Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:57, реферат
Описание работы
Становление клинической психологии как одной из основных прикладных отраслей психологической науки неразрывно связано с развитием как самой психологии, так и медицины, физиологии, биологии, антропологии; ее история начинается с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания
В Германии Крепелин внедрил
в психиатрическую клинику психологический
эксперимент уже в начале 90-х гг. XIX в. Благодаря
применению ассоциативного эксперимента
он показал различия в характере ассоциаций
при шизофрении (F20-F29 по МКБ-10) [Здесь и
далее диагностические рубрики приведены
в соответствии с Международной классификацией
болезней десятого пересмотра (МКБ-10).]
и маниакально-депрессивном психозе (F31).
Ему принадлежит попытка составления
схем исследования личности путем измерения
ряда признаков: времени течения психических
процессов, способности к упражнению,
способности восстанавливаться после
утомления, глубины сна и др. Из подобных
исследований начала зарождаться новая
область психологии - дифференциальная
психология. Введение психологического
эксперимента для решения диагностических
задач и классификации душевных болезней
открыло новый период в психиатрии - период
Крепелина.
Ассоциативный эксперимент
в диагностических целях широко использовал
швейцарский психиатр Блейлер, внимательно
следивший за успехами экспериментальной
психологии, теоретическими взглядами
на происхождение неврозов Фрейда. Благодаря
этому Блейлер выделил новую форму мышления
- аутистическое мышление.
Немецкий психиатр Кречмер
приобрел мировую известность своей работой
о связи строения тела и характера, в которой
он развил учение о различии между прогредиентными
процессами и конституциональными состояниями.
В 1922 г. он опубликовал первый учебник
под названием "Медицинская психология",
в котором заложены методологические
основы применения психологии во врачебной
практике.
Во Франции Бине, помимо экспериментальных
исследований мышления, изучал людей с
выдающимися способностями, а также воображение,
память и интеллект у детей. В 1896 г. он разработал
серию тестов для испытания личности.
Настоящую известность ему принесла метрическая
шкала интеллектуального развития, разработанная
в 1905 г. совместно с врачом Симоном с целью
отбора умственно отсталых детей из нормальной
школы.
Большая заслуга принадлежала
Рибо, основоположнику современной экспериментальной
психологии во Франции. Он называл патопсихологию
естественным экспериментом самой природы.
Многие его труды были посвящены изучению
болезней памяти, личности, чувств. Рибо
отмечал, что психология должна изучать
конкретные факты психической жизни в
их динамике. Идеи Рибо получили дальнейшее
развитие в работах его ученика Жанэ. Основным
методом психологии он считал клиническое
наблюдение. Жанэ развивал эволюционные
идеи об уровнях поведения. Все функции
психики в филогенезе и онтогенезе описывались
в последовательности их становления.
Поражением того или иного уровня объясняли
психические заболевания - так, при неврозе
(F40-F48) это относится к верхним этажам,
а, например, при идиотии (F70-F79) поведение
больного находится на стадии рефлекторных
действий. Позже, в 1923 г., он опубликовал
свой труд "Медицинская психология",
где уделил много внимания вопросам психотерапии.
Учениками Жанэ были Пьерон, Валлон и Пиаже
- основатели современной французской
генетической психологии.
В ходе развития и совершенствования
экспериментальной психологии индивидуальные
различия вначале считали помехой для
изучения наиболее общих законов сознания
и психики, однако в дальнейшем к ним начали
обращаться взоры исследователей. Гальтон
в Англии, Бине во Франции, Кеттел и Ст.
Холл в США, Крепелин и Штерн в Германии,
Лазурский в России были первыми, кто создавал
психологию индивидуальных различий.
Огромный вклад в развитие клинической
психологии внес психоанализ Фрейда, возникший
в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики
лечения больных с функциональными нарушениями
психики, значительно продвинувший вперед
психологическую теорию возникновения
психических расстройств, а также открывший
путь психоаналитического лечения для
психологов и врачей. Психоанализ стал
центральным течением глубинной психологии,
основным предметом и общей проблемой
которой являются бессознательная психика
и ее влияние на формирование личности.
В дальнейшем глубинная психология заняла
одну из лидирующих позиций как крупное
психологическое направление с многочисленными
последователями и талантливыми теоретиками
в своих рядах.
В России экспериментальную
психологию разрабатывали врачи-психиатры.
