситуацию. При этом часть подростков находится на стадии «хорошего мальчика», другие же достигают стадии «поддержания социального порядка».
Однако существуют ситуации, когда и в подростковом возрасте человек не достигает конвенционного уровня, он продолжает руководствоваться принципами исключительно собственного психологического комфорта. Происходит это в силу различных причин, чаще целого комплекса – недоразвития интеллектуальной сферы, неразвитости коммуникативного умения и др.
Переход к третьему, по Л.Кольбергу, уровню морального развития, для наиболее быстро развивающихся детей бывает в 15 – 16 лет. Этот переход вначале кажется регрессом совести. Подросток начинает отвергать мораль, утверждать относительность нравственных ценностей, понятия долга, честности, добра становятся для него бессмысленными словами. Он утверждает, что никто не имеет право решать, как другому следует себя вести. Такие подростки часто переживают кризис потери жизненных смыслов. Результатом переживаемого кризиса является личное собственное принятие каких – то ценностей. При этом следует заметить, что далеко не все люди в своей жизни достигают этого уровня автономной совести. Часть людей до самой смерти находится на конвенционном уровне развития, некоторые не достигают даже и его.
В основе периодизации Кольберга лежит предположение о поэтапном психическом развитии человека, источником которого является эволюция этических представлений индивида.
Заключение
Таким образом, в данной работе мы раскрыли многообразие трактовок переодизаций психического развития. Существуют различные подходы и взгляды на выделение основных этапов развития психики. Здесь же представлены работы известных авторов, чьи классификации пользуется большей популярностью и интересом.Например, Кольберг выделил три уровня нравственного развития. Каждый уровень состоит из двух стадий, при чем нумерация стадии имеет сквозной характер, подчеркивая приемлемость перехода от одного уровня к другому. Кольберг подчеркивал, что каждому уровню морального развития соответствует определенная стадия интеллектуального развития. Именно развитие интеллекта и определяет возможности становления нравственных уровней ребенка. По Эриксону, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут принимать положительные или отрицательные значения. Эриксон описал восемь кризисов в развитии эго идентичности человека и, таким образов, представил свою картину периодизации жизненного цикла человека. Валлон отмечает, что развитие когнитивных процессов тесно переплетено с эмоциональным и личностным развитием,. Валлон выделяет периоды, каждый из которых характеризуется своими признаками, особенностями взаимодействия ребенка с другими людьми. Слободчиков опирался на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования – субъектности (внутреннего мира). Исследователь в качестве механизма обретения субъектности называет изменение форм взаимодействия развивающегося человека с социальным окружением взрослых (со-бытие) путём отождествления себя с ними.
Периодизация развития относится
к числу наиболее сложных и
до сих пор не имеющих однозначного
решения проблем и психологии,
и физиологии. Об этом свидетельствуют
различные подходы к
Список литературы
1 Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии.1996. №5.
2 Эриксон Э. Детство и общество. С. 298.
3 Эриксон Э. Детство и общество. С. 258.
4 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997. — 608с.
5 Годфруа Ж.. Что такое психология: В 2-х т. М., 1996.
6 Годфруа Ж.. Что такое психология: В 2-х т. М., 1996.