В то же время было очевидно,
что дальнейшее развитие многих разделов
современной медицины: учения о психогенных
и психосоматических заболеваниях, психотерапии
и реабилитации, психогигиены и психопрофилактики
едва ли было возможно без психологической
науки, участвующей в разработке их теоретических
основ. Успешное же развитие указанных
областей являлось непременным условием
реализации принципов профилактического
направления в медицине.
Отсюда неизбежная противоречивость
в позициях, отражаемая рядом работ по
патопсихологии. С одной стороны, это стремление
сохранить патопсихологию в определенных,
достаточно узких, рамках прикладной психологической
науки и в то же время, с другой,- тенденция
к ее расширению с признанием возрастающей
роли перечисленных разделов медицины
и значения психологии в их становлении.
Так, например, в методических рекомендациях
"О работе патопсихолога в психиатрической
больнице", составленных Зухарем, Рубинштейн
и Поперечной, подчеркивалось, что патопсихология
является одной из прикладных областей
психологии, направленной на решение задач
психиатрической клиники. В ряде других
работ указывалось на значение патопсихологических
исследований и деятельности патопсихолога
также в терапевтической, хирургической
и других соматических клиниках, в психотерапевтической
практике, профессиональной гигиене и
т. п.
По-видимому, правильнее было
считать патопсихологию лишь одним из
разделов медицинской психологии (Лебединский,
Мясищев, и др.), при естественном стремлении
последней распространять психологические
знания на возможно большее число аспектов
медицины и здравоохранения. И это рассматривалось
не как ее недостаток, а как признание
возрастающей роли психологии, прогрессивный
и перспективный путь развития медицинской
психологии.
Нельзя было поэтому согласиться
и с попытками сужения медицинской психологии
до психологии соматически больного и
выделения наряду с ней как самостоятельных
дисциплин врачебной и патологической
психологии (Зюбан).
Вот как видел медицинскую психологию
в это время (1972) ведущий советский психиатр
Снежневский: "Медицинская психология
представляет отрасль общей психологии,
исследующую состояние и роль психической
сферы в возникновении болезней человека,
особенностях их проявлений, течения,
исхода и восстановления. Медицинская
психология в своем исследовании пользуется
принятыми в психологии описательными
и экспериментальными методами. Она в
свою очередь содержит следующие отрасли:
а) патопсихологию, изучающую психологическими
методами расстройства психической деятельности;
б) нейропсихологию, изучающую психологическими
методами очаговые поражения головного
мозга; в) деонтологию; г) психологические
основы психогигиены - общей и специальной;
д) психологические основы эрготерапии;
е) психологические основы организации
обслуживания больных в стационарах, амбулаториях,
санаториях. Возможны и другие отрасли".
Конкретные цели медицинской
психологии формулировались следующим
образом (Лебединский; Мясищев, 1966; Кабанов,
Карвасарский, 1978): изучение психических
факторов, влияющих на развитие болезней,
их профилактику и лечение; изучение влияния
тех или иных болезней на психику; изучение
психических проявлений различных болезней
в их динамике; изучение нарушений развития
психики; изучение характера отношений
больного человека с медицинским персоналом
и окружающей микросредой; разработка
принципов и методов психологического
исследования в клинике; создание и изучение
психологических методов воздействия
на психику человека в лечебных и профилактических
целях.
В соответствии с указанными
целями в качестве предмета медицинской
психологии рассматривались (Карвасарский)
особенности психической деятельности
больного в их значении для патогенетической
и дифференциальной диагностики болезни,
оптимизации ее лечения и предупреждения
(сохранения и укрепления здоровья).
Подобное формулирование целей
и предмета медицинской психологии соответствовало
усиливающейся тенденции к использованию
ее идей и методов для повышения качества
и интенсификации диагностического и
лечебного процесса в различных областях
медицины со всеми неизбежными на данном
этапе трудностями, обусловленными неодинаковой
степенью развития того или иного ее раздела.
Наиболее разработанными в
это время были такие разделы медицинской
психологии, как патопсихология, возникшая
на стыке психологии, психопатологии и
психиатрии (Зейгарник, Поляков и др.),
и нейропсихология, сформировавшаяся
на границе психологии, неврологии и нейрохирургии
(Лурия, Хомская и др.).
Патопсихология, согласно Зейгарник,
изучает закономерности распада психической
деятельности и свойств личности в сопоставлении
с закономерностями формирования и протекания
психических процессов в норме.
