Сравнительный анализ самооценки у младших школьников и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы 'примеряет' на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку. Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
1.1 Понятие самооценки как психологической категории
1.2 Особенности самооценки у младших школьников
1.3 Особенности самооценки у подростков
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков
2.1 Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков
2.2 Интерпретация результатов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

самооценка.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

В опытно- практической работе проведено диагностическое  исследование во 2 и 7 классах МУ Калманской средней общеобразовательной школы  с использованием следующих методик:

1.Исследование  самооценки по методике «Лесенка».

2.Исследование  самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

3.Методика, направленная  на определение эмоционального  уровня самооценки ( автор А.В.  Захарова).

Результаты  показали, различие в самооценке младших  школьников и подростков.

Нормальный  и высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста, так как он связан, в большей степени с результатами учебной деятельности и педагогическими оценками родителей и учителей.

Низкий уровень  самооценки является возрастной нормой для среднего подросткового возраста. В этот период самооценка формируется под влиянием многих факторов: оценка внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной деятельности, уровень материального благополучия и др. Исследование выборки подростков показало присутствие групп с различной самооценкой в одном классе.

Список  литературы

 

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для  студентов вузов.– М., 2000.

Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности. // Вопросы психологии, 1996, №1.

Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения  на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.

Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса  тревожности при расхождении  уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии – 1993.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.

Дневник Пети Сагайдачного. М. , 1963. – c 114.

Исследование  самооценки младшего школьника в  учебной деятельности// Вопросы психологии, 1980, №4, с. 90-99.

Как построить  свое "Я". – М., 1991. – c. 328.

Кон И. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. - Т.2, №3, 1981.

Кон И.С. Постоянство  и изменчивость личности.// Психологический  журнал, т.8, № 4, 1987, с. 126-137.

Ливехуд Б. Кризисы  жизни - шансы жизни: развитие личности между детством и старостью. – Калуга, 1994. – c. 365.

Липкина А.И. Критичность  и самооценка в учебной деятельности. – М., «Просвещение», 1968. – 141с.

Липкина А.И. Самооценка Школьника. – М., «Знание», 1976. – 263 c.

Мир детства: Младший  школьник. М.: Педагогика.1981.

Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте. Сообщение 2. Уровень сформированности учебной деятельности и оценка младшими школьниками личностных качеств в себе и сверстниках //Новые исследования в психологии, 1981, N 2, с. 72 - 77

Психологические условия формирования самооценки в  младшем школьном возрасте. //Вопросы  психологии, 1978, N 4, с.147 - 151.

Психологический статус личности в различных социальных условиях. – М., 1992. – c. 105.

Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми. – М., 1970. – c. 271.

Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений  с окружающими. – М., 1992. – c. 212.

Шахова И.П. Практикум  по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. – Воронеж, 1998.

Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое  сознание.// Психологический журнал, № 1, 1993.

Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы "Я".// Вестник МГУ, сер.14(психология), 1999, № 2, с. 34-45.

Цукерман Г.А., Психология саморазвития: задача для  подростков и их педагогов, М., 1994.

Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.

Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как  метод регуляции поведения, №3, 1997.

Ярошевский  М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное  состояние зарубежной психологии. М., 1974.

Приложение 1

 

Образец бланка к методике «Лесенка»

 

Имя и фамилия _________________________________________

 

Приложение 2

 

Образец бланка к методике Демо-Рубинштейн

 

Имя и Фамилия ___________________________________________

 

Приложение 3

 

Набор субтестов по методике лпределения  эмоциональной самооценки А.В. Захарова

 

Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд  кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

 

 

Субтест №2. Большой  круг – это твое «Я». Маленькие  круги – это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья.

 

 

О – отец

М – мать

Д – дедушка

Б – бабушка

Б2 – брат

С – сестра

Др – друзья

У – учитель

 

Субтест №3. Вот  на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик (точку) там, где находишься ты.

 

 

Субтест №4. Поставь  точку в том месте круга, где  находишься ты.

 

 

Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?


Информация о работе Сравнительный анализ самооценки у младших школьников и подростков