Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:57, реферат
Описание работы
Становление клинической психологии как одной из основных прикладных отраслей психологической науки неразрывно связано с развитием как самой психологии, так и медицины, физиологии, биологии, антропологии; ее история начинается с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания
Становление клинической психологии как одной из основных прикладных
отраслей психологической науки неразрывно
связано с развитием как самой психологии,
так и медицины, физиологии, биологии,
антропологии; ее история начинается с
античных времен, когда психологические
знания зарождались в недрах философии
и естествознания.
Возникновение первых научных
представлений о психике, выделение науки
о душе, формирование эмпирических знаний
о психических процессах и их нарушениях
связано с развитием античной философии
и достижениями античных врачей в анатомии
и медицине. Так, Алкемон Кротонский (VI
в. до н. э.) впервые в истории знания выдвинул
положение о локализации мыслей в головном
мозге. Вслед за ним мозг как орган психики
рассматривал и Гиппократ. Среди большого
наследия осталось разработанное им учение
о темпераменте с классификацией человеческих
типов на соматической основе (гуморальная
концепция). Александрийскими врачами
Герофилом и Эразистратом, проводившими
вскрытия человеческих тел, были дифференцированы
нервы и обнаружены различия между их
чувствительными и двигательными волокнами.
Ими был детально описан мозг и обращено
внимание на кору с ее извилинами, что
отличало человека по умственным способностям
от животных.
Анатомо-физиологические сведения
эллинов объединил и дополнил римский
врач Гален (II в. до н. э.). В его учении впервые
появились первичные представления о
психическом факторе как возможном источнике
движения. Сочинения Галена были настольной
книгой врачей вплоть до XVII в. Воззрения
античных врачей базировались на различных
течениях идеалистической философии того
времени (гностицизме, иудейско-александрийской
философии, неоплатонизме, патристике
и др.), в которых душа отождествлялась
с жизненным началом - в сферу душевных
феноменов включались все процессы, обеспечивающие
слаженную работу организма.
Следующим, довольно длительным
периодом, являлись Средние века, пронизанные
безудержным мистицизмом и религиозным
догматизмом, гонениями на естествоиспытателей
и кострами инквизиции. Вначале связь
с античным миром была достаточно сильна.
Обучение строилось на основе античной
философии и естественнонаучных достижений
Гиппократа, Галена, Аристотеля. Затем
знание приходит в упадок, наступают времена
мистики и каббалистики, расцветает алхимия
и вплоть до XIII в. длятся "темные"
годы. Психология в Средние века приобретает
этико-теологический характер, опираясь
на томистскую философию Фомы Аквинского.
Развитие представлений о психике в этот
период резко замедлилось. Вместе с тем
на Востоке накапливались знания об анатомо-физиологических
особенностях человеческого организма
как основе душевной жизни. После падения
Александрии, в библиотеках которой хранились
рукописи греко-римской медицины, ученые
и врачи нашли приют в Персии, вскоре завоеванной
арабами. Таким образом остатки вывезенных
рукописей попали к арабским ученым, и
с середины VII в. в науке стали распространяться
идеи воскресшего эллинизма. В трудах
Авиценны (Ибн-Сины), Альгазена, Аверроэса
(Ибн-Рушда) акцент ставился на обусловленности
психических качеств и их расстройств
естественными причинами, подчеркивалась
зависимость психики от условий жизни
и воспитания.
С XIV в. в Италии начинается новая
эпоха Возрождения, характеризующаяся
деятельностью великих гуманистов Данте,
Петрарки, Бокаччо. Их творчество приводит
вновь, как в античности, к "открытию"
Человека. Изобретение книгопечатания
Гутенбергом в Германии (XV в.) осветило
путь гуманизма к реализации своей просветительской
задачи. Открытия Коперника, Бруно, Галилея
находились у истоков классической науки
Нового времени. Бурно развивались медицина,
анатомия и физиология в разных странах
Европы. Парацельс представил новый взгляд
на природу человеческого организма и
методы лечения болезней. Анатомическая
школа Везалия, пришедшая на смену анатомии
Галена, в поисках материального субстрата
психических процессов, детально описала
плотное вещество мозга, что позволило
исследователям того времени вновь вернуться
к представлениям о неделимости психического.
Немецкие схоласты Гоклениус и Кассман
впервые ввели в научное обращение термин
"психология" (1590). Возросший интерес
к психологическим явлениям обеспечил фактическую
базу для более поздних успехов психологического
анализа Бэкона и Декарта.
