Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 23:23, реферат
В условиях современной действительности вряд ли стоит вопрос о том, необходимы ли психологические знания для жизни человеческого общества и успешного существования и развития в нем личности. Однако, внимательное изучение любого предмета и области знаний невозможно без знания его истории, что подтверждает актуальность данной темы.
Целью данной работы является – рассмотрение основных этапов становления психологи, как науки, и оценка их значимости в процессе формирования психологии в отдельную науку.
Реферат
История становления психологии,
как науки, представляет собой последовательность
событий и философских
Развитие психологического
знания изучает такая наука, как
история психологии, основные направления
психологии описаны в общей психологии.
Следовательно, обратившись к истории
психологии, можно рассмотреть как
формировалась философская
Условно становление психологии, как науки, можно разделить на два основных этапа:
Период формирования психологии в рамках других научных дисциплин (IV-Vвв. До н.э. – 60-е годы XIXв.) когда происходило развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов, развитие учений о душе, опыте и познании (допарадигмальный период)
Формирование психологии, как самостоятельной научной дисциплины (60-е годы XIXв. – настоящее время).
В условиях современной действительности вряд ли стоит вопрос о том, необходимы ли психологические знания для жизни человеческого общества и успешного существования и развития в нем личности. Однако, внимательное изучение любого предмета и области знаний невозможно без знания его истории, что подтверждает актуальность данной темы.
Целью данной работы является – рассмотрение основных этапов становления психологи, как науки, и оценка их значимости в процессе формирования психологии в отдельную науку.
Для достижения данной цели
поставлены следующие задачи:рассмотреть
формирование психологии в рамках других
дисциплин,определить время выделения
психологии в самостоятельную науку,
Глава I Формирование психологии
в рамках других дисциплин
1.1 Допарадигмальный этап
С позиций методологии психология
может быть описана, как последовательность
этапов становления представлений
о предмете, методе, объяснительных
принципов в рамках научных парадигм,
в последовательности их возникновения,
сосуществования, конкуренции и
смены на разных стадиях формирования
психологии, как единой, самостоятельной
дисциплины.Можно определить этап существования
психологии в рамках других дисциплин,
выделения ее в самостоятельную
отрасль и этап существования
ее в современном виде в состоянии
развития и прогресса психологического
знания.
Наиболее характерными чертами формирования психологического знания в рамках других дисциплин являются:
несамостоятельность психологического знания, представленность его как составной части философских и медицинских учений,
отсутствие сообщества, которое разделяло бы общие взгляды на предмет и метод изучения,
умозрительный характер исследований, несформированность опытного, экспериментального подхода к исследованиям.
Этому периоду предшествовало возникновение и развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов, обеспечивающих единство и существование первобытных обществ. Общая черта первичных взглядов на психические явления заключалась в придании им таинственности и сакральности.
Другая важнейшая
1.2 Развитие учения о душе
Учение о душе возникло в Vв. до н.э.
- XVII в н.э. Оно складывалось в рамках
древнегреческой философии и
медицины. Зарождение науки в Древней
Греции связывают с двумя
учение образовалось как внешнее, по отношению к религии и отделилось от нее.
упорядоченность космоса (всего сущего) была признана не по власти сверхсущества, а основанной на законе.
Новые представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для критики. Цель построения усения о душе состояла в выявлении ее свойств и изучении закономерностей ее существования. Вторым событием, определившим ход развития учения о душе был переход от анамизма к гилозизму – учению о материальности бытия и неотделимости жизни от материи, о всеобщих свойствах материи. Это учение ввело положение о целостности наблюдаемого мира, а также сделало душу предметом, открытым для изучения.
Важнейшие направления развития учения о душе связаны с именем Платона (347-427 г.г. до н.э.) и Аристотеля (322-384 г.г. до н.э.). Платон провел границу между материальным вещественным телом и невещественной, нематериальной душой, между «смертным» и бессмертным». Принципиально иное представление было дано Аристотелем в его трактате «О душе». Согласно Аристотелю – душа – форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение противоречит Платону, но оба они едины в том, что душа – есть цель активности живого тела. Души организмов разных типов, согласно Аристотелю, представляют разные способности и силы души, есть три типа души – растительная, животная и разумная, т.е. человеческая.
Таким образом, Аристотель дал одну из наиболее ранних формулировок объяснительного принципа психологии.
Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (287-372 г.г. до н.э.) в трактате «Характеры» дал описание 30 различных характеров, развивая представления Аристотеля о свойствах человека мыслить, запоминать, делать умозаключения.
Учение о душе широко использовалось в античной медицине. Гиппократ (ок.337 -460 в. До н.э.) сформулировал положение о том, что органом мышления является мозг.. Он разработал учение о темпераментах, предполагающее ведущую роль в определении темперамента четырех основных жидкостей организма (кровь, флегма, желтая желчь, черная желчь). Римский врач Клавдий Гален (130-200 г.г. до н.э.) продолжил эту линию и выявил двигательную и чувствительную функции спинного мозга.
Успехи, достигнутые античными философами остаются фундаментальными и по сей день.
С пятого по семнадцатый век до н.э. в работах Боэция, Фомы Аквинского, Аврелия Августина, Дунса Скотта складывается представление о личности. Важно заметить, что работы эти подвержены влиянию христианской теории и философии. Вершиной и завершением формирования психологии в рамках учения о душе стала система взглядов Френсиса Бэкона. Исследования души предполагались как часть единой науки о человеке, построение которой планировал Бэкон. Новизна подхода состояла в том, что Бэкон предлагал отказ от умозрительного исследования души и переход к эмпирическому.
