Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:40, курсовая работа
Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы 'примеряет' на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку. Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
1.1 Понятие самооценки как психологической категории
1.2 Особенности самооценки у младших школьников
1.3 Особенности самооценки у подростков
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков
2.1 Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков
2.2 Интерпретация результатов
Заключение
Список литературы
1) здоровье,
2) умственные способности,
3) характер,
4) авторитет у сверстников,
5) умелые руки (умение много делать своими руками),
6) внешность,
7) уверенность в себе.
На каждой линии написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой ( - ) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.
По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».
Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:
Низкий средний высокий
Уровень притязаний до 60 60-74 75-100
Уровень самооценки до 45 45-59 60-100
Методика на определение эмоционального уровня самооценки А.В. Захарова
Материал: рисунки для выполнения субтестов представлены в приложении 3.
Экспериментатор
предъявляет испытуемому
Обработка результатов:
Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я-образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.
Субтест№2. позволяет
определить отношение с близкими
людьми. При расположении сверху признает
превосходство и допускает
Субтест№3. определяет социальную заинтересованность (чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.
Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).
2.2 Интерпретация результатов
В результате исследования в группах по указанным выше методикам были получены количественные и качественные экспериментальные данные.
Результаты исследования во 2 классе по методике «Лесенка» отображены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты исследования младших школьников по методике «Лесенка»
№ |
Имя |
Самооценка |
1 |
Вася М. |
нормальная |
2 |
Катя Н. |
нормальная |
3 |
Рома Ц. |
заниженная |
4 |
Антон Ш. |
нормальная |
5 |
Лена М. |
завышенная |
6 |
Оксана Р. |
завышенная |
7 |
Лена Р. |
нормальная |
8 |
Оля П. |
нормальная |
9 |
Максим В. |
нормальная |
10 |
Денис К. |
завышенная |
11 |
Леша К. |
заниженная |
12 |
Сережа Л. |
нормальная |
13 |
Вера К. |
заниженная |
14 |
Вика Н. |
завышенная |
15 |
Лера С. |
завышенная |
16 |
Таня Б. |
нормальная |
17 |
Рита К. |
нормальная |
18 |
Оля Я. |
нормальная |
19 |
Коля М. |
заниженная |
20 |
Витя О. |
заниженная |
21 |
Света С. |
нормальная |
22 |
Аня Ш. |
заниженная |
23 |
Галя Н. |
заниженная |
В результате, у 11 школьников (48%) – нормальная самооценка, у 5 (22%) – завышенная, у 7 (30%) – заниженная.
Наглядно эти данные можно посмотреть на рисунке 1.
Рис. 1. Самооценка у младших дошкольников по методике «Лесенка»
Анализ самооценки по уровням и полу ребенка привели следующим результатам (см. рис. 2).
Рис. 2. Количество детей, выраженное в процентах, разбитое по уровням самооценки и полу
Получается, что у девочек, в целом, выше самооценка, чем у мальчиков. Это подтверждает теоретические положения. Ведь самооценка младших школьников в большей степени зависит от успехов в учебе, а девочки, как известно, в этом более преуспевают.
Результаты исследования эмоциональной самооценки по методике А.В. Захарова приводятся в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты исследования младших школьников по методике А.В. Захарова
№ |
Имя |
Ур. самооценки |
Отношение с близкими людьми |
Социальная заинтересованность |
Индивидуализация |
1 |
Вася М. |
средняя |
Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
2 |
Катя Н. |
средняя |
Допускает давление мамы, отца и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
3 |
Рома Ц. |
низкая |
Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки, брата, учителя |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
4 |
Антон Ш. |
средняя |
Допускает давление отца, матери, бабу., дед., оказывает тдавление на друзей. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
5 |
Лена М. |
высокая |
Допускает давление матери, отца, оказывает давление на друзей, учителя |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
6 |
Оксана Р. |
высокая |
Допускает давление отца, оказывает давление на друзей, сестру, маму |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
7 |
Лена Р. |
средняя |
Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
8 |
Оля П. |
низкая |
Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
9 |
Максим В. |
низкая |
Допускает давление брата, матери, отца, баб. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
10 |
Денис К. |
высокая |
Допускает давление брата, матери, отца, друзей. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
11 |
Леша К. |
средняя |
Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца; |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
12 |
Сережа Л. |
средняя |
Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
13 |
Вера К. |
низкая |
Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
14 |
Вика Н. |
средняя |
Допускает давление матери и отца, учителя |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
15 |
Лера С. |
высокая |
Допускает давление отца, учителя. Оказывает влияние мамау, сестру, друзей. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
16 |
Таня Б. |
средняя |
Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
17 |
Рита К. |
средняя |
Допускает давление учителя, баб.,матери., отца, друзей |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
18 |
Оля Я. |
средняя |
Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
19 |
Коля М. |
средняя |
Допускает давление отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., брата. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
20 |
Витя О. |
низкая |
Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
21 |
Света С. |
средняя |
Допускает давление мамы и отца, учителя; Оказывает давление на баб., дед., брата. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
22 |
Аня Ш. |
низкая |
Допускает давление брата, отца, матери, учителя; |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
23 |
Галя Н. |
низкая |
Допускает давление отца, матери, учителя, бабушки, дедушки; |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Результаты выявления уровня можно представить в виде диаграммы (рис. 3).
