Сравнительный анализ самооценки у младших школьников и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы 'примеряет' на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку. Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
1.1 Понятие самооценки как психологической категории
1.2 Особенности самооценки у младших школьников
1.3 Особенности самооценки у подростков
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков
2.1 Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков
2.2 Интерпретация результатов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

самооценка.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

1) здоровье,

2) умственные  способности,

3) характер,

4) авторитет  у сверстников,

5) умелые руки (умение много делать своими  руками),

6) внешность,

7) уверенность  в себе.

На каждой линии  написано, что она обозначает.

На каждой линии  черточкой ( - ) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.

По каждой из шести шкал определяется: а) уровень  притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака  «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».

Определяется  средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести  шкалам. Средние величины показателей  сравниваются с таблицей:

Низкий средний  высокий

Уровень притязаний до 60 60-74 75-100

Уровень самооценки до 45 45-59 60-100

 

Методика  на определение эмоционального уровня самооценки А.В. Захарова

Материал: рисунки  для выполнения субтестов представлены в приложении 3.

Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок  и просит его выполнить задание  соответствующего субтеста.

Обработка результатов:

Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я-образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

Субтест№2. позволяет  определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.

Субтест№3. определяет социальную заинтересованность (чувствует  ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень  близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.

Субтест№4. Определение  степени эгоцентризма. Для дошкольника  характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.

Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание  своего сходства (при указании на левый  круг) или своей уникальности (правый круг).

 

2.2 Интерпретация  результатов

 

В результате исследования в группах по указанным выше методикам были получены количественные и качественные экспериментальные данные.

Результаты  исследования во 2 классе по методике «Лесенка»  отображены в таблице 3.

 

Таблица 3 –  Результаты исследования младших школьников по методике «Лесенка»

Имя

Самооценка

1

Вася М.

нормальная

2

Катя Н.

нормальная

3

Рома Ц.

заниженная

4

Антон Ш.

нормальная

5

Лена М.

завышенная

6

Оксана Р.

завышенная

7

Лена Р.

нормальная

8

Оля П.

нормальная

9

Максим В.

нормальная

10

Денис К.

завышенная

11

Леша К.

заниженная

12

Сережа Л.

нормальная

13

Вера К.

заниженная

14

Вика Н.

завышенная

15

Лера С.

завышенная

16

Таня Б.

нормальная

17

Рита К.

нормальная

18

Оля Я.

нормальная

19

Коля М.

заниженная

20

Витя О.

заниженная

21

Света С.

нормальная

22

Аня Ш.

заниженная

23

Галя Н.

заниженная


 

В результате, у 11 школьников (48%) – нормальная самооценка, у 5 (22%) – завышенная, у 7 (30%) – заниженная.

Наглядно эти  данные можно посмотреть на рисунке 1.

 

Рис. 1. Самооценка у младших дошкольников по методике «Лесенка»

Анализ самооценки по уровням и полу ребенка привели  следующим результатам (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Количество детей, выраженное в процентах, разбитое по уровням самооценки и полу

Получается, что  у девочек, в целом, выше самооценка, чем у мальчиков. Это подтверждает теоретические положения. Ведь самооценка младших школьников в большей степени зависит от успехов в учебе, а девочки, как известно, в этом более преуспевают.

Результаты  исследования эмоциональной самооценки по методике А.В. Захарова приводятся в таблице 4.

 

Таблица 4 –  Результаты исследования младших школьников по методике А.В. Захарова

Имя

Ур. самооценки

Отношение с  близкими людьми

Социальная заинтересованность

Индивидуализация

1

Вася М.

средняя

Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

2

Катя Н.

средняя

Допускает давление мамы, отца и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

3

Рома Ц.

низкая

Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки, брата, учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

4

Антон Ш.

средняя

Допускает давление отца, матери, бабу., дед., оказывает  тдавление на друзей.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

5

Лена М.

высокая

Допускает давление матери, отца, оказывает давление на друзей, учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

6

Оксана Р.

высокая

Допускает давление отца, оказывает давление на друзей, сестру, маму

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

7

Лена Р.

средняя

Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

8

Оля П.

низкая

Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

9

Максим В.

низкая

Допускает давление брата, матери, отца, баб.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

10

Денис К.

высокая

Допускает давление брата, матери, отца, друзей.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

11

Леша К.

средняя

Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца;

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

12

Сережа Л.

средняя

Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

13

Вера К.

низкая

Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

14

Вика Н.

средняя

Допускает давление матери и отца, учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

15

Лера С.

высокая

Допускает давление отца, учителя. Оказывает влияние  мамау, сестру, друзей.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

16

Таня Б.

средняя

Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает  давление на друзей

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

17

Рита К.

средняя

Допускает давление учителя, баб.,матери., отца, друзей

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

18

Оля Я.