Английский философ Бэкон отказался
от изучения общих вопросов, связанных
с природой возникновения души, и сконцентрировал
свои научные усилия на эмпирическом описании
ее процессов. Отказ от изучения души как
особого предмета и переход к исследованию
душевных процессов готовили предпосылки
для становления новых взглядов на сознание
и отмирание науки о душе.
В это же время французским
философом и математиком Декартом, занимавшимся
физиологическими исследованиями, разрабатывается
понятие о рефлексе (хотя самого термина
еще не было). По его схеме, взаимодействие
организма с окружающими телами опосредуется
нервной машиной, по сути - автоматом, состоящим
из мозга как центра и "нервных трубок",
расходящихся от него. Внутри каждой из
трубок находится натянутая нить, сокращающаяся,
когда на ее периферический конец воздействует
какой-то внешний предмет. В результате
открываются клапаны, благоприятствующие
перемещению "животных духов" от
мозга к мышцам и сокращение последних.
Душа соединена со всем телом, и, особенно
- с небольшой шишковидной железой, находящейся
в середине мозга. Эта железа улавливает
малейшие движения живых духов и даже
может под воздействием впечатлений направлять
их к мышцам. Таким образом действия внешних
предметов на окончания нервов признавались
приоритетными в качестве причины двигательных
актов. Впервые источником возникновения
психического становится стимул, вынесенный
за пределы организма.
Спиноза, развивая монистическое
учение о субстанции, преодолел дуализм
Декарта и на основе своих идей оригинально
подошел к проблеме познания и аффектов.
Он различал три рода познания - абстрактные
понятия отдельных вещей, общие идеи о
существенных свойствах вещей и интуитивное
познание, при котором существенное и
индивидуальное выступают в их подлинном
единстве в форме конкретных идей. Тем
самым Спиноза наметил движение познания
от абстрактного к конкретному. Он же выделил
три основных аффекта - желание, удовольствие
и неудовольствие. Аффекты различаются
в зависимости от объектов, со стороны
которых человек подвергается воздействиям.
Из этих первичных аффектов образуется
все многообразие страстей человека. Психология Спинозы - новый после Декарта,
важный шаг в становлении сознания как
объекта психологического изучения. Вместе
они составляют рациональную линию в трактовке
сознания. Происходит окончательное выделение
сознания как предмета исследования, что
в свою очередь влияет на формирование
новых теоретических основ психологии.
Возникают предпосылки для возникновения
эмпирической интроспективной и ассоционистской
психологии.
Главной целью "отца" эмпирической
психологии Локка было исследование происхождения
достоверности и объема человеческого
познания. Критикуя схоластов за представление
о врожденности знания, Локк настаивал
на том, что только опыт, как индивидуальная
история жизни человека, является источником
знания. Формирование идей он связывал
с понятием ассоциации и впервые ввел
этот термин в науку. Локк рассматривал
сознание как обязательный признак психических
явлений, объединяющий также переживания,
и формирующий из этого единства личность.
Учение Локка об опытном происхождении
душевной жизни завоевало популярность
в научных кругах того времени и оказало
значительное влияние на развитие идей
таких ассоционистов, как Беркли, Юм, Гартли.
В XVIII в. в России широко развернулось
просветительское движение, тесно связанное
с русским массонством, стремившимся проникнуть
в сокровенные глубины христианства и
воплотить его в жизнь. С этим движением
связаны истоки формирования психологических
взглядов, которые, как это ни парадоксально,
дали начало материалистическим традициям
в России. Яркими представителями того
времени были Новиков, крупный ученый
и организатор издательского дела, профессор
философии Московского университета Шварц,
призывавший к нравственному и духовному
совершенствованию человека, Радищев,
человек высокой культуры, знакомый с
теориями Руссо, Локка, Гельвеция, Лейбница,
в трудах которого большое место занимала
проблема развития психики и в связи с
этим сравнение психики человека и животных.
Книга Радищева "О человеке, о его смертности
и бессмертии" имела и психологическое
значение. В 1796 г. вышла первая русская
книга, посвященная психологии - "Наука
о душе". Ее автор Михайлов произвел
систематизацию психологических знаний
в духе эмпиризма Локка, описал ощущения
и мысли, как ассоциации представлений.
