Сравнительный анализ периодизации психического развития Э. Эриксона, В.И. Слободчикова, А. Валлона, Л. Кольберга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего, тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………..…3
Слободчиков В.И. Основные ступени развития субъектности человека…………………………..4
Эрик Эриксон. Концепция стадиального развития личности…………………………………..…..6
Последовательные стадии детства по Валлону……………………………………………..………..12
Теория морального развития Кольберга…………………………………………………………..…14
Заключение …………………………………………………………………………….……..……16
Список использованных источников …………………..……………………………..………17

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 51.95 Кб (Скачать файл)

6. Молодость: достижение близости / изоляция.

Шестая психосоциальная  стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В  целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего  брака, начала самостоятельной семейной жизни. Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом -поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.

Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается  в излишней поглощенности собой  или в избегании межличностных  отношений. Неспособность устанавливать  спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству  одиночества, социального вакуума  и изоляции. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность/изоляция», — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7. Зрелость: продуктивность / инертность.

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема — выбор между  продуктивностью и инертностъю. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае — чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота. Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление — «кризис старшего возраста» — выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

8. Старость: целостность  эго/отчаяние.

Последняя психосоциальная  стадия (от 65 лет до смерти) завершает  жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменует  начало старости, когда человека одолевают  многочисленные нужды: приходится приспосабливаться  к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать  к более скромному материальному  положению и уединенному образу жизни адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго: «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция (целостность)».3

Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю  свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку  такие люди видят продолжение  себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость — это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти».

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к  своей жизни как к череде нереализованных  возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком  поздно начинать все сначала или  искать какие-то новые пути, чтобы  ощутить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется  у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости  и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

Восемь  стадий психосоциального развития по Эрику Эриксону 4

 

Стадия

Возраст

Кризис

Сильная сторона

Орально-сенсорная

до 1года

Базальное доверие  —  базальное недоверие

Надежда

Мышечно-анальная

1-3 года

Автономия  — стыд и  сомнение

Сила воли

Локомоторно-генитальная

3-6 лет

Инициативность — вина

Цель

Латентная

6-12 лет

Трудолюбие — неполноценность

Компетентность

Подростковая

12-19 лет

Эго-идентичность — ролевое  смешение

Верность

Ранняя зрелость

20-25 лет

Интимность — изоляция

Любовь

Средняя зрелость

26-64 года

Продуктивность — застой

Забота

Поздняя зрелость

65- смерть

Эго-интеграция — отчаяние

Мудрость


 

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную  особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Он считает, что в каждой культуре существует "решающая координация" между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последовательные  стадии детства по Валлону

Хотя Валлон и не признает существования единого ритма  развития всех детей, по его мнению, однако, существуют периоды, каждый из которых характеризуется «своими  признаками, своей специфической  ориентацией и представляет собой  своеобразный этап в развитии ребенка».

Концепция психического развития ребенка, созданная А. Валлоном, интересна  тем, что в ней намечены стадии развития личности.

1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) - стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражение. Со временем эти рефлексы все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связанным с питанием.

2. Эмоциональная стадия (с 6 до 10 месяцев) характеризуется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость, отвращение и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с окружающей социальной средой. Эмоции, выражающиеся, например, в форме улыбки или рыданий, представляют собой настоящий «предъязык», с помощью которого ребенок может повысить эффективность своих жестов, а также предвидеть реакции других людей.

3. Сенсомоторная стадия (с 10 до 14 месяцев) знаменует собой начало практического мышления. Благодаря закреплению связи между движениями и возникающими в результате перцептивными эффектами ребенок начинает все чаще реагировать на вещи направленными на них жестами. Циркулярные формы активности (когда, например, «голос оттачивает слух, а слух придает гибкость голосу») способствуют прогрессу в узнавании звуков, а затем и слов.

