Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:25, курсовая работа
Цель этой работы заключается в том, чтобы изучить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста в полных семьях и у детей, чьи родители были лишены родительских прав.
Задачи данной работы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме появления страхов у детей дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей появления страхов у детей дошкольного возраста в полных семьях, и у детей без семьи.
3. Осуществить анализ исследования касающегося появления страха у детей дошкольного возраста в полных семьях, и у детей без семьи.
Введение………………………………………………………………………………………………..….3
Глава I. Определение страха в отечественной и зарубежной психологической литературе
1.1 Понятие страх, виды страха, его причины……………………………………………………….…5
1.2 Особенности страха детей дошкольного возраста………………………………………………...10
1.3 Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста оставшихся без родителей…………………………………………………………………………………………………12
1.4 Особенности страхов детей дошкольного возраста в полных семьях и детей без семьи……….17
Глава I I. Изучение страхов детей дошкольного возраста в полных семьях и детей, чьи родители были лишены родительских прав
2.1 Организация исследования……………………………………………………………………….....20
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………………………………...…22
Заключение……………………………………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………………………………...25
Приложение
Уже к концу старшего дошкольного возраста дети в этих условиях эмоционально «закаляются» до такой степени, что перестают реагировать на излишне требовательное отношение матери, отгораживаясь от нее стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний, а иногда их поведение становится похожим на поведение матери. Другие устраивают истерики по поводу недостаточного внимания матери или, переживая, ее отношение к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными. Возрастающая из поколения в поколение эмоциональная чувствительность детей и потребность в теплом и заботливом отношении вступают, таким образом, в противоречие со стремлениями некоторых матерей освободиться от ухода за ребенком и формализовать процесс его воспитания [8, с. 88].
Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети – дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. [12, с. 62].
У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны между собой, то есть в большей степени влияют друг на друга как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с ее эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3 – 5 лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют единую психологическую структуру беспокойства. Поскольку это совпадает с интенсивным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в данном возрасте наиболее скреплены и мотивированы. Максимум страхов наблюдается в 5 – 8 лет, при уменьшении интенсивности связей между страхами, но страх при этом более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший познавательный заряд. Как известно, эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 6 годам, когда эмоции уже отличаются известной зрелостью и устойчивостью. Начиная, с 5 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление (вот почему во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе). Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать. Следовательно, в возрасте наиболее часто выявляемых страхов, то есть в старшем дошкольном возрасте, можно уже говорить не только об эмоциональной, но и о рациональной основе страхов как новой психической структуре формирующейся личности [2, с. 98].
На количество
страхов оказывает влияние
Глава 2 Изучение страхов детей дошкольного возраста в полных семьях и детей, чьи родители были лишены родительских прав
2.1 Организация исследования
Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению страха у детей дошкольного возраста в полных семьях и у детей дошкольного возраста, чьи родители были лишены родительских прав. Объектом исследования данной работы являются страхи детей дошкольного возраста в полных семьях и у детей, чьи родители были лишены родительских прав. Предметом исследования являются особенности страхов у детей дошкольного возраста в полных семьях и у детей, чьи родители были лишены родительских прав.
Цель этой работы заключается в том, чтобы изучить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста в полных семьях и у детей, чьи родители были лишены родительских прав.
Задачи данной работы:
1. Анализ психолого-
2. Провести эмпирическое
исследование особенностей
3. Осуществить анализ исследования касающегося появления страха у детей дошкольного возраста в полных семьях, и у детей без семьи.
Исследование проводилось в ГУО "Кобринский детский дом". В качестве респондентов выступили дети в возрасте от 5 до 7 лет. Выборка для данного исследования составила человек: 20 детей, воспитываемых в полной семье и 20 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Брестской области. Ребенком сиротой является ребенок, чьи родители были лишены родительских прав.
Для исследования были применены две методики:
1) «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой, проективная методика изучения страха
2) Методика выявления страхов – рисование на тему “Что мне снится страшное или чего я боюсь днём”
Процедура исследования:
Методика 1. Целью является выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей 5-7 лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены. Полученные результаты сразу же заносились в протокол обследования, который имеет форму таблицы (приложение А). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...". Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
После выполнения
задания ребенку предлагается закрыть
черный дом на замок (нарисовать его),
а ключ - выбросить или потерять.
Данный акт успокаивает актуализированные
страхи.
Анализ полученных результатов заключается
в том, что экспериментатор подсчитывает
страхи в черном доме и сравнивает их с
возрастными нормами. Совокупные ответы
ребенка объединяются в несколько групп
по видам страхов.
Методика 2. Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам. Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём» (приложение Б).
Выбор этих методик определялся тем, что они позволяют выявить страхи у детей дошкольного возраста.
2.2. Результаты исследования и их анализ
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
– по результатам методики «Страхи в домиках»
Рисунок 1 – Соотношение страхов у детей в полных семьях и у детей без семьи. Методика «Страхи в домиках»
Исходя из графика видно, что процентные показатели отличаются лишь по нескольким пунктам. Можно сделать выводы что детям-сиротам менее присущи страхи чем детям воспитываемым в полных семьях. Так же можно отметить что у детей, воспитываемых в семьях преобладает страх физических ущербов(32%), медицинские страхи(27%), социальные страхи(27%), а так же на высоком уровне пространственные страхи(6%).В то время как у детей-сирот наиболее выраженными являются страхи физических ущербов(29%), медицинские страхи(21%) и социальные(22%). Такие страхи как: страх смерти(4%), страх животных(3%), сказочных персонажей(3%) и темноты(4%) были не выражены.
– по результатам методики «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём»
Рисунок 2 – Соотношение страхов у детей в полных семьях и у детей без родителей в методике «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».
Исходя из проективной методики, были получены менее обширные данные. Возможно, влияли некоторые побочные факторы. Большинство детей рисовали животных как среди сирот(36%) так и среди детей, воспитываемых в полной семье(35%).Так же у детей-сирот высок страх сказочных персонажей(27%) и физических ущербов(23%). А у детей из полных семей присутствует страх физических ущербов(17%), социальные страхи(17%), а так же страхи сказочных персонажей(14%). А медицинские страхи, страх смерти, страхи темноты и пространственные страхи были не выражены. Можно сделать вывод о том, что дети-сироты менее подвержены страхам, чем дети, воспитываемые в полных семьях. А различия в видах страхов незначительны.
Следует отметить тот факт, что некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать. Само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого учителя.
Заключение
В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.
Страх-это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде.
Исследования, которые были проведены, показали, что работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.
Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учёбы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.
Исследования показали, что число страхов у детей-сирот меньше чем у детей воспитываемых в полных семьях.
Список использованных источников
1. Вард И.
Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78с.
2. Захаров А.И. Дневные и ночные
страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005
3. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс, 1977. - 130 с.
4. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.
5. Хрестоматия
по детской психологии / сост. Г.В.
Бурменская.- М.: Институт практической психолог
6. www.psystatus.ru/article.php?
7. Левис Ш., Левис Ш. «Ребёнок и
стресс» –С-П.,
8. Семиотика страха. Сборник статей. –
М.: Русский институт: Европа, 2005.
9. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
10. Варга А.Я.
Системная семейная
11. Котова Е.
О профилактике детской
12. Зверева О.Л.,
Ганичева А.Н. Семейная
13. Кон И.С. Отец // Неделя. 1979, №11
14. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с
15. Валлерштейн Дж.В., Келли Дж. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности. // Покровский Н.Е. (под ред.) Лабиринты одиночества. М., 1989
16. Андрюшина
Е.В. Семья и здоровье
Информация о работе Страхи у детей из полных семей и у детей без родителей