Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 07:47, реферат
Все мы знаем, что ничего нельзя распланировать заранее. Мы нервничаем, когда что-то нарушает наши планы, когда мы не можем или не успеваем выполнить какое-то дело, переживаем из-за проблем во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Кроме того, нас окружает обилие всевозможной информации: нужной и ненужной, приятной и неприятной. Яркие плакаты, рекламные проспекты, сверкающие витрины, громкая музыка, шум, суета… Невозможно представить городскую жизнь без этого. В результате возникает стресс, который влияет не только на эмоциональное состояние, но и порождает всевозможные проблемы со здоровьем. Ни для кого не секрет, что горожане болеют чаще сельских жителей. Риск тревожного расстройства у горожан выше на 21%, чем у сельских жителей, риск эмоциональных расстройств выше на 39%, а шизофрения встречается у тех, кто родился и вырос в городе, в 2 раза чаще. 3 Ученые отмечают, что заболеваемость гриппом и ОРВИ среди горожан в 2,5 раза больше, чем у сельчан.
Введение 3
1. Понятие стресса 4
1.1 Стадии стресса 4
1.2 Причины стресса 5
2. Физиология стресса 8
3. Роль стресса в возникновении заболеваний 11
4. Благоприятные последствия стресса 16
5. Механизмы совладания со стрессом 17
Заключение 19
Список использованных источников и литературы 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Факультет психологии
Кафедра клинической и генетической психологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология Здоровья»
на тему «Стресс и проблемы здоровья»
Выполнили
студентки группы №20203
Лещинская Светлана
Вдовенко Екатерина
Унжакова Юлия
Проверила
преподаватель
Ю.В. Кузьмина
_______________
зачтено /не зачтено
Томск 2012
Оглавление
Введение 3
1. Понятие стресса 4
1.1 Стадии стресса 4
1.2 Причины стресса 5
2. Физиология стресса 8
3. Роль стресса в возникновении заболеваний 11
4. Благоприятные последствия стресса 16
5. Механизмы совладания со стрессом 17
Заключение 19
Список использованных источников и литературы 20
В современном мире проблема взаимосвязи стресса и здоровья чрезвычайно актуальна. Каждый человек ежедневно сталкивается с ситуациями, которые нарушают его психическое равновесие. Как говорил Средневековый врач Парацельс, «Пока мы не познаем состояние внутренней гармонии, мы, в лучшем случае, можем освободить вас от вашей болезни, потому что ваша внутренняя гармония является источником вашего здоровья. Но, когда мы освободим вас от болезни, вы сразу заболеете другой болезнью, потому что по отношению к вашей внутренней гармонии ничего сделано не было. Суть вопроса в том, что следует поддерживать вашу внутреннюю гармонию».12 . Но поддерживать внутреннюю гармонию в XXI веке очень сложно.
Все мы знаем, что ничего нельзя распланировать заранее. Мы нервничаем, когда что-то нарушает наши планы, когда мы не можем или не успеваем выполнить какое-то дело, переживаем из-за проблем во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Кроме того, нас окружает обилие всевозможной информации: нужной и ненужной, приятной и неприятной. Яркие плакаты, рекламные проспекты, сверкающие витрины, громкая музыка, шум, суета… Невозможно представить городскую жизнь без этого. В результате возникает стресс, который влияет не только на эмоциональное состояние, но и порождает всевозможные проблемы со здоровьем. Ни для кого не секрет, что горожане болеют чаще сельских жителей. Риск тревожного расстройства у горожан выше на 21%, чем у сельских жителей, риск эмоциональных расстройств выше на 39%, а шизофрения встречается у тех, кто родился и вырос в городе, в 2 раза чаще. 3 Ученые отмечают, что заболеваемость гриппом и ОРВИ среди горожан в 2,5 раза больше, чем у сельчан. А острые кишечные инфекции возникают в городах в 5 раз чаще, чем в провинции 4 И стресс является одной из основных причин этого.
1. Понятие стресса
Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье (1936г.)1 Он определял его как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов. Стрессовый фактор (стрессор) - это любое воздействие, которое вызывает стрессовый ответ. Действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни в данный период, тем выше будет уровень стресса9
Различают три стадии стресса:
Первая стадия - стадия тревоги (в течение 48 часов после начала воздействия), во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы, происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. Однако, на этой фазе часто возникают заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических». Например, бронхит. При большой силе воздействия реакция тревоги может закончиться гибелью организма. Но если организм переносит эту стадию синдрома, то наступает вторая стадия.
