Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:25, курсовая работа
Цель этой работы заключается в том, чтобы изучить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста в полных семьях и у детей, чьи родители были лишены родительских прав.
Задачи данной работы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме появления страхов у детей дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей появления страхов у детей дошкольного возраста в полных семьях, и у детей без семьи.
3. Осуществить анализ исследования касающегося появления страха у детей дошкольного возраста в полных семьях, и у детей без семьи.
Введение………………………………………………………………………………………………..….3
Глава I. Определение страха в отечественной и зарубежной психологической литературе
1.1 Понятие страх, виды страха, его причины……………………………………………………….…5
1.2 Особенности страха детей дошкольного возраста………………………………………………...10
1.3 Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста оставшихся без родителей…………………………………………………………………………………………………12
1.4 Особенности страхов детей дошкольного возраста в полных семьях и детей без семьи……….17
Глава I I. Изучение страхов детей дошкольного возраста в полных семьях и детей, чьи родители были лишены родительских прав
2.1 Организация исследования……………………………………………………………………….....20
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………………………………...…22
Заключение……………………………………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………………………………...25
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Кафедра психологии
Курсовая работа на тему:
«Страхи у детей дошкольного возраста в полных семьях и у детей, оставшихся без родителей»
Выполнила: студентка
4 – го курса 44-й группы
психолого-педагогического
факультета
специальности «Психология»
Пилипенко Светлана Сергеевна
Научный руководитель:
Гаврилуца Елена Владимировна
Брест 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Определение страха в отечественной и зарубежной психологической литературе
1.1 Понятие страх, виды страха,
его причины……………………………………………………….…
1.2 Особенности страха детей дошкольного
возраста………………………………………………...
1.3 Основные психологические характеристики
детей дошкольного возраста оставшихся
без родителей………………………………………………………
1.4 Особенности страхов детей дошкольного возраста в полных семьях и детей без семьи……….17
Глава I I. Изучение страхов детей дошкольного возраста в полных семьях и детей, чьи родители были лишены родительских прав
2.1 Организация исследования………………………………………………
2.2 Результаты исследования
и их анализ…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………………
Приложение
Введение
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.
Ребенок первых лет жизни, как и человек на ранних ступенях своего социального развития, боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, верит в бессмертие себя и мамы с папой. И только со временем складывается объективный характер представлений, когда формируется абстрактно-логическое мышление и умение различать ощущения. Но вместе с этим усложняется и психологическая структура, детские страхи становятся социально-опосредованными (затрагивают жизнь и благополучие других людей).
Давно замечено, что психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной нестабильности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают некоторые ученые, лежат в области семейных отношений, а особое влияние оказывает непосредственно состав семьи, как один из основных факторов развития личности ребенка.
Объектом исследования данной работы являются страхи детей дошкольного возраста в полных семьях и детей, чьи родители были лишены родительских прав. Предметом исследования являются особенности страхов у детей дошкольного возраста в полных семьях и у детей, чьи родители были лишены родительских прав.
Проблема формирования страхов у детей является очень актуальной в наше время, так как роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка ситуации развития – общепризнанна. Семья – это та первая система, в которую попадает малыш и от того, какой она будет, зависит его дальнейшее развитие, как личности. Уникальность семьи объясняется, прежде всего, её первичностью, особой значимостью родных в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них, первостепенной важностью раннего и дошкольного детства в развитии человека. Некоторые исследователи считают, что появление страхов у детей которых нет семьи находится на более высоком уровне, чем у детей, воспитываемых в полных семьях. Другие же считают, что состав семьи не имеет никакого отношения к появлению страхов у детей.
Цель этой работы заключается в том, чтобы изучить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста в полных семьях и у детей, чьи родители были лишены родительских прав.
Задачи данной работы:
1. Анализ психолого-
2. Провести эмпирическое
исследование особенностей
3. Осуществить
анализ исследования
Все дети сталкиваются с проблемой страха, так или иначе влияющей на развитие личности. Детские страхи развиваются при недостатке родительского принятия и тепла, когда дети не чувствуют себя защищенными. Однако в науке пока отношение к самой категории «страх» весьма неоднозначно, также как и к причинам возникновения страхов.