В 80-х - 90-х гг. XIX в. ими были организованы
экспериментально-психологические лаборатории
при психиатрических клиниках. Бехтерев
открыл вторую в Европе экспериментально-психологическую
лабораторию в Казани в 1885 г., а затем ряд
лабораторий в Санкт-Петербурге для исследования
нервнобольных. Сотрудниками этих лабораторий
были разработаны методики экспериментально-психологического
исследования психически больных, некоторые
из них используются в практике по сей
день. Корсаков и Токарский открыли психологическую
лабораторию в психиатрической клинике
при медицинском факультете Московского
университета; здесь велись разработки
по изучению механизмов и расстройств
памяти и мышления, внесшие ценный вклад
в психологическую науку. Психологические
лаборатории были также открыты Сикорским
в Киеве, Чижом в Дерпте (ныне Тарту). В
этих лабораториях разрабатывались и
апробировались методы исследования для
решения психологических, физиологических,
психиатрических задач. Первым психологом,
открывшим психологическую лабораторию,
был Ланге, внесший большой вклад в развитие
научной психологии в России. В 1901 г. Нечаев
организовал психологическую лабораторию
для исследования основ школьного дела
и в 1904 г. при этой лаборатории были открыты
первые педологические курсы под руководством
Румянцева. Соратник Бехтерева Лазурский
расширил применение эксперимента, распространив
его на исследование личности. Он разработал
метод естественного эксперимента, который
наряду с лабораторными приемами позволял
исследовать личность человека, его интересы
и характер. Лазурский, будучи заведующим
психологической лабораторией Психоневрологического
института, организованного Бехтеревым
в 1907 г., был одним из создателей Санкт-Петербургской
психологической школы. Россолимо, известный
детский невропатолог, разработал свой
метод экспериментального изучения личности
- метод психологических профилей, имевший
большое диагностическое значение для
определения личностных дефектов. Крупнейшим
событием в истории отечественной психологии
явилось открытие Психологического института
при Московском университете в 1912 г., основателем
которого был Челпанов. Сотрудники этого
института составили научное ядро, вокруг
которого начала формироваться Московская
психологическая школа. Так развивалась
и крепла экспериментальная и прикладная
психология в России с конца XIX - начала
XX вв.
В первой трети XX в. в психологии
произошел разрыв между развивающимися
эмпирическими и прикладными исследованиями
в психологии и теоретико-методологическими
основаниями психологической науки, особенно
субъективно-идеалистического представления
о психике. Период открытого кризиса в
психологии продолжался до середины 30-х
гг. XX в. Начали возникать самостоятельные
направления в психологии, претендовавшие
на создание новой психологической теории.
Важнейшими направлениями периода открытого
кризиса стали бихевиоризм, глубинная
психология, гештальт-психология. Каждое
из них опиралось на свои теоретические
представления о природе психических
процессов, имело собственную теорию личности
в норме и патологии, разрабатывало основы
психологического воздействия на человека.
В 1913 г. в США Уотсон, выступая
с критикой структурного и функционального
подходов в психологии, призвал рассматривать
психологию как объективную экспериментальную
область естественных наук, основной теоретической
задачей которой должно быть прогнозирование
поведения человека и управление поведением.
С этого момента начинает свое развитие
бихевиоризм, как отдельное направление
в психологии. Значительное влияние на
формирование бихевиоризма оказали условно-рефлекторная
теория Павлова и теория сочетательных
рефлексов Бехтерева. Павлов продемонстрировал
в своих экспериментах, что высшая нервная
деятельность может описываться на подопытных
животных в терминах физиологии, без привлечения
понятия сознания. Условные рефлексы Павлова
предоставили науке базовый элемент поведения,
посредством которого можно было изучать
сложное и многогранное поведение человека
в лабораторных условиях. Уотсон воспользовался
этой идеей и сделал ее основой своей программы.
Павлов с удовлетворением отмечал, что
работы Уотсона и дальнейшее развитие
бихевиоризма в США являются убедительным
подтверждением его идей и методов. Бехтерев
полагал, что поведение высшего уровня
можно объяснить как сочетание или накопление
моторных рефлексов более низкого уровня.
Процессам мышления присущ аналогичный
характер - в том смысле, что они зависят
от внутренних действий речевой мускулатуры.