Рис. 3. Самооценка младших школьников по методике А.В. Захарова.
Как видно, полученные результаты перекликаются с результатами методики «Лесенка».
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 17%, средний – 30%, а низкий у 30% учащихся. Так же можно сказать, что 74% учащихся во 2 классе признает свое сходство с другими, а вот 26% считают себя уникальными.
Экспериментальные данные, полученные при исследовании подростков (учащихся 7 класса) по методике Демо-Рубинштейна приведены в таблице 5.
№ |
Имя |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
Общ. показ. |
Кол. показ. |
Уров. самооц. |
1 |
Сергей К. |
90 |
65 |
75 |
55 |
42 |
55 |
60 |
442 |
63 |
высокий |
2 |
Аня Н. |
80 |
90 |
85 |
50 |
95 |
45 |
60 |
505 |
72 |
высокий |
3 |
Таня М. |
100 |
65 |
50 |
30 |
65 |
40 |
55 |
405 |
58 |
средний |
4 |
Рома Ч. |
75 |
50 |
50 |
40 |
65 |
55 |
45 |
380 |
54 |
средний |
5 |
Женя П. |
90 |
90 |
90 |
65 |
43 |
58 |
74 |
510 |
73 |
высокий |
6 |
Дима С. |
70 |
35 |
45 |
25 |
55 |
20 |
35 |
285 |
41 |
низкий |
7 |
Аня Л. |
80 |
62 |
60 |
23 |
56 |
50 |
50 |
381 |
54 |
средний |
8 |
Лена Т. |
76 |
66 |
79 |
80 |
72 |
79 |
70 |
522 |
75 |
высокий |
9 |
Виталя С. |
70 |
35 |
74 |
24 |
34 |
51 |
60 |
348 |
50 |
средний |
10 |
Саша Т. |
60 |
30 |
27 |
15 |
19 |
25 |
30 |
206 |
29 |
низкий |
11 |
Оля Ш. |
67 |
41 |
45 |
10 |
50 |
30 |
46 |
289 |
41 |
низкий |
12 |
Вера М. |
81 |
56 |
40 |
15 |
21 |
35 |
35 |
283 |
40 |
низкий |
13 |
Антон Ф. |
90 |
44 |
39 |
57 |
34 |
50 |
50 |
364 |
52 |
средний |
14 |
Саша Б. |
80 |
43 |
31 |
12 |
38 |
30 |
41 |
275 |
39 |
низкий |
15 |
Леша З. |
78 |
30 |
45 |
23 |
20 |
35 |
40 |
271 |
39 |
низкий |
16 |
Лена В. |
75 |
30 |
45 |
5 |
35 |
35 |
47 |
272 |
39 |
низкий |
17 |
Яна Г. |
90 |
60 |
80 |
56 |
5 |
79 |
80 |
450 |
64 |
высокий |
18 |
Оля К. |
70 |
70 |
45 |
10 |
90 |
65 |
70 |
420 |
60 |
высокий |
19 |
Коля О. |
90 |
50 |
65 |
25 |
10 |
65 |
50 |
355 |
51 |
средний |
20 |
Толя К. |
80 |
76 |
26 |
85 |
0 |
90 |
90 |
447 |
64 |
высокий |
21 |
Слава К. |
70 |
57 |
78 |
40 |
35 |
61 |
60 |
401 |
57 |
средний |
22 |
Оксана В. |
90 |
50 |
68 |
65 |
5 |
85 |
90 |
453 |
65 |
высокий |
По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 8 человек завышенная самооценка, что составляет 36%, у 7 человек – средняя (32%), у 7 – низкая (32%).
Рис. 4. Самооценка у учащихся 7 класса по методике Демо-Рубинштейна.
Анализируя выявленные показатели, можно отметить, что вся группа испытуемых (7 класс, подростки) по уровню самооценки поделена на три почти равные группы – дети с высокой, низкой и нормальной (средней) самооценкой. Надо отметить, что такое положение вещей характерно для подростковых групп, ведь в данном возрасте самооценка формируется под влиянием много большего количества факторов нежели в младшем школьном возрасте.
Для наглядности сравним результаты исследования самооценки у младших школьников и подростков.
Рис. 5. Сравнение результатов исследования самооценки у младших школьников и подростков.
В итоге, во 2 классе, в группе младших школьников большая доля детей имеет нормальную самооценку и меньшую долю – завышенную самооценку. Значения по заниженной самооценке почти равны.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что самооценка младших школьников и подростков различается.
Заключение
В результате подготовки курсовой работы были решены следующие задачи:
Самооценка
рассмотрена как
Выявлены особенности самооценки младших школьников.
Рассмотрены особенности самооценки подростков.
Проведена и проанализирована экспериментальная работа по диагностике самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.
Анализ психолого-
Когнитивный;
Оценочный;
Поведенческий;
Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. Многие исследователи отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие.
Информация о работе Сравнительный анализ самооценки у младших школьников и подростков