Становление психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 23:23, реферат

Описание работы

В условиях современной действительности вряд ли стоит вопрос о том, необходимы ли психологические знания для жизни человеческого общества и успешного существования и развития в нем личности. Однако, внимательное изучение любого предмета и области знаний невозможно без знания его истории, что подтверждает актуальность данной темы.
Целью данной работы является – рассмотрение основных этапов становления психологи, как науки, и оценка их значимости в процессе формирования психологии в отдельную науку.

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 37.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Становление психологии как науки»

 

 

 

 

 

 

 

История становления психологии, как науки, представляет собой последовательность событий и философских открытий, приведших к формированию психологии, как самостоятельной науки, а  также определивших основные направления  психологии.

Развитие психологического знания изучает такая наука, как  история психологии, основные направления  психологии описаны в общей психологии. Следовательно, обратившись к истории  психологии, можно рассмотреть как  формировалась философская мысль  послужившая основой для возникновения  и развития психологических знаний и основных направлений психологии.

Условно становление психологии, как науки, можно разделить на два основных этапа:

Период формирования психологии в рамках других научных дисциплин (IV-Vвв. До н.э. – 60-е годы XIXв.) когда  происходило развитие представлений  о душе в рамках религиозных систем и ритуалов, развитие учений о душе, опыте и познании (допарадигмальный период)

Формирование психологии, как самостоятельной научной  дисциплины (60-е годы XIXв. – настоящее  время).

В условиях современной действительности вряд ли стоит вопрос о том, необходимы ли психологические знания для жизни  человеческого общества и успешного  существования и развития в нем  личности. Однако, внимательное изучение любого предмета и области знаний невозможно без знания его истории, что подтверждает актуальность данной темы.

Целью данной работы является – рассмотрение основных этапов становления  психологи, как науки, и оценка их значимости в процессе формирования психологии в отдельную науку.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:рассмотреть  формирование психологии в рамках других дисциплин,определить время выделения  психологии в самостоятельную науку,выделить основные этапы становления психологии.

 
Глава I Формирование психологии в рамках других дисциплин

 
1.1 Допарадигмальный этап

 
С позиций методологии психология может быть описана, как последовательность этапов становления представлений  о предмете, методе, объяснительных принципов в рамках научных парадигм, в последовательности их возникновения, сосуществования, конкуренции и  смены на разных стадиях формирования психологии, как единой, самостоятельной  дисциплины.Можно определить этап существования  психологии в рамках других дисциплин, выделения ее в самостоятельную  отрасль и этап существования  ее в современном виде в состоянии  развития и прогресса психологического знания.

Наиболее характерными чертами  формирования психологического знания в рамках других дисциплин являются:

несамостоятельность психологического знания, представленность его как  составной части философских  и медицинских учений,

отсутствие сообщества, которое  разделяло бы общие взгляды на предмет и метод изучения,

умозрительный характер исследований, несформированность опытного, экспериментального подхода к исследованиям.

Этому периоду предшествовало возникновение и развитие представлений  о душе в рамках религиозных систем и ритуалов, обеспечивающих единство и существование первобытных  обществ. Общая черта первичных  взглядов на психические явления  заключалась в придании им таинственности и сакральности.

Другая важнейшая характеристика этих взглядов – анимизм – вера в то, что каждый объект обладает душой, способной существовать независимо от него и представляет собой особое существо.

1.2 Развитие учения  о душе

Учение о душе возникло в Vв. до н.э. - XVII в н.э. Оно складывалось в рамках древнегреческой философии и  медицины. Зарождение науки в Древней  Греции связывают с двумя обстоятельствами:

учение образовалось как  внешнее, по отношению к религии  и отделилось от нее.

упорядоченность космоса (всего  сущего) была признана не по власти сверхсущества, а основанной на законе.

Новые представления о  душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для  критики. Цель построения усения о душе состояла в выявлении ее свойств  и изучении закономерностей ее существования. Вторым событием, определившим ход  развития учения о душе был переход  от анамизма к гилозизму – учению о материальности бытия и неотделимости  жизни от материи, о всеобщих свойствах  материи. Это учение ввело положение  о целостности наблюдаемого мира, а также сделало душу предметом, открытым для изучения.