Это положение и было развито позднее
Уотсоном. Бихевиоризм Уотсона представлял
собой попытку построить науку, свободную
от менталистических понятий и субъективных
методов, науку столь же объективную, как
и физика. Это означало, что все сферы поведения
должны были рассматриваться в объективных
терминах "стимул - реакция". Эксперименты
Уотсона с условными рефлексами привели
его к заключению, что эмоциональные расстройства
невозможно свести только к сексуальным
факторам, как утверждал Фрейд. Уотсон
считал, что проблемы взрослого человека
связаны с обусловленными реакциями, сформированными
в детстве или подростковом возрасте.
А если они являются следствием неправильного
воспитания в детстве, то соответствующим
воспитанием можно предотвратить появление
расстройств в более зрелом возрасте.
Он разработал программу оздоровления
общества - экспериментальную этику, основанную
на принципах бихевиоризма. Несмотря на
то, что эта программа так и не достигла
поставленных целей, сам Уотсон получил
широкое признание как основатель научной
школы. К 1930 г. бихевиоризм представлял
собой уже крупное направление и в дальнейшем
продолжил свое развитие в работах необихевиористов
Толмена, Халла и Скиннера, опиравшихся
на принципы операционизма Бриджмена.
Толмен в 1932 г. описал собственную систему
целенаправленного бихевиоризма, определяющую
целенаправленность поведения, ввел важное
для бихевиоризма понятие промежуточной
переменной и латентного научения, чем
оказал большое влияние на дальнейшее
развитие теории научения. Халл дополнил
теорию научения законом о первичном и
вторичном подкреплении, ввел в науку
гипотетико-дедуктивный метод, как он
считал - единственно адекватный метод
бихевиоризма. Самой влиятельной фигурой
необихевиоризма на протяжении нескольких
десятилетий являлся Скиннер (всеобщее
признание его пришлось на послевоенные
годы). Он выдвинул концепцию оперантного
научения, согласно которой организм приобретает
новые реакции благодаря тому, что сам
подкрепляет их, и только после этого внешний
стимул вызывает реакции. Речь человека
Скиннер считал вербальным поведением,
и как любое поведение она подлежит подкреплению,
прогнозированию и управлению. Взгляды
на природу процесса научения вышли за
пределы лабораторий и воплотились в концепции
программированного обучения и поведенческой
психотерапии.
Гештальт-психология возникла
в период открытого кризиса как реакция
против атомизма и механицизма всех разновидностей
ассоциативной психологии, а также и бихевиоризма.
Она явилась наиболее продуктивным вариантом
решения проблемы целостности в психологии.
Гештальт-психологи выступили с новым
пониманием предмета и метода психологии
- важно начинать с наивной картины мира,
изучать реакции так, как они есть, изучать
опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий
свою целостность. В этой структуре отдельные
элементы выделяются, но они вторичны
и определяются по своему функциональному
значению в целом. Основными представителями
этого направления считаются Вертхаймер,
вокруг которого сплотились Келлер, Коффка
и Левин, образовавшие Берлинскую школу.
Вертхаймер в 1912 г. в книге "Экспериментальные
исследования восприятия движения"
поставил под сомнение привычное представление
о наличии отдельных элементов в акте
восприятия и доказал целостный характер
восприятия, несводимого к ассоциации
ощущений. Гештальтисты ввели новые единицы
восприятия - фигура, фон, прегнантность
и др. Получив развитие первоначально
на основе изучения феноменов восприятия,
гештальт-психология была затем применена
к объяснению интеллектуального поведения
антропоидов Келлером, который ввел понятие
инсайта, творческого мышления человека
Вертхаймером, онтогенетического развития
психики Коффкой, личности человека Левином,
разработавшего психологическую теорию
поля. В 1921 г. Вертхаймер, Келлер и Коффка
основывают журнал "Психологические
исследования", где публикуют достижения
своей школы. С этого времени она начинает
влиять на мировую психологию. Важное
значение имели обобщающие статьи Вертхаймера
- "К учению о гештальте", "О гештальт-теории";
Левина - "Намерения, воля и потребности";
книги Келлера - "Гештальт-психология"
и Коффки - "Принципы гештальт-психологии".
