Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:40, курсовая работа
Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы 'примеряет' на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку. Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
1.1 Понятие самооценки как психологической категории
1.2 Особенности самооценки у младших школьников
1.3 Особенности самооценки у подростков
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков
2.1 Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков
2.2 Интерпретация результатов
Заключение
Список литературы
В опытно- практической
работе проведено диагностическое
исследование во 2 и 7 классах МУ Калманской
средней общеобразовательной
1.Исследование самооценки по методике «Лесенка».
2.Исследование
самооценки по методике Дембо-
3.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).
Результаты показали, различие в самооценке младших школьников и подростков.
Нормальный и высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста, так как он связан, в большей степени с результатами учебной деятельности и педагогическими оценками родителей и учителей.
Низкий уровень самооценки является возрастной нормой для среднего подросткового возраста. В этот период самооценка формируется под влиянием многих факторов: оценка внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной деятельности, уровень материального благополучия и др. Исследование выборки подростков показало присутствие групп с различной самооценкой в одном классе.
Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.– М., 2000.
Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности. // Вопросы психологии, 1996, №1.
Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.
Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии – 1993.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.
Дневник Пети Сагайдачного. М. , 1963. – c 114.
Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности// Вопросы психологии, 1980, №4, с. 90-99.
Как построить свое "Я". – М., 1991. – c. 328.
Кон И. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. - Т.2, №3, 1981.
Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности.// Психологический журнал, т.8, № 4, 1987, с. 126-137.
Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни: развитие личности между детством и старостью. – Калуга, 1994. – c. 365.
Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., «Просвещение», 1968. – 141с.
Липкина А.И. Самооценка Школьника. – М., «Знание», 1976. – 263 c.
Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981.
Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте. Сообщение 2. Уровень сформированности учебной деятельности и оценка младшими школьниками личностных качеств в себе и сверстниках //Новые исследования в психологии, 1981, N 2, с. 72 - 77
Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. //Вопросы психологии, 1978, N 4, с.147 - 151.
Психологический статус личности в различных социальных условиях. – М., 1992. – c. 105.
Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми. – М., 1970. – c. 271.
Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992. – c. 212.
Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. – Воронеж, 1998.
Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание.// Психологический журнал, № 1, 1993.
Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы "Я".// Вестник МГУ, сер.14(психология), 1999, № 2, с. 34-45.
Цукерман Г.А., Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов, М., 1994.
Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997.
Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
Приложение 1
Образец бланка к методике «Лесенка»
Имя и фамилия
______________________________
Приложение 2
Образец бланка к методике Демо-Рубинштейн
Имя и Фамилия
______________________________
Приложение 3
Набор субтестов по методике лпределения эмоциональной самооценки А.В. Захарова
Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.
Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги – это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья.
О – отец
М – мать
Д – дедушка
Б – бабушка
Б2 – брат
С – сестра
Др – друзья
У – учитель
Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик (точку) там, где находишься ты.
Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.
Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?
Информация о работе Сравнительный анализ самооценки у младших школьников и подростков