Вторая стадия - стадия резистентности, или сопротивления (начинается спустя 48 часов после повреждающего действия), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Он как бы «вработался» и готов к более или менее длительному усилию по преодолению трудностей. Если повреждающее действие было не столь сильным, отмечает Г.Селье, то возрастает сопротивляемость организма, и в более поздний период второй стадии вид и функции органов практически возвращаются к норме. Но если действие повреждающего агента продолжается дальше, то после этой стадии организм теряет свою резистентность, что приводит к третьей стадии.
Третья стадия - стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности защищаться. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи», которая может прийти только извне - либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора. При отсутствии «помощи» происходит гибель организма.19
1.2 Причины стресса
Причины стресса в первую очередь нужно поделить на: физиологические (болезнь, физическое перенапряжение, сильный шум, природные воздействия (холод, жара, землетрясение и т. п.), приём лекарств) и психологические ( напряжённая работа, информационная перегрузка, неудавшиеся отношения, угроза жизни близких, их болезнь или неоправдавшиеся ожидания). Существует также деление на: внешние и внутренние. К внешним относят: большие изменения в жизни, работа, трудности в отношениях, финансовые проблемы, излишняя занятость, дети и семья.
К внутренним причинам: неспособность принять неопределённость, пессимизм, негативный внутренний диалог, нереалистичные ожидания, перфекционизм, отсутствие настойчивости.
Основные причины стресса.
Финансы. Главная причина стрессов. Покупка дома или автомобиля, потеря денег в результате проигрыша, долги перед банком или другими людьми, отсутствие денег, безуспешные попытки получения денежных средств – довольно частые проблемы людей.
Работа. Работа тесно связана с финансами, поэтому её можно назвать второй из основных причин возникновения стресса. Похоже, что работа и карьера является постоянным источником стресса. Большинство людей беспокоятся по поводу получения и поддержания адекватной занятости. Беспокоятся о новых видах работы и обязанностях. Стремятся вверх по карьерной лестнице, тем самым перегружая себя работой.
Здоровье и безопасность. Большинство людей считает, что личное здоровье является одной из основных причин стресса. У кого-то это ожирение и желание похудеть. Другими причинами могут быть вредные привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем или наркомания. Не менее частая причина стресса - болезнь или травма. Личная безопасность также является одной из основных причин стресса.
Семья. Каждый член семьи может быть источником нашего стресса. Регулярные споры между супругами и другими членами семьи. Родители разводятся. Дети попадают в неприятности, женятся, покидают родной дом. Беременность, болезни близких людей. Причин для возникновения стресса здесь множество.
Личные взаимоотношения. Дружба, знакомства, расставание, брак, развод, повторный брак и так далее, отношения являются также из основных причин для стресса. Все хотят любви, но не всегда получают её. Кто-то прибегает к знакомствам через интернет, кто-то имеет беспорядочные связи, кто-то становится затворником.
Личные проблемы. Одна из важных проблем – отсутствие контроля. Каждый человек желает обрести контроль над своей собственной жизнью, а иногда и над жизнью других людей. Когда контроль ослабевает или отсутствует в той или иной области, человек подвержен стрессу. Люди желают контролировать все, что происходит дома или на работе, контролировать своё время, борются с вредными привычками и пытаются хоть как-то изменить свою жизнь. Стресс нарастает, когда это все не получается.
Смерть. Возможно это одна из самых мучительных причин стресса. Смерть близкого человека всегда трагична. Даже смерть домашнего животного может вызвать стресс. Ещё одна из причин для стресса – ожидание смерти. Никто не знает, когда она придёт, но года летят, иногда не успеваешь опомниться, как быстро пролетает время.
Невозможность самовыражения. Довольна частая причина для стресса. Практически каждый человек хочет что-то из себя представлять. Быть кем-то значимым для своих близких и окружающих его людей. 11
2. Физиология стресса
Структуры системы биорегуляции, обеспечивающие стрессовую реакцию
1. Лимбическая система,
её эмоциогенные структуры, формирующие
эмоциональное состояние и
2. Вегетативная нервная система, её симпатический отдел.