4. Проективная стадия (с 14 месяцев до 3 лет) связана с развитием ходьбы, а затем и речи; ребенок приобретает способность исследовать окружающий мир и воздействовать на объекты, названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Таким образом ребенок приобретает все большую независимость по отношению к предметам, которые отныне он может толкать, таскать за собой, сваливать в кучу и классифицировать, относя к различным категориям. Такая независимость позволяет ребенку разнообразить свои взаимоотношения с окружающим и способствует самоутверждению индивидуума.

5. Персоналистская стадия (с 3 до 6 лет) включает три периода, характеризующихся развитием независимости ребенка и обогащением его собственного «Я». 5

В трехлетнем возрасте начинается период противопоставления. Это время  развития «Я». Ребенок учится отличать себя от других и одновременно приобретает  все большую способность различать  предметы по форме, цвету или размерам.

В четыре года ребенок знает  свое имя, фамилию, возраст и жилище. Это период нарциссизма, когда он стремится выставить себя в выгодном свете. Ребенок наблюдает за собой  и следит за своими действиями, упорствуя  в выполнении поставленной перед  собой задачи. В то же время восприятие им предметов становится все более  абстрактным, что позволяет ему  различать линии, направления, положения, графические обозначения.

В пять лет внимание, которое  ребенок проявляет к себе самому и к окружающему миру, подводит его к периоду подражания, во время  которого ребенок учится играть роль и придумывает себе героя. Однако на всем протяжении этой стадии мышление ребенка отмечено синкретизмом, он расшифровывает ту или иную ситуацию по какой-нибудь одной детали или  по набору деталей, между которыми он не способен устанавливать причинно-следственные связи.

6. Учебная стадия (с 6 до 12-14 лет)-стадия, когда ребенок поворачивается лицом к внешнему миру. Мышление ребенка становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и применении. Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов, но и различных форм активности (в школе, дома, во время игр и т. д.), в которых он мало-помалу начинает участвовать. Развитие ребенка, таким образом, сопровождается ростом его независимости.

7. На стадии полового созревания внимание подростка вновь сосредоточивается на своей собственной особе и потребностях собственного «Я». Этот перелом толкает ребенка на поиск еще большей независимости и оригинальности, и он же открывает ему глаза на смысл вещей и законов, которые ими управляют. Так у подростка развивается способность к рассуждению и к связыванию абстрактных понятий.

Итак, мы видим, что Валлон концентрирует внимание на формировании поведения и личности, рассматривая когнитивные способности лишь как один из компонентов этого процесса. Валлон настаивает на сложности хода развития, обусловленной постоянным взаимодействием между индивидуумом и окружающей его социальной средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория морального развития Кольберга

Идеи Пиаже об этапах психического развития детей стали отправной  точкой для исследований Леонарта Кольберга, одним из основных открытий которого стала теория развития нравственности у детей. Кольберг исходил из того, что в психическом развитии детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами. Вслед за Пиаже Кольберг исследовал развитие нравственности у детей, расширив и углубив его идеи. В своих экспериментах Кольберг ставил перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора (причем выбора заведомо неоднозначного) и анализировал систему их рассуждений.

Анализируя эти ответы, Л. Кольберг выявил определённую закономерность - развитие моральных суждений зачастую зависит от возраста. В этой связи психологом было высказано предположение о том, что моральные установки в психике человека, развиваясь, проходят определённые стадии. Так как всё многообразие ответов испытуемых в целом распределилось по шести направлениям, то и были обозначены эти шесть стадий. Их анализ позволил сделать вывод о том, что в своих моральных суждениях человек руководствуется либо принципами собственного психологического комфорта – избежания наказания или получения выгод - (Л. Кольберг назвал этот уровень предконвенционным), либо принципами «видимого» соглашения – с тем, чтобы чувствовать себя комфортно в социуме           ( конвенционный уровень), либо формальными моральными принципами – моральные суждения основаны на определённой идеологии (послеконвенционный уровень). Таким образом стадии морального развития могут быть представлены следующим образом:

Информация о работе Сравнительный анализ периодизации психического развития Э. Эриксона, В.И. Слободчикова, А. Валлона, Л. Кольберга