средняя

Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает  давление на баб., дед., друзей, брата.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

19

Коля М.

средняя

Допускает давление отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., брата.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

20

Витя О.

низкая

Допускает давление сестры, отца, матери, учителя;

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

21

Света С.

средняя

Допускает давление мамы и отца, учителя; Оказывает давление на баб., дед., брата.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

22

Аня Ш.

низкая

Допускает давление брата, отца, матери, учителя;

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

23

Галя Н.

низкая

Допускает давление отца, матери, учителя, бабушки, дедушки;

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими


 

Результаты  выявления уровня можно представить  в виде диаграммы (рис. 3).

Рис. 3. Самооценка младших школьников по методике А.В. Захарова.

Как видно, полученные результаты перекликаются с результатами методики «Лесенка».

Анализируя  полученные результаты, можно сделать  следующий вывод: согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 17%, средний – 30%, а низкий у 30% учащихся. Так же можно сказать, что 74% учащихся во 2 классе признает свое сходство с другими, а вот 26% считают себя уникальными.

 

Экспериментальные данные, полученные при исследовании подростков (учащихся 7 класса) по методике Демо-Рубинштейна приведены в таблице 5.

Имя

I

II

III

IV

V

VI

VII

Общ. показ.

Кол. показ.

Уров. самооц.

1

Сергей К.

90

65

75

55

42

55

60

442

63

высокий

2

Аня Н.

80

90

85

50

95

45

60

505

72

высокий

3

Таня М.

100

65

50

30

65

40

55

405

58

средний

4

Рома Ч.

75

50

50

40

65

55

45

380

54

средний

5

Женя П.

90

90

90

65

43

58

74

510

73

высокий

6

Дима С.

70

35

45

25

55

20

35

285

41

низкий

7

Аня Л.

80

62

60

23

56

50

50

381

54

средний

8

Лена Т.

76

66

79

80

72

79

70

522

75

высокий

9

Виталя С.

70

35

74

24

34

51

60

348

50

средний

10

Саша Т.

60

30

27

15

19

25

30

206

29

низкий

11

Оля Ш.

67

41

45

10

50

30

46

289

41

низкий

12

Вера М.

81

56

40

15

21

35

35

283

40

низкий

13

Антон Ф.

90

44

39

57

34

50

50

364

52

средний

14

Саша Б.

80

43

31

12

38

30

41

275

39

низкий

15

Леша З.

78

30

45

23

20

35

40

271

39

низкий

16

Лена В.

75

30

45

5

35

35

47

272

39

низкий

17

Яна Г.

90

60

80

56

5

79

80

450

64

высокий

18

Оля К.

70

70

45

10

90

65

70

420

60

высокий

19

Коля О.

90

50

65

25

10

65

50

355

51

средний

20

Толя К.

80

76

26

85

0

90

90

447

64

высокий

21

Слава К.

70

57

78

40

35

61

60

401

57

средний

22

Оксана В.

90

50

68

65

5

85

90

453

65

высокий


 

По итогам данной методики можно сделать вывод, что  у 8 человек завышенная самооценка, что составляет 36%, у 7 человек –  средняя (32%), у 7 – низкая (32%).

Рис. 4. Самооценка у учащихся 7 класса по методике Демо-Рубинштейна.

Анализируя  выявленные показатели, можно отметить, что вся группа испытуемых (7 класс, подростки) по уровню самооценки поделена на три почти равные группы – дети с высокой, низкой и нормальной (средней) самооценкой. Надо отметить, что такое положение вещей характерно для подростковых групп, ведь в данном возрасте самооценка формируется под влиянием много большего количества факторов нежели в младшем школьном возрасте.

Для наглядности  сравним результаты исследования самооценки у младших школьников и подростков.

Рис. 5. Сравнение  результатов исследования самооценки у младших школьников и подростков.

 

В итоге, во 2 классе, в группе младших школьников большая  доля детей имеет нормальную самооценку и меньшую долю – завышенную самооценку. Значения по заниженной самооценке почти  равны.

Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что самооценка младших школьников и подростков различается.

Заключение

 

В результате подготовки курсовой работы были решены следующие  задачи:

Самооценка  рассмотрена как психологическая  категория.

Выявлены особенности  самооценки младших школьников.

Рассмотрены особенности  самооценки подростков.

Проведена и  проанализирована экспериментальная  работа по диагностике самооценки детей  младшего школьного возраста и подростков.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов:

Когнитивный;

Оценочный;

Поведенческий;

Составной и  неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как  оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия  учителя, родителей и их отношение  к учебной деятельности.

Одним из важнейших  моментов в развитии личности подростка  является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к  качествам своей личности, потребность  сравнивать себя с другими, оценивать  себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. Многие исследователи отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие.

Информация о работе Сравнительный анализ самооценки у младших школьников и подростков