3. Мозговой слой надпочечников, секретирующий катехоламины.
4. Гипофизарная зона гипоталамуса, секретирующая кортиколиберин.
5. Гипофиз, секретирующий АКТГ (адренокортикотропный гормон).
6. Корковый слой надпочечников,
секретирующий стероидные
Реакция на стресс основных систем организма
1. Нервная система
Когда организм испытывает стресс, тело резко переключает свои энергетические ресурсы на борьбу с воспринимаемой угрозой. Симпатическая нервная система дает сигнал надпочечным железам вырабатывать адреналин и кортизол. Эти гормоны заставляют сердце биться быстрее, повышают кровяное давление, меняют пищеварительные процессы, повышают уровень глюкозы в крови.
2. Опорно-двигательный аппарат
Под действием стресса мышцы напрягаются. Сокращения мышц в течение длительного времени могут вызывать головные боли напряжения, мигрени и разнообразные проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
3. Дыхательная система
Стресс может сделать дыхание тяжелее и явиться причиной быстрого дыхания или гипервентиляции - которое у некоторых людей вызывает приступ панической атаки.
4. Сердечно-сосудистая система
Из-за острого стресса учащается сердцебиение и усиливается сокращение сердечной мышцы. Кровеносные сосуды, которые несут кровь к крупным мышцам и к сердцу, расширяются, увеличивая количество крови поступающей к этим органам. Повторяющиеся эпизоды острого стресса могут вызвать воспаление коронарных артерий и впоследствии привести к сердечному приступу.
5. Эндокринная система
Надпочечные железы
Когда тело находится под влиянием стресса, головной мозг посылает сигнал из гипоталамуса, заставляющий кору надпочечников производить кортизол (гидрокортизон), а мозговое вещество надпочечников производить эпинефрин (адреналин) - иногда называемые гормонами стресса.2
Эпинефрин увеличивает частоту сердечных сокращений, что повышает кровяное давление и потребность организма в энергоносителях. Как основной гормон стресса, кортизол увеличивает уровень сахара (глюкозы) в крови, повышает питание мозга глюкозой, а также увеличивает количество веществ, которые участвуют в процессе обновления тканей в организме.
Кортизол активирует реакцию иммунной системы и подавляет работу пищеварительной, репродуктивной систем и процессов роста.
Печень
Когда выделяются кортизол и эпинефрин, печень производит больше глюкозы, содержание глюкозы в крови повышается и дает больше энергии для "драки или бегства" в случае опасности.
6. Пищеварительная система (ЖКТ)
Стресс влияет на пищеварение и на то, какие питательные вещества будут усвоены, а также на скорость переваривания пищи.2 В результате стресса в кишечнике изменяется уровень бактерий, отчего у человека нарушается работа ЖКТ и появляются проблемы с иммунной системой. В частности, стресс меняет состав, разнообразие и количество кишечных бактерий. В результате в кишечнике снижается уровень полезных для здоровья микроорганизмов, и повышается уровень потенциально опасных бактерий.18
7. Репродуктивная система
У мужчин чрезмерное количество кортизола, вырабатывающегося под воздействием стресса, может сказаться на на нормальном функционировании репродуктивной системы. Хронический стресс снижает уровень тестостерона, подавляет производство спермы и может привести к импотенции. У женщин стресс может привести к нарушению менструального цикла (боли и нерегулярность), а также ослабить сексуальное влечение.2
3. Роль стресса в возникновении заболеваний
Соматическое и психическое, хотя и являются качественно различными явлениями, но реально представляют лишь различные стороны единого живого конкретного человека. Отрывать эти стороны друг от друга в исследованиях проблемы болезни представляется принципиально неверным. Представители как психиатрии, так и соматической медицины единодушно разделяют мнение о том, что при некоторых расстройствах имеет место сочетание как психоэмоциональных, так и соматических нарушений.16
Б (болезнь) = f (функция от) {а, Ь, с, d, e, g, h, i, j,......n};
а — наследственная предрасположенность;
b — родовые травмы;
с — органические заболевания раннего возраста, вызывающие повышенную чувствительность определенных органов;
d — особенности воспитания в раннем возрасте (осо-д бенности отнятия от груди, приучения к туалету, укладывания спать и т. д.);
е — переживание телесно травмирующего опыта в;
детстве и младенчестве;
g — переживание
эмоционально травмирующего