Конец XVIII - начало XIX вв. ознаменовались
развитием психологических представлений
о разложимости психических процессов
на некие изначальные психические "способности",
врачи того времени начали искать мозговой
субстрат этих "способностей". В 1779
г. немецкий анатом Мейер выдвигает предположение
о том, что интеграция всех психических
функций осуществляется мозолистым телом
и мозжечком, а отдельные психические
"способности" локализованы в коре
головного мозга, в белом веществе и в
базальных областях мозга.
К числу наиболее известных
относятся попытки крупнейшего австрийского
анатома начала XIX в. Галля локализовать
моральные и интеллектуальные качества
человека в различных частях головного
мозга. В своих работах он попытался представить
его кору в виде совокупности "органов"
многочисленных психических способностей
(смелости, честолюбия, инстинкта продолжения
рода и т. п.) и предположил, что развитие
отдельных участков коры, борозд и мозга
в целом якобы влияет на форму черепа и
поэтому исследование его поверхности
позволяет диагностировать индивидуальные
особенности личности. Подобные представления,
не имея ничего общего с наукой, носили
умозрительный и полуфантастический характер,
но идеи Галля о роли коры и связи умственных
функций с лобными долями являлись важными
и прогрессивными для своего времени.
В начале XIX в., благодаря работам
М. Холла и Мюллера, получает дальнейшее
развитие учение о рефлексе. Исследования
Штейнбуха и Бэлла значительно обогатили
область опытного изучения сенсорных
функций. Однако в сфере объяснений общего
механизма душевных явлений по-прежнему
доминировала ассоциативная концепция,
которая воспринималась не только как
общая теоретическая схема, но и как система
эффективного воздействия на поведение
человека в целях его преобразования в
желательном для медицины и педагогики
направлении. В середине XIX в. в исследования
психического немецким физиологом Вебером
внедряются математические методы, что
выводит зарождающуюся психологическую
науку за пределы знания, получаемого
только из опыта, к точному математическому
выражению. Новая линия исследований Вебера
оставалась неприметной, пока ее не выделил
и не превратил в исходный пункт психофизики
Фехнер. Его труд "Элементы психофизики",
вышедший в 1860 г., оказал неоценимое воздействие
на все последующие работы в области измерения
и вычисления психических явлений. Другим,
не менее важным открытием середины XIX
в. было вычисление времени протекания
нервных реакций Гельмгольцем. Это доказывало,
что нервные процессы, как и все физиологические
процессы, протекают в теле с определенной
скоростью и, следовательно, психические
процессы, будучи неотделимыми от нервных,
совершаются во времени и пространстве
и доступны опытному изучению. Исследования
Гельмгольца были развиты и дополнены
работами Дондерса и Экснера и оказали
значительное влияние на выделение психологии
в самостоятельную область знания, так
как, во-первых, психика теперь признавалась
реальностью, вплетенной в сложную систему
взаимодействия между стимулами внешнего
мира и ответной деятельностью организма
и, во-вторых, появились возможности разработки
методов, способных перевести эту реальность
в научные понятия и модели. В это же время
Сеченовым был дан значительный толчок
развитию рефлекторной концепции после
открытия им механизмов центрального
торможения. Это открытие привело его
к важнейшему выводу о рефлекторной природе
психики. Опубликованные в 1863 г. "Рефлексы
головного мозга" явились основой развития
русской физиологии и науки о поведении
в дальнейшем. В середине XIX в. широкое
распространение в биологии и медицине
получила концепция основателя современной
патологической анатомии немецкого ученого
Вирхова о так называемой целлюлярной
патологии - несколько одностороннем представлении
о роли отдельных клеток в жизнедеятельности
организма. Вирхов утверждал, что любой
патологический процесс является суммой
нарушений, происходящих в каждой клетке.
Несмотря на известную механистичность,
эти идеи послужили толчком для различных
исследований клеточной структуры мозга
и мозговой коры. В 1861 г. французский анатом
и хирург Брока, выступая на Парижском
антропологическом обществе, представил
материалы изучения двух больных с потерей
речи, обратив внимание на ее связь с поражением
нижней лобной извилины левого полушария.