Важнейшие направления развития учения о душе связаны с именем Платона (347-427 г.г. до н.э.) и Аристотеля (322-384 г.г. до н.э.). Платон провел границу  между материальным вещественным телом  и невещественной, нематериальной душой, между «смертным» и бессмертным». Принципиально иное представление  было дано Аристотелем в его трактате «О душе». Согласно Аристотелю – душа – форма живого органического  тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение  противоречит Платону, но оба они  едины в том, что душа – есть цель активности живого тела. Души организмов разных типов, согласно Аристотелю, представляют разные способности и силы души, есть три типа души – растительная, животная и разумная, т.е. человеческая.

Таким образом, Аристотель дал  одну из наиболее ранних формулировок объяснительного принципа психологии.

Ученик Платона, последователь  Аристотеля Теофраст (287-372 г.г. до н.э.) в  трактате «Характеры» дал описание 30 различных характеров, развивая представления  Аристотеля о свойствах человека мыслить, запоминать, делать умозаключения.

Учение о душе широко использовалось в античной медицине. Гиппократ (ок.337 -460 в. До н.э.) сформулировал положение  о том, что органом мышления является мозг.. Он разработал учение о темпераментах, предполагающее ведущую роль в определении  темперамента четырех основных жидкостей  организма (кровь, флегма, желтая желчь, черная желчь). Римский врач Клавдий  Гален (130-200 г.г. до н.э.) продолжил эту  линию и выявил двигательную и  чувствительную функции спинного мозга.

Успехи, достигнутые античными  философами остаются фундаментальными и по сей день.

С пятого по семнадцатый  век до н.э. в работах Боэция, Фомы Аквинского, Аврелия Августина, Дунса  Скотта складывается представление  о личности. Важно заметить, что  работы эти подвержены влиянию христианской теории и философии. Вершиной и завершением  формирования психологии в рамках учения о душе стала система взглядов Френсиса Бэкона. Исследования души предполагались как часть единой науки о человеке, построение которой планировал Бэкон. Новизна подхода состояла в том, что Бэкон предлагал отказ  от умозрительного исследования души и переход к эмпирическому.

1.3 Учения об опыте  и сознании, теория познания

 
Философская теория познания, учения об опыте и сознании формировались  с середины XVII до середины XIX в.в. Представления  о душе радикально изменились после  того, как Рене Декарт (1596-1650) ввел понятие  «сознание». Оно рассматривалось  как критерий, различающий душу и  тело. Интроспекция, по мнению Декарта, была настолько очевидно, что была применена им для доказательства существования самого объекта, сформулированного  в афоризме cogito ergo sum (мыслю, значит существую).

Согласно этому критерию душой обладает только человек и  именно душа – носитель сознания. Декарт предложил решение психофизической  проблемы: согласно его теории душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления. Декарт также ввел представление  о рефлексе.

Учение Декарта составило  основу нового психологического знания, поскольку оно ввело представления:

о доступности внутреннего  мира через интроспекцию,

о рефлексе, как механизме  поведения,

о ведущей роли внешнего мира в детерминации поведения, а  также ее механистическую интерпретацию,

о психофизической проблеме и ее дуалистическом решении.

Теория познания – гносеология, развитие которой было определено этими  важными факторами. Учение о сознании формировалось в рамках теории познания. В середине семнадцатого века опыт был принят как предмет философской  теории познания. Понятия опыта включали идеи, ощущения, чувства и результаты самонаблюдения. В это время сложилось  и доминировало представление, что  знание основывается на опыте.

Именно важнейшая роль представления об опыте предопределила возникновение эмпирической психологии. Этот термин, введенный Христианом Вольфом подчеркивал задачу изучения конкретных явлений в психической  жизни, самонаблюдения, в отличии  от рациональной психологии.

Учение о сознании и  опыте формировалось в рамках философии, и впоследствии явилось  одной из основ современной психологии.

Существовала также ассоциативная  и эмпирическая психология, которые  в этот период выступали как отрасли  философской теории познания и уже  поэтому не могли находится в  противоречии.