До настоящего времени дискуссионным
остается вопрос о разграничении предмета
патопсихологии и психопатологии как
раздела психиатрии. Трудности такого
разграничения неизбежны, так как обе
науки имеют дело с одним и тем же объектом
- нарушениями психической деятельности.
Предложение Платонова понимать под психопатологией
те патологические изменения психики,
которые изучает патопсихология, вряд
ли могло быть принято. Правильно отмечал
Блейхер, что психопатология не сводится
к патологическим изменениям психики.
Это наука, не только описывающая клинические
проявления нарушений психики, но и изучающая
их механизмы, в том числе и психологические.
Не убедительно звучало замечание ряда
авторов, что патопсихология исследует
нарушения психической деятельности,
сопоставляя их с закономерностями формирования
и протекания психических процессов в
норме. Трудно себе представить в любой
области медицины, в том числе в психиатрии,
изучение патологических расстройств
без обращения к норме. Суммируя ряд высказываний
наших ведущих психиатров и патопсихологов
(Снежневский, Зейгарник, Поляков и др.),
различие между психопатологией и патопсихологией
можно видеть в том, что первая, будучи
клинической дисциплиной, оперирует медицинскими
категориями (этиология, патогенез, симптом,
синдром) и общепсихопатологическими
критериями (возникновение, исход, прогноз
болезни), основываясь при этом главным
образом на клиническом методе, в то время
как патопсихология изучает закономерности
нарушений психической деятельности,
пользуясь в основном своими, психологическими,
методами и понятиями.
Задача нейропсихологии, согласно
взглядам Лурия, основателя этой отрасли
психологии, - изучение мозговых механизмов
психической деятельности человека с
привлечением новых, психологических,
методов для топической диагностики локальных
поражений мозга. Несколько позже Лурия
видел задачу нейропсихологии как одного
из разделов медицинской психологии в
квалификации симптома - выделении фактора,
лежащего в основе нарушения, и описании
особенностей той структуры измененной
психической деятельности, которая возникает
в результате очагового поражения мозга.
Решение традиционных для условий
психиатрической, неврологической и нейрохирургической
клиник задач (топической и дифференциальной
диагностики, оценки структуры и степени
нервно-психических расстройств, экспертных
задач и др.) в связи с развитием концепции
реабилитации в медицине в 60-70 гг. было
дополнено исследованиями личности и
социальной среды больного в целях получения
данных для построения наиболее эффективных
психотерапевтических и реабилитационных
программ. Изменялась относительная значимость
отдельных задач, решаемых медицинской
психологией. Это касалось, например, задач
по топической диагностике в неврологической
и нейрохирургической клиниках. Усовершенствование
диагностической техники с помощью современных
методов (рентгеновской компьютерной
томографии, магнитно-резонансной томографии
и др.) несколько уменьшило ценность собственно
психологических (нейропсихологических)
методов.
На развитие медицинской психологии
оказали влияние исследования по теории
и практике реабилитации. Процесс реабилитации
Кабанов понимал как системную деятельность,
направленную на восстановление личного
и социального статуса больного (полного
или частичного) особым методом, главное
содержание которого состоит в опосредовании
через личность лечебно-восстановительных
воздействий и мероприятий. Он обусловил
актуальность разработки (наряду с патопсихологией
и нейропсихологией) третьего чрезвычайно
важного раздела медицинской психологии
- психологических основ психотерапии
и реабилитации. Эффективное использование
психотерапии в лечебных, а также в психогигиенических
и психопрофилактических целях потребовало
дальнейшей разработки психологических
и социально-психологических основ психогигиены
и психопрофилактики (Рохлин).
На выделение в качестве самостоятельного
раздела медицинской психологии претендовал
и комплекс проблем, относящихся к исследованию
природы, методов лечения и предупреждения
так называемых психосоматических расстройств,
значимость которых в структуре заболеваемости
населения постоянно возрастала. Психосоматическим
исследованиям с использованием психологических
методов посвятили свои монографические
работы Губачев, Зайцев, Гоштаутас, Соложенкин,
Березин и др.
Перспективными оказались исследования
психосоматических зависимостей путем
использования методологии психофизиологического
подхода, истоки которого содержатся в
трудах Сеченова, Павлова, Введенского,
Ухтомского. Значительным вкладом в разработку
этой методологии явились труды Бехтерева
и Мясищева. Представители этого направления
задолго до возникновения концепции стресса
фактически изучали его психофизиологические
и психосоматические особенности, хотя
и описывали полученные результаты в рамках
иных понятий. Естественно поэтому, что
с возникновением и развитием концепции
эмоционального стресса и осознанием
его значения для психосоматической проблемы
интерес к этой методологии возрастал,
и она получала все большее распространение
в нашей стране. Применение психофизиологического
эксперимента в сочетании с психологическим
методом позволило лучше изучить механизмы
избирательных реакций отдельных соматических
систем на социально-средовые воздействия.
