Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 23:23, реферат
В условиях современной действительности вряд ли стоит вопрос о том, необходимы ли психологические знания для жизни человеческого общества и успешного существования и развития в нем личности. Однако, внимательное изучение любого предмета и области знаний невозможно без знания его истории, что подтверждает актуальность данной темы.
Целью данной работы является – рассмотрение основных этапов становления психологи, как науки, и оценка их значимости в процессе формирования психологии в отдельную науку.
Формируются различные версии
объяснительных принципов, представлений
о предмете и методе психологии.
Например в 1960-80-е годы на основе имеющего
глубокие исторические корни принципа
целостности сформулирован
Складываются новые
Психологии субъекта (Брушлинский
А.В., 1996), продолжающей теорию деятельности
С.Л.Рубинштейна и
Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасли психологии. Например, существенно расширена сфера исследований в когнитивной психологии, которая начала интенсивно развиваться в 1950-е годы, как попытка противостоять доминированию бихевиоризма.. Основы этого направления были заложены в работах К.Лешли, показавших несостоятельность бихевиористического понимания организации сложного поведения.
Развиваются связи психологии с другими дисциплинами. За счет этого происходит зарождение новых отраслей психологии, например в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией и нейрофизиологией – нейропсихология, с популяционной генетикой – генетическая психофизиология.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Этап формирования парадигм явился эволюционной часть развития и становления психологии как науки,
Кризис психологии является не временным этапом развития, а частью эволюционного развития и становления психологии, как самостоятельной научной дисциплины, присутствующей в профессиональном психологическом сообществе постоянно.
В своем современном состоянии психология – активно развивающаяся, научная дисциплина с постоянно обновляющимся набором понятий и парадигм.
А также можно сделать общий вывод о становлении психологии как науки и основных исторических этапах ее развития:
Начав формироваться как часть философской науки, постепенно взаимодействуя с другими науками (физиологией, физикой, химией, биологией, медициной и проч.) психология отделила от этих наук те области исследований, которые составляют сущность ее предмета, и взяла наиболее подходящие методы исследования. Право на существования психологии, как самостоятельной науки доказывается существованием у нее предметов исследования (психические процессы, бессознательное и пр.), обозначенных во множестве психологических парадигм и утвержденных, проверенных временем методов (психоанализ, эксперимент и пр.) исследования и изучения данных предметов.
Заключение
Начав формироваться как часть
философской науки, постепенно взаимодействуя
с другими науками (физиологией,
физикой, химией, биологией, медициной
и проч.) психология отделила от этих
наук те области исследований, которые
составляют сущность ее предмета, и
взяла наиболее подходящие методы исследования.
Право на существования психологии,
как самостоятельной науки
Можно сделать выводы о том, что в первый период становления психологии как науки в рамках других научных дисциплин (IV-Vвв. До н.э. – 60-е годы XIXв.) Этот этап можно охарактеризовать как допарадигмальный.
Для него характерны:
1.накопление наблюдений,
легко доступных для
2. затрудненность оценки
логических противоречий, в результате
чего любые исследование по
праву считались одинаково
3.научные парадигмы задаются
школами, в которых решающую
роль играет авторитет
4.нечастая смена доминирующих
взглядов, что объясняется большим
количеством «примеси» в
Но все же в этот период не было завершено окончательное определение предмета и метода, не сформировалось научного сообщества профессиональных психологов и средств его общения, а также специализированных исследовательских центров или лабораторий еще не существовало.
Этап формирования парадигм (60-е годы XIXв. – настоящее время). явился эволюционной часть развития и становления психологии как науки,
Кризис психологии является не временным этапом развития, а частью эволюционного развития и становления психологии, как самостоятельной научной дисциплины, присутствующей в профессиональном психологическом сообществе постоянно.
Этап утверждения психологии,
как самостоятельной науки (конец
XIX начало XXв). В своем современном
состоянии психология – активно
развивающаяся, научная дисциплина
с постоянно обновляющимся