Вызвав горячую дискуссию, эти наблюдения
стимулировали исследования по локализации
функций в коре головного мозга, в том
числе связанные с раздражением отдельных
участков мозга электричеством. Благодаря
работам Брока возник клинический метод
изучения структуры мозга. В 1874 г. немецкий
психиатр Вернике описывает 10 больных
с нарушениями понимания обращенной речи,
имеющих локализацию очага поражения
в задних отделах верхней височной извилины
также левого полушария. Конец прошлого
века ознаменовался и другими успехами
локализационистов, полагавших, что ограниченный
участок мозга может являться "мозговым
центром" какой-либо психической функции:
было замечено, что поражение затылочных
отделов мозга вызывает нарушения зрительного
восприятия, а поражения теменной области
- потерю способности правильно строить
предметное действие. Позднее возникает
мысль, что в коре головного мозга можно
выделить "центр письма", "центр
счета" и др.
Одновременно в качестве контраргумента
появляются работы другого плана, указывающие
на неполноту потери тех или иных психических
функций при локальных поражениях мозга,
обратимый характер их нарушений, на связь
их масштабности с общей потерей массы
мозга. Так, известный английский невролог
Джексон, проанализировавший имевшиеся
к тому времени противоречия в исследованиях
потери речи, на основе динамического
подхода выдвигает идею о трехуровневой
организации работы центральной нервной
системы. По его представлениям, никакая
психическая функция не является результатом
деятельности ограниченной группы клеток
мозга, а имеет сложную "вертикальную"
организацию: первый низший уровень представлен
стволовыми отделами мозга, средний уровень
- двигательными и сенсорными отделами
коры, а высший - его лобными отделами.
Важнейшим выводом из этого несколько
устаревшего к сегодняшнему дню, но опережавшего
свое время взгляда, являлась невозможность
прямого отождествления локализации симптома
с локализацией функции.
Развитие науки середины XIX
в. привело к стремительным изменениям
представлений о живой природе, о функциях
организма, в том числе психических, как
в норме, так и в патологии. Этим изменениям
в психологии вообще и в зарождающейся
научной медицинской психологии в частности
способствовали также глобальные научные
открытия в Европе: теория Дарвина в Англии,
раскрывшая законы эволюции; учение о
механизмах саморегуляции Бернара во
Франции, определившее понятие гомеостаза;
достижения физико-химической школы в
Германии, по-новому представившие основы
жизни; открытие механизма центрального
торможения Сеченовым в России, радикально
изменившее общую картину динамики процессов
высшей нервной деятельности.
Изменились общие представления
об организме. Теперь отдельный организм
воспринимался как целостность, противостоящая
среде и взаимодействующая с ней. Начал
формироваться системно-детерминистский
подход в изучении человека и его психических
процессов. Во второй половине XIX в. научные
методы стали привычным инструментом
в исследованиях психических явлений,
особенно в 70-х - 80-х гг. В 1879 г. в Лейпциге
Вундтом была организована первая в мире
экспериментально-психологическая лаборатория.
Вундт стал основоположником психологии
как формальной академической дисциплины.
Его труд "Основания физиологической
психологии", вышедший в 1874 г., положил
начало психологии как самостоятельной
науки. За годы научной и преподавательской
деятельности Вундта 17000 студентов прослушали
его лекции. Он учредил первый журнал по
психологии, открыл Институт экспериментальной
психологии, основал свою научную школу,
где обучались и работали известные в
дальнейшем ученые - Крепелин, Мюнстерберг,
Кюльпе, Киршман, Мейсман, Марбе, Липпс,
Крюгер (Германия), Титченер (Англия), Скрипчур,
Энджелл, Г. С. Холл, Уитмер (США), Бехтерев,
Чиж, Ланге (Россия), - многие из которых
считаются основателями клинической психологии.
В первую очередь следует упомянуть Уитмера,
который ввел понятие клинической психологии,
он организовал при Пенсильванском университете
психологическую клинику для отсталых
и душевнобольных детей, разработал курс
лекций по этой проблеме. Уитмер был одним
из первых членов Американской психологической
ассоциации, организованной Ст. Холлом
в 1892 г. и являющейся самой влиятельной
организацией психологов в мире и в наше
время. В 1907 г. Уитмер основал журнал "Психологическая
клиника", в первом выпуске которого
предложил новую специализацию для психологов
- клиническую психологию. Хотя Уитмер
способствовал развитию клинической психологии
и вполне обоснованно пользовался этим
термином, на самом деле это направление
было намного шире того, чем он занимался.
Примеру Уитмера последовали многие психологи.
Уже к 1914 г. в США действовали почти два
десятка психологических клиник по типу
уитмеровских. Последователи Уитмера
применили его клинический подход к диагностике
и лечению нарушений у взрослых.