Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:25, курсовая работа
Цель этой работы заключается в том, чтобы изучить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста в полных семьях и у детей, чьи родители были лишены родительских прав.
Задачи данной работы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме появления страхов у детей дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей появления страхов у детей дошкольного возраста в полных семьях, и у детей без семьи.
3. Осуществить анализ исследования касающегося появления страха у детей дошкольного возраста в полных семьях, и у детей без семьи.
Введение………………………………………………………………………………………………..….3
Глава I. Определение страха в отечественной и зарубежной психологической литературе
1.1 Понятие страх, виды страха, его причины……………………………………………………….…5
1.2 Особенности страха детей дошкольного возраста………………………………………………...10
1.3 Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста оставшихся без родителей…………………………………………………………………………………………………12
1.4 Особенности страхов детей дошкольного возраста в полных семьях и детей без семьи……….17
Глава I I. Изучение страхов детей дошкольного возраста в полных семьях и детей, чьи родители были лишены родительских прав
2.1 Организация исследования……………………………………………………………………….....20
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………………………………...…22
Заключение……………………………………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………………………………...25
Приложение
Дети дошкольного возраста в социальных учреждениях отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.
В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети-сироты значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей, которые растут в семье.
По данным Т.П.Гавриловой, кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гордость за достижение – такое личностное новообразование дошкольного возраста – формируется у этих детей дефектно. Наиболее отчетливо проявляется недостатки развития эмоциональной сфере. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семьи у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Борьба за новую индентичность при поступлении их в детское учреждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Дети – сироты, зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в социальных учреждения, не знают, как играть с игрушками, играми. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.
По мнению В.В. Зеньковского, страх является одной из основных и врожденных форм реакции души: меняются предметы страха, меняется выражение страха и его влияние на внутренний мир личности, на её поведение, но страх, как известная форма оценки, как тип отношения к миру и к людям остается всегда в нас. Семья является одним из основных факторов, которые влияют на появление страхов у детей. Большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин детских страхов кроется в нарушении детско – родительских отношений. Многие аспекты жизни семьи способствуют этому.
Во–первых,
это состав семьи. Часто на воз
Во–вторых,
ролевые функции членов семьи
в процессе воспитания ребенка.
5 – 7 лет дети
в наибольшей степени
Ребенок как бы привыкает к такому поведению и даже чем-то подражает ему, после чего ему уже не страшны Бармалеи и Кощеи. Более того, родители, злоупотребляющие алкоголем способны так «закалить» ребенка, что он вообще забывает, что такое страх, постоянно находясь под обстрелом ругани и драк. После этого ребенка не пугают сказочные персонажи.
Страх, беспокойство
у детей могут вызвать
В–третьих,
возраст родителей/
В–четвертых, стратегия семейного воспитания. Они хорошо известны и описаны в науке: диктатура, гиперопека, «невмешательство», сотрудничество. Первые три из них могут служить, на наш взгляд, источниками детских страхов.
В–пятых. Конфликты в отношениях между родителями. Если дети видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число их страхов выше, чем когда отношения хорошие. Как мальчики, так и девочки в возрасте 5 – 7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей.
Эмоциональная
чувствительность детей к конфликту
родителей имеет тенденцию
Если же конфликты между взрослыми возникают по поводу воспитания ребенка, то он помимо своей воли оказывается яблоком раздора и служит мишенью для выяснения отношений родителей. В этом случае состояние ребенка становится еще более удручающим.
Родители, нередко
охваченные тревогой не успеть что-либо
сделать для развития ребенка, стремятся
максимально
Кроме того, пять
аспектов жизнедеятельности семьи
влияют на возникновение детских
страхов: состав семьи, ролевые функции
членов семьи, возраст родителей/
Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.
Вообще семья имеет большое значение не только в жизни индивида, но и общества и выполняет ряд функций:
воспитательную (отцовство и материнство, контакты с детьми и их воспитание);
хозяйственно–бытовую (удовлетворение материальных потребностей семьи и содействие сохранения здоровья);
эмоциональную (симпатия, уважения, признание, эмоциональная поддержка, психологическая защита);
духовного (культурного) общения (совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение);
сексуально – эротическую.
Очевидно, что без наличия родителей перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме. Иными словами, существует ряд проблем, касающихся отсутствия обоих родителей.
По данным педиатров дети-сироты значительно чаще, чем дети из полных семей, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме[14].
Многочисленные данные, полученные исследователями за последние полвека, свидетельствуют о том, что воспитание ребенка вне семьи оказывает негативное влияние на становление его личности.
Даже если такого взрослого не было или его влияния было не достаточно, то это все равно не повод для отчаянья. Негативное влияние неполной семьи на ребенка (а впоследствии и на жизнь взрослого человека) поддается коррекции с помощью психотерапии и психологического консультирования.
1.4 Особенности страхов детей дошкольного возраста в полных семьях и детей без семьи
Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желания одновременно успеть на двух фронтах. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.
Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувством долга, бескомпромиссные матери излишне требовательно и формально поступают с детьми, которые всегда не устраивают их в отношении пола, темперамента или характера. У гиперсоциализированных матерей забота проявляется главным образом тревогой по поводу возможных, а потому и непредсказуемых несчастий с ребенком. Типичная же для них строгость вызвана навязчивым стремлением предопределить его образ жизни по заранее составленному плану, исполняющему роль своего рода ритуального предписания. А эмоционально чувствительные и впечатлительные дети дошкольного возраста формально правильное, но недостаточно теплое и нежное отношение матери воспринимают с беспокойством, поскольку именно в этом возрасте они нуждаются, как никогда, в любви и поддержке взрослых.
Информация о работе Страхи у детей из полных семей и у детей без родителей