Результаты этих исследований представлены
в монографии Карвасарского (1980).
Сегодня клиническая
психология является самой популярной
из прикладных отраслей психологической
науки. Так, в Американской психологической
ассоциации, наиболее многочисленной
и влиятельной психологической организации
в мире, семь из восьми подразделений занимаются
теоретическими и прикладными проблемами
психического здоровья. В нашей стране
бум клинической психологии только начинается.
Огромный дефицит специалистов этой области
в здравоохранении постепенно начинает
восполняться за счет увеличения курсов
и кафедр в вузах, обучающих клинических
психологов. Образуются ассоциации психологов,
способствующие консолидации специалистов
для решения организационных, методических
и практических проблем. Интерес к этой
области знания постоянно растет. В рейтинге,
проведенном американским журналом "Деньги",
психология занимает четвертое место
в списке 50 наиболее перспективных профессий
XX в.
Нейропсихология.
Основные
понятия.
Значение проблемы полноценного развития
человека в контексте локализации психических
функций определяется тем, что учение
о системной организации деятельности
мозга является основой решения важнейших
вопросов педагогики, медицины ипсихологии Сложность
и многогранность этой проблемы требует,
чтобы ее разработка проводилась во многих
направлениях, синтезируя достижения
всех смежных наук, учитывающих как конкретно-методическую,
так и общетеоретическую специфику исследования
психических явлений. Поэтому предметная
сфера исследования связи материального
органического субстрата и идеального
психического содержит понятия, традиционно
используемые в анатомии центральной
нервной системы и физиологии высшей нервной
деятельности, теории информации и теории
систем, общей и экспериментальной психологии,
психофизиологии и патологии анализаторных
аппаратов, общей патопсихологии, специальной
педагогике, философии и ряде других областей.
С общетеоретической точки зрения отношение
между мозгом как материальным источником
психики и идеальными по содержанию психическими
процессами может быть объяснено с помощью
четырех категорий.
Категория функции. Психика
является функцией, деятельностью мозга,
направленной на поддержание непрерывного
приспособительного процесса организма
к внешней природной и физической среде,
а человека как личности - к жизни в среде
социальной, причем регуляторный и созидательный
компоненты этой деятельности являются
лишь фрагментами более общего процесса
жизнеобеспечения. Морфофизиологическое
единство мозга - это форма пространственно-временной
организации системы, которая сама, имея
генеральной функциональной целью адаптацию,
является органическим элементом более
общей системы - всего организма.
Категория отражения. Любой
психический акт есть результат отражения
в мозгу состояния внешней или внутренней
среды организма. Между объектами и явлениями
внешнего или внутреннего "физиологического"
мира, объективно обладающими определенными
количественными и качественными характеристиками
и их представлением в психике от конкретного
образа до абстрактной идеи, проходит
многоступенчатый процесс воспроизведения
в материальных носителях (от периферического
рецепторного аппарата до эволюционно
и онтогенетически поздних слоев коры
больших полушарий) особенностей взаимодействующих
с организмом объектов в виде многократного
перекодирования их информационных эквивалентов.
Категория информации. Все
психические процессы информативны по
своей природе, причем получение информации
(афферентация) и ее обработка мозгом (от
элементарного сенсорного эффекта до
понятийного мышления с его прагматическим
и аксиологическим аспектами) приводит
к повышению упорядоченности психической
деятельности, а двигательная и поведенческая
активность, реализуемая через информационные
эфферентные потоки, активно реорганизует
среду или приспосабливает к ней организм.
Психические процессы выполняют функцию
управления, уменьшая энтропийность, а
усвоение информации и ее канализация
вовне через поведение сопровождаются
многоступенчатыми преобразованиями.
Эти процессы затрагивают как оперативную
информацию, так и хранящуюся в долговременной
памяти. Собственно человеческим и высшим
аспектом информационных отношений является
знаковое опосредование всей внешней
среды, предполагающее наличие значения
и ценности для индивида той или иной стимуляции,
а также включение ее в смысловую канву
опредмеченного поведения.
Категория информации в нейропсихологии
имеет и еще один аспект. Она представляет
собой определенную организацию состояний
ее носителя - мозга, которая обеспечивает
возможность регулировать функции органов
системы (организма), в которой происходят
информационные процессы.