1.3 Учения об опыте и сознании, теория познания
Философская теория познания, учения об
опыте и сознании формировались
с середины XVII до середины XIX в.в. Представления
о душе радикально изменились после
того, как Рене Декарт (1596-1650) ввел понятие
«сознание». Оно рассматривалось
как критерий, различающий душу и
тело. Интроспекция, по мнению Декарта,
была настолько очевидно, что была
применена им для доказательства
существования самого объекта, сформулированного
в афоризме cogito ergo sum (мыслю, значит существую).
Согласно этому критерию
душой обладает только человек и
именно душа – носитель сознания. Декарт
предложил решение
Учение Декарта составило
основу нового психологического знания,
поскольку оно ввело
о доступности внутреннего мира через интроспекцию,
о рефлексе, как механизме поведения,
о ведущей роли внешнего мира в детерминации поведения, а также ее механистическую интерпретацию,
о психофизической проблеме и ее дуалистическом решении.
Теория познания – гносеология, развитие которой было определено этими важными факторами. Учение о сознании формировалось в рамках теории познания. В середине семнадцатого века опыт был принят как предмет философской теории познания. Понятия опыта включали идеи, ощущения, чувства и результаты самонаблюдения. В это время сложилось и доминировало представление, что знание основывается на опыте.
Именно важнейшая роль представления об опыте предопределила возникновение эмпирической психологии. Этот термин, введенный Христианом Вольфом подчеркивал задачу изучения конкретных явлений в психической жизни, самонаблюдения, в отличии от рациональной психологии.
Учение о сознании и опыте формировалось в рамках философии, и впоследствии явилось одной из основ современной психологии.
Существовала также
Именно с развитием
эмпиризма связано появление
новой дисциплины – психологии.
Появление термина «психология»
принято связывать либо с теологическими
трудами Филиппа Меланхтона, либо
с обозначением особого раздела
литературы, введенного в шестнадцатом
веке Р.Гоклениусом, и О.Кассманом. Лейбниц
предложил для обозначения
В конце восемнадцатого века психололгическое знание начинает выходить за пределы философского, - в этнографию, биологию, медицину.
Далее вклад в развитие психологии, как будущей науки вносят многие ученые. Г.Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде, Ч.Дарвин нетеологическое объяснение целенаправленности поведения, ф.Гальтон поставил вопрос о наследовании психологических качеств человека, был разработан и изучен принцип Декарта о рефлексе в контакте с физиологией и анатомией.
В 40-е годы 19 века принцип рефлекса был перенесен со спинного мозга на головнойи стал использоваться при объяснении феноменов восприятия, двигательной активности и.т.д. И.М.Сеченов на основе представлений о рефлексе сформулировал одну из первых программ превращения психологии в самостоятельную дисциплину.
Эти и другие исследования, а также результаты исследований Г.Гемгольца в которых была показана конечность скорости протекания нервных процессов, привели к развитию количественных исследований в психологии. Представители научных дисциплин, работающих над психологическими вопросами, предлагали строить психологию по образцу развитых наук – физики или химии – как «механику представлений» (Гербарт) или «интеллектуальную физику» (Дж.Милль), «ментальную химию» (Дж.Ст. Милль). Однако, ни успехи в исследованиях, ни использование развитых дисциплин, не могли придать психологии статус самостоятельной науки.
Рассмотрев эту информацию можно сделать выводы о том, что в первый период становления психологии как науки в рамках других научных дисциплин были изжиты донаучные представления о душе, как о нематериальной субстанции, произошел отказ от умозрительного разрешения психологических вопросов, сформировалась необходимость применения опыта исследований и перехода от теоретико-познавательного философского типа к конкретно-научному.
Этот этап можно охарактеризовать как допарадигмальный.
Для него характерны:
накопление наблюдений, легко доступных для исследования,
затрудненность оценки логических противоречий, в результате чего любые исследование по праву считались одинаково ценными,
научные парадигмы задаются школами, в которых решающую роль играет авторитет руководителя, который и определяет степень утвержденности выработанных понятий и умозаключений.
нечастая смена доминирующих
взглядов, что объясняется большим
количеством «примеси» в
В исследованиях, выполненных в данный период, сложились основные объяснительные принципы – развития, детерминизма, целостности, активности, даны их разнообразные трактовки, которые наряду с понятиями, сформулированными для описания изучаемой реальности (характер, темперамент, восприятие, апперцепция, самонаблюдение, сознание, опыт, поведение), на следующем этапе становления психологии играли важнейшую роль в формировании парадигм.
Концу этого периода наметились
ориентации на общенаучные ценности
и нормативы, сложились контакты
с уже сформировавшимися
Но все же в этот период не было завершено окончательное определение предмета и метода, не сформировалось научного сообщества профессиональных психологов и средств его общения, а также специализированных исследовательских центров или лабораторий еще не существовало.
Глава II Современный этап
развития психологии
2.1 Формирование первых парадигм
С 60-х годов XIX в. Начался новый
период развития психологической науки.
Основными характерными чертами
которого являются:
1. Появление первых научных
парадигм, институтов и
2. Формирование