Именно с развитием  эмпиризма связано появление  новой дисциплины – психологии. Появление термина «психология» принято связывать либо с теологическими трудами Филиппа Меланхтона, либо с обозначением особого раздела  литературы, введенного в шестнадцатом веке Р.Гоклениусом, и О.Кассманом. Лейбниц  предложил для обозначения знаний о душе термин «пневматология» (от греческого – пневма – дыхание, дуновение, ветер).

В конце восемнадцатого века психололгическое знание начинает выходить за пределы философского, - в этнографию, биологию, медицину.

Далее вклад в развитие психологии, как будущей науки  вносят многие ученые. Г.Спенсер сформулировал  принцип адаптации организмов к  среде, Ч.Дарвин нетеологическое объяснение целенаправленности поведения, ф.Гальтон  поставил вопрос о наследовании психологических  качеств человека, был разработан и изучен принцип Декарта о  рефлексе в контакте с физиологией  и анатомией.

В 40-е годы 19 века принцип  рефлекса был перенесен со спинного мозга на головнойи стал использоваться при объяснении феноменов восприятия, двигательной активности и.т.д. И.М.Сеченов  на основе представлений о рефлексе сформулировал одну из первых программ превращения психологии в самостоятельную  дисциплину.

Эти и другие исследования, а также результаты исследований Г.Гемгольца в которых была показана конечность скорости протекания нервных  процессов, привели к развитию количественных исследований в психологии. Представители научных дисциплин, работающих над психологическими вопросами, предлагали строить психологию по образцу развитых наук – физики или химии – как «механику представлений» (Гербарт) или «интеллектуальную физику» (Дж.Милль), «ментальную химию» (Дж.Ст. Милль). Однако, ни успехи в исследованиях, ни использование развитых дисциплин, не могли придать психологии статус самостоятельной науки.

Рассмотрев эту информацию можно сделать выводы о том, что  в первый период становления психологии как науки в рамках других научных  дисциплин были изжиты донаучные  представления о душе, как о  нематериальной субстанции, произошел  отказ от умозрительного разрешения психологических вопросов, сформировалась необходимость применения опыта  исследований и перехода от теоретико-познавательного  философского типа к конкретно-научному.

Этот этап можно охарактеризовать как допарадигмальный.

Для него характерны:

накопление наблюдений, легко  доступных для исследования,

затрудненность оценки логических противоречий, в результате чего любые  исследование по праву считались  одинаково ценными,

научные парадигмы задаются школами, в которых решающую роль играет авторитет руководителя, который  и определяет степень утвержденности выработанных понятий и умозаключений.

нечастая смена доминирующих взглядов, что объясняется большим  количеством «примеси» в формирующейся  науке теории других, развитых наук.

В исследованиях, выполненных  в данный период, сложились основные объяснительные принципы – развития, детерминизма, целостности, активности, даны их разнообразные трактовки, которые  наряду с понятиями, сформулированными  для описания изучаемой реальности (характер, темперамент, восприятие, апперцепция, самонаблюдение, сознание, опыт, поведение), на следующем этапе становления  психологии играли важнейшую роль в  формировании парадигм.

Концу этого периода наметились ориентации на общенаучные ценности и нормативы, сложились контакты с уже сформировавшимися науками, были созданы первые научные программы  исследований, которые составили  основные предпосылки для становления  психологии как науки и парадигм, как ее структурных компонентов.

Но все же в этот период не было завершено окончательное  определение предмета и метода, не сформировалось научного сообщества профессиональных психологов и средств его общения, а также специализированных исследовательских  центров или лабораторий еще  не существовало.

 
Глава II Современный этап развития психологии

2.1 Формирование первых  парадигм

 
С 60-х годов XIX в. Начался новый  период развития психологической науки. Основными характерными чертами  которого являются:

1. Появление первых научных  парадигм, институтов и профессионального  психологического сообщества,

2. Формирование внутрипарадигмальных  представлений о предмете и  методе исследования, развитие представлений,  соответствующих различным аспектам  предмета, исследования в различных  парадигмах.

Информация о работе Становление психологии как науки