Все это способствовало усилению влияния
гештальт-психологии. Левин, продолжая
работу над теорией поля, применил структурно-динамический
подход к различным сторонам и проявлениям
личности. Под его руководством были созданы
новые методы исследования, значительно
обогатившие психологию. Это опыты на
прерванное действие, разработанные Овсянкиной,
на замещение - Лисснера и Малера, на выявление
уровня притязаний Хоппе, опыты на запоминание
незавершенных и завершенных действий,
известные больше как "эффект Зейгарник"
- по фамилии русской ученицы Левина Зейгарник,
которая по возвращению из Берлина стала
одним из пионеров патопсихологии в Советской
России.
После прихода к власти в Германии
фашизма основатели гештальт-психологии
эмигрировали в США. Здесь теоретические
исследования не получили значительного
развития. Только Левин, который увлекся
социальной психологией и ввел понятие
групповой динамики, применимое как к
индивидуальному, так и групповому поведению,
развил свою теорию поля введением дополнительной
категории - социальное поле, и создал
свою школу в Америке. В прикладном аспекте
его группы социально-психологического
тренинга стали предшественниками групп
разрешения конфликтов, столь популярных
в 60-70-е гг.
В 30-х гг. продолжались исследования
по проблеме соотношения мозга и психики.
Однако попытки непосредственной локализации
самых сложных психических функций в ограниченных
участках мозга сопровождались получением
такого обширного материала, что в 1934 г.
немецкий психиатр Клейст, изучавший главным
образом нарушения высших психических
функций вследствие военных травм головного
мозга, составил локализационную карту
мозга, в которой связал отдельные, в том
числе и социально обусловленные функции,
с деятельностью конкретных участков
коры (наибольшую известность получила
цитоархитектоническая карта коры мозга
Бродмана, построенная на основании гистологических
исследований, проведенных еще в начале
века и включавшая десятки участков, имеющих
различное строение).
Существенный вклад в исследования
по проблеме локализации функций был внесен
Павловым, разработавшим учение о динамической
локализации функций, об образовании в
коре головного мозга "динамических
стереотипов", о мозговой изменчивости
в пространственной приуроченности возбудительных
и тормозных процессов. В его работах формулируются
и обосновываются представления о первой
и второй сигнальных системах, выдвигается
и разрабатывается понятие об анализаторах,
их ядерной и периферических частях. Не
меньшее значение имеют и исследования
морфологии мозга и его рефлекторного
функционирования, проведенные в начале
века организатором и первым директором
двух крупнейших научных учреждений -
Психоневрологического института и Института
по изучению мозга - Бехтеревым.
Среди зарубежных исследований
первой половины XX в., способствующих пониманию
роли мозга в психических процессах, наибольшую
известность получили работы английского
физиолога Шеррингтона и канадского нейрохирурга
Пенфилда.
Глубинная психология начала
свой путь развития с психоанализа Фрейда,
который разработал свою собственную,
отличную от традиционной, методологию,
основанную на выявлении особенностей
переживаний и действий человека, обусловленных
неосознаваемыми мотивами. Фрейд предложил
своеобразную психологическую технику
- метод свободных ассоциаций. Целью метода
было возвращение в сознание вытесненных
представлений и переживаний, которые
могли быть причиной невротических расстройств
или аномального поведения пациента. Фрейд
тщательно занимался самоанализом и многие
его теоретические рассуждения основывались
на собственных невротических расстройствах.
Он предпринял работу по самоанализу,
чтобы лучше постичь себя и понять своих
пациентов. Основным средством самоанализа
Фрейд считал анализ сновидений и в 1900
г. обобщил свой опыт в книге "Толкование
сновидений", которая и сегодня считается
одной из главных его работ. В 1901 г. Фрейд
опубликовал книгу "Психопатология
обыденной жизни", где высказал предположение
о том, что бессознательные идеи, конкурируя
между собой за прорыв в сознание, оказывают
существенное влияние на мысли, поступки
и действия человека, изменяя их. В 1902 г.
к Фрейду обратилась группа студентов,
в том числе Адлер и Юнг, с просьбой руководить
еженедельным семинаром по проблемам
психоанализа. Так возникла психоаналитическая
школа Фрейда, которая создала основные
теоретические предпосылки для формирования
одного из трех доминирующих направлений
современной психологии и психотерапии
- динамического направления, объединяющего
в себе большое число теорий, опирающихся
на концепцию бессознательного. Фрейд
стал первым теоретиком, указавшим на
важность исследования детства для понимания
природы психики человека.