1 Определение страха в отечественной и зарубежной психологической литературе
1.1 Понятие страх, виды страха, его причины
М.И. Еникеев полагает, что страх – острая негативная эмоция, возникающая в обстановке угрозы биологическому или социальному благополучию индивида. С точки зрения Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной, страх – наиболее биологически обусловленная эмоция как отражение нужды избежать опасности, в основе которой лежит пассивно или активно оборонительный рефлекс, определяющее астеническое или стеническое его проявление. Наконец, В.Д. Пурин считает, что страх – инстинктивное чувство самосохранения, беспокойство по поводу мнимой или реальной угрозы, ярко окрашенное эмоционально. Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление [1, с. 5]. Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх – лишь одна из них. Российский психолог А. И. Захаров считает, что страх – это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [2, с. 6].
А.И.Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2–ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3 – 5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 – 7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал научный и творческий потенциал людей на борьбу со стихией. Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни. Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития. Возрастную периодизацию формирования чувств и появления страхов у детей описывает Т.А. Данилиной [2, с. 81].
По определению Н.Я.Соловьева «семья – малая социальная группа, важнейшая форма, организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и др., живущих вместе и ведущих общее хозяйство» [3, с. 21].
Американский психиатр Гарри Стэк Салливан считал, что в психике любого человека можно разобраться, лишь распутав клубок взаимоотношений, в которых он находится с другими людьми и в которых отчетливо проявляется его индивидуальность. Именно такие отношения возникают между матерью и ребенком. Салливан называл их эмпатией, т.е. вчувствованием. Если ребенок растет боязливым, значит, что-то неладно в его отношениях с матерью. Дело не только в недостатке внимания и любви. Если мать боязлива, ребенок тоже становится пугливым. Многие психотерапевты уверены, что это результат воспитания в младенческом и раннем возрасте [4].
Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. и американские учёные Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан и др. утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда эти потребности удовлетворяются в полной мере, возникают социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире – все то, что способствует развитию человека как личности. Ученые считают, что тревога, умело преодолеваемая человеком, не принимающая форму болезни, необходима. Выдающийся немецкий психиатр барон Виктор Эмиль фон Гебзаттель писал: «Несомненно, стоит стремиться к жизни без страха, но вовсе не очевидно, что стоит стремиться к такой жизни, из которой была бы изгнана тревога... Возбуждение тревоги и связанное с этим развитие способности к сочувствию, взаимопониманию может стать жизненной задачей для человека...» [5, с. 89]. Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен [6]. Согласно его «концепции травматического обуславливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт [7], предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка.
Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует 2 угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности.[16]
Страх – психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.). Страх проявляется как у отдельных лиц, так и у групп, больших масс. Степень, формы его проявления разнообразны, но это – область прежде всего индивидуальной психологии. Существуют различные формы страха: испуг, боязнь, аффективный страх – самый сильный. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное, трудно преодолимое течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на формирование характера, на отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру [8, с. 8].
Большинство детей, начиная с 3–летнего возраста боятся: оставаться одни в комнате, квартире; нападения бандитов; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; каких-то людей; папу или маму, наказания; сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей и т. п.), опоздания в детский сад; страшных снов; некоторых животных "(волк, собака, змея, паук и т. п.); транспорта (машина, поезд); стихийного бедствия; высоты; глубины; замкнутого пространства; воды; огня; пожара; крови; уколов; врачей; боли неожиданных резких звуков. Среднее число страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6 – 7 – летнего возраста [9, с. 11].
Издавна психологи и психиатры Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения [10, с. 22]. Так, представители различных теоретических направлений в психологии и педагогике, сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка. Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательские позиции родителей; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребенка от семейного окружения; личностные характеристики родителей и некоторые другие. Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий.
Информация о работе Страхи у детей из полных семей и у детей без родителей