Становление психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 23:23, реферат

Описание работы

В условиях современной действительности вряд ли стоит вопрос о том, необходимы ли психологические знания для жизни человеческого общества и успешного существования и развития в нем личности. Однако, внимательное изучение любого предмета и области знаний невозможно без знания его истории, что подтверждает актуальность данной темы.
Целью данной работы является – рассмотрение основных этапов становления психологи, как науки, и оценка их значимости в процессе формирования психологии в отдельную науку.

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 37.21 Кб (Скачать файл)

Формируются различные версии объяснительных принципов, представлений  о предмете и методе психологии. Например в 1960-80-е годы на основе имеющего глубокие исторические корни принципа целостности сформулирован принцип  системности. В различных парадигмах отрабатываются различные аспекты  этого принципа.

Складываются новые объяснительные принципы. Например, принцип субъектности, который наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, проходит стадию интенсивного развития. Принятие этого принципа связано с возникновением

Психологии субъекта (Брушлинский  А.В., 1996), продолжающей теорию деятельности С.Л.Рубинштейна и континуально-генетический подход в исследованиях мышления. Принцип реконструкции в настоящее  время начинает складываться как  модификация общенаучного экспериментального метода применительно к задаче психологии о изучении структуры субъекта и  процессов ее актуализации. Эти принципы потенциально имеют общенаучное  значение.

Наиболее развитые парадигмы  осуществляют экспансию на различные  отрасли психологии. Например, существенно  расширена сфера исследований в  когнитивной психологии, которая  начала интенсивно развиваться в 1950-е  годы, как попытка противостоять  доминированию бихевиоризма.. Основы этого направления были заложены в работах К.Лешли, показавших несостоятельность  бихевиористического понимания  организации сложного поведения.

Развиваются связи психологии с другими дисциплинами. За счет этого происходит зарождение новых  отраслей психологии, например в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией  и нейрофизиологией – нейропсихология, с популяционной генетикой –  генетическая психофизиология.

Из вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

Этап формирования парадигм явился эволюционной часть развития и становления психологии как  науки,

Кризис психологии является не временным этапом развития, а  частью эволюционного развития и  становления психологии, как самостоятельной  научной дисциплины, присутствующей в профессиональном психологическом  сообществе постоянно.

В своем современном состоянии  психология – активно развивающаяся, научная дисциплина с постоянно  обновляющимся набором понятий  и парадигм.

А также можно сделать  общий вывод о становлении  психологии как науки и основных исторических этапах ее развития:

Начав формироваться как  часть философской науки, постепенно взаимодействуя с другими науками (физиологией, физикой, химией, биологией, медициной и проч.) психология отделила от этих наук те области исследований, которые составляют сущность ее предмета, и взяла наиболее подходящие методы исследования. Право на существования психологии, как самостоятельной науки доказывается существованием у нее предметов исследования (психические процессы, бессознательное и пр.), обозначенных во множестве психологических парадигм и утвержденных, проверенных временем методов (психоанализ, эксперимент и пр.) исследования и изучения данных предметов.

 

Заключение

 

Начав формироваться как часть  философской науки, постепенно взаимодействуя с другими науками (физиологией, физикой, химией, биологией, медициной  и проч.) психология отделила от этих наук те области исследований, которые  составляют сущность ее предмета, и  взяла наиболее подходящие методы исследования. Право на существования психологии, как самостоятельной науки доказывается существованием у нее предметов  исследования (психические процессы, бессознательное и пр.), обозначенных во множестве психологических парадигм и утвержденных, проверенных временем методов (психоанализ, эксперимент  и пр.) исследования и изучения данных предметов. В самостоятельную науку  психология выделилась в конце XIX начале XX века

Можно сделать выводы о  том, что в первый период становления  психологии как науки в рамках других научных дисциплин (IV-Vвв. До н.э. – 60-е годы XIXв.) Этот этап можно  охарактеризовать как допарадигмальный.

Для него характерны:

1.накопление наблюдений, легко доступных для исследования,

2. затрудненность оценки  логических противоречий, в результате  чего любые исследование по  праву считались одинаково ценными,

3.научные парадигмы задаются  школами, в которых решающую  роль играет авторитет руководителя, который и определяет степень  утвержденности выработанных понятий  и умозаключений.

4.нечастая смена доминирующих  взглядов, что объясняется большим  количеством «примеси» в формирующейся  науке теории других, развитых  наук.

Но все же в этот период не было завершено окончательное  определение предмета и метода, не сформировалось научного сообщества профессиональных психологов и средств его общения, а также специализированных исследовательских  центров или лабораторий еще  не существовало.

Этап формирования парадигм (60-е годы XIXв. – настоящее время). явился эволюционной часть развития и становления психологии как  науки,

Кризис психологии является не временным этапом развития, а  частью эволюционного развития и  становления психологии, как самостоятельной  научной дисциплины, присутствующей в профессиональном психологическом сообществе постоянно.

Этап утверждения психологии, как самостоятельной науки (конец XIX начало XXв). В своем современном  состоянии психология – активно  развивающаяся, научная дисциплина с постоянно обновляющимся набором  понятий и парадигм.


Информация о работе Становление психологии как науки