Стресс и техники повышения стрессоустойчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое рассмотрение понятия стресса и стрессоустойчивости.
Люди употребляют термин «стрессоустойчивость» также часто, как и «стресс». Но опять же многие не знают, что означает этот термин. «Стрессоустойчивость» является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха деятельности. Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средс

Содержание работы

Введение. 3
Глава 3. Виды стресса. 7
Глава 4. Психологический стресс. 9
Глава 5. Стрессоустойчивость. Устойчивость к стрессу, как личностное свойство. 13
Глава 6. Способы саморегуляции психологического состояния. 16
Заключение. 17
Литература. 18
Приложение 1. 20

Файлы: 1 файл

Психологический стресс и техники повышения стрессоустойчивости.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Комитет общего и профессионального  образования Ленинградской области

Автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования Ленинградский государственный  университет имени А.С. Пушкина.

Факультет психологии

Кафедра общей и прикладной психологии

 

 

Курсовая работа

Психологический стресс и техники повышения стрессоустойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение.

Стресс является неотъемлемой частью нашей жизни. Он участвует в адаптации человека. В наши дни этот термин употребляют многие. Но не каждый знает, что это такое. «В настоящее время стало модным вместо термина «эмоциональное напряжение» употреблять термин «стресс».  В результате это понятие постепенно теряет свое первоначальное предназначение, отведенное ему Г. Селье в его первых работах». [5, 243 с.]

Целью данной работы является теоретическое рассмотрение понятия стресса и стрессоустойчивости.

Люди употребляют термин «стрессоустойчивость» также часто, как и «стресс». Но опять же многие не знают, что означает этот термин. «Стрессоустойчивость» является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха деятельности. Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств формирования, поддержания, зависимости ее от особенностей профессиональной деятельности имеет важное значение для целого ряда специальностей, деятельность которых протекает в экстремальных условиях.

Для дальнейшего рассмотрения данных понятий нужно решить ряд  задач:

  1. Изучить понятие стресса;
  2. Рассмотреть виды стресса;
  3. Подробно изучить теоретические аспекты психологического стресса;
  4. Рассмотреть стрессоустойчивость как свойство личности.

Далее будет сделана  попытка разобраться, что же такое стресс, чем он отличается от дистресса. А также, что такое стрессоустойчивость, можно ли ее развивать и какие, в таком случае, существуют техники ее повышения.   
Глава 1. Краткая история возникновения концепции стресса.

Термин "стресс" (напряжение) впервые  упоминается в 1303 г. в стихотворении поэта Роберта Маннинга: "И эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе". [1]

Джим Брайт, опираясь на опыт Поллока, полагает, что термин стресс использовали на протяжении 19 века «и связывали в целом с плохим здоровьем. Он превратился в официальный только в последние несколько десятилетий». [4, 15 с.] Однако Ньютон обнаружил определение стресса, близкое к современному, в Оксфордском словаре английского языка, изданном в 16-17 веках.  [4]

Сама же концепция стресса берет свое начало в 1936 году. В английском научном журнале была помещена небольшая заметка, написанная канадским исследователем Гансом Селье.

Само слово стресс с латинского stringer переводиться, как затягивать. «Ганс Селье справедливо полагал, что слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Несколько позже первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания». Термин «stress» с английского переводиться как «нажим, давление, напряжение». [10, 6 с.]

Предпосылки создания концепции  стресса были связаны со «своеобразной эпидемией, ежегодно лишающей жизни миллионы людей. Поражения сердечнососудистой системы (в частности, инфаркт миокарда, возникающий вследствие ишемической болезни) являются причиной более 50% всех случаев смерти. Установлено, что эти поражения обусловлены главным образом неблагоприятными для человека формами эмоционального напряжения». [6, 5 c.] Также к болезням, возникающим из-за стресса, относят некоторые болезни желудка и кишечника, неврозы, кариес и т.д. [6]

Таким образом, сам термин стресс произошел довольно таки давно, но официально его употреблять стали  после возникновения концепции  Г. Селье. 
Глава 2. Стресс.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое

     предъявленное ему требование». [11, 9 с.]

Чтобы понять это  определение, нужно объяснить, что  Ганс Селье понимает под словом «неспецифический». На каждое предъявляемое нашему организму  требование, он отвечает своеобразно. [10] Например, когда нам холодно, мы дрожим, чтобы выработать тепло. Если бежим, организму требуется больше энергии, поэтому сердцебиение и пульс повышаются.  Это и есть «специфический ответ» организма. Лекарство также имеет специфическое действие. Например, мочегонное увеличивает выделение мочи, адреналин учащает пульс. Однако все это приводит к перестройке организма. Ему приходиться приспосабливаться к воздействию. Это и есть «неспецифический ответ» организма. «Неспецифические требования – это и есть сущность стресса». [11, 9 с.]

Выделяется 3 фазы стресса:

  1. Фаза тревоги. Мобилизуются защитные силы организма. Организм функционирует с напряжением. Но на этом этапе организм справляется с нагрузкой. Физиологическая мобилизация проявляется в следующем: сгущение крови, понижение содержания ионов хлора в ней, увеличение печени или селезенки и так далее. Некоторые люди в конце этой фазы становятся более работоспособными.
  2. Фаза резистенции (стабилизации). На этой фазе все выведенные из строя параметры организма закрепляются на новом уровне.
  3. фаза истощения. Эта фаза наступает лишь тогда, когда стрессор слишком сильный и действует достаточно долгое время. Приспособление осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма. Эта фаза заканчивается истощением ресурсов.

Не всякое воздействие  вызывает стресс. Стресс возникает  лишь тогда, когда организму приходиться  приспосабливаться к новым условиям среды. Следовательно, стресс неотделим  от процессов адаптации.

Умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние на организм. Он активирует его и подготавливает к физическому напряжению. Но также существуют стрессовые реакции, которые приводят к демобилизации организма. Такие стрессовые реакции получили название «дистресс». Именно дистресс разрушающе действует на организм. Дистресс возникает при чрезмерно интенсивном воздействии стрессора и приводит к истощению функциональных систем организма. [7]

Выделяют 3 формы  дистресса:

  1. Импульсивная форма. В этом состоянии проявляется максимальная активность, постоянное движение, суетливость и так далее. Человек не способен концентрировать внимание.
  2. Тормозная (торпидная) форма. Характеризуется заторможенностью двигательной активности, трудностью восприятия и запоминания новой информации, неспособностью выполнять простые умственные действия и так далее.
  3. Генерализированная форма. Может наступить при действии очень сильных стрессоров. Характеризуется почти полным отсутствием внешней активности. Адекватное восприятие ситуации и контроль над ней отсутствуют.

На деятельность человека дистресс оказывает отрицательное влияние. [10]

Можно сделать  вывод, что стресс является положительным  и способствует адаптации организма, а дистресс является отрицательным  и в большей степени способствует разрушению организма, нежели адаптации.

  

 

Глава 3. Виды стресса.

Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое  понимание стресса Р. Лазарус. Он говорил, что физиологический стресс связан с реальным раздражителем, а при психологическом стрессе человек, на основе индивидуальных знаний и опыта, оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную. [1]

  1. Физиологический стресс вызывается физиологическими стрессорами. К ним относятся чрезмерная физическая нагрузка, повышенная или пониженная температура, перепады атмосферного давления, затруднение дыхания, болевые стимулы, в том числе травматические, и тому подобное. [12]

Физиологический стресс определяется проявлением различных форм обмена веществ и состоянием различных функций организма. Факторы, вызывающие его: голод, гипотермия, жажда, нарушения кровообращения, дыхания, функции нервной системы и так далее. Главным регулятором является гипоталамус, лимбические структуры и кора головного мозга, играющие пусковую и корригирующую роль, главным эффектором - «три этажа центров» гипоталамуса:

  1. Наиболее древний. Регулирует гомеостаз эндокринной системы. Представляет собой своеобразную ретикулярную структуру, связывающую нейросекреторные центры.
  2. Управляет обменом веществ и имеет тесную связь с центрами, регулирующими гипофизарно-эндокринные подсистемы.
  3. Это сложная ретикулярная структура, координирующая центры, управляющие эндокринными и обменными процессами. [9]

«Триада» Г.Селье. В экспериментах над крысами  Г.Селье обнаружил синдром, который включал в себя увеличение и повышенную  активность  коры надпочечников,  сморщивание (или атрофию)  вилочковой  железы  и   лимфатических узлов,   появление язвочек желудочно-кишечного тракта. Кора  выделяет гормоны, именуемые кортикоидами (например, кортизон); мозговое вещество продуцирует адреналин и родственные  ему  гормоны,   играющие  важную  роль  в  реакции  на  стресс. Вилочковая железа, или тимус (большой орган из лимфатической ткани, расположенный в грудной клетке), и лимфатические узлы (вроде тех,  что  в  паху  и  под мышками)  составляют  единую систему, которую обычно называют тимолимфатическим аппаратом; он имеет отношение главным образом к иммунитету. [11]

  1. Социальный стресс – различные виды социального напряжения, давления, нагрузок и так далее, требующих многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах социального поведения, взаимодействия и так далее; социальное напряжение, требующее многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах социального поведения, взаимодействия и так далее. [15]. Человек является общественным  существом и его здоровье тесно связано с благополучием социальной атмосферы вокруг него. Большинство наших стрессов являются социальными. Реакция мозга на социальный стресс, как выяснили учёные университета Калифорнии, оказывает непосредственное действие на иммунную систему человека, а, значит, на общее состояние его здоровья. Например, люди, которые сильно переживают при каждом социальном отказе, часто страдают воспалительными заболеваниями, онкологическими болезнями, патологиями сердечно-сосудистой системы, ревматоидным артритом, астмой, депрессией. [16]

 

  1. Психологическому стрессу посвящена отдельная глава.

 

Глава 4. Психологический  стресс.

«Психологический стресс. Рассматривается как функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности)». [3, с. 21]

«Эмоции — обязательный компонент стресса у человека. Они становятся преимущественно  заметными при психологических, информационных стрессорах».

В связи с  этим психологический стресс можно разделить на:

- эмоциональный стресс;

- информационный  стресс.

Разные исследователи  термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма  и личности: от состояний эмоционального напряжения, до паталогических состояний.

Первичным пусковым (причинным) фактором, определяющим последующее развитие эмоциональных реакций, является психологическое состояние индивида, которое возникает в ответ на воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс». [2]

Несмотря на близость понятий  «психологического» и «эмоционального» стресса, они не являются синонимами, потому что:

  1. эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;
  2. эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);
  3. термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психологический стресс» — психологами.

В то же время оба эти  вида стресса имеют общую схему  развития. [14]

Эмоциональный стресс – это аффективные  переживания, которые сопровождают стресс и ведут к неблагоприятным  изменениям в организме человека. [6]

Анализируя понятие «эмоциональный стресс», нужно учитывать его соотношение с понятием «эмоции». Но в основе эмоционального стресса лежит эмоциональное напряжение, поэтому нельзя отождествлять эти понятия. Р. Лазарус характеризует психологический стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность. Отсюда можно сделать вывод, что между эмоцией (отрицательной по своей модальности) и эмоциональным стрессом нет существенного различия, потому что в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это подробно изученная проблема о влиянии эмоций на мотивационно-поведенческие реакции.

В. Л. Вальдман полагает, что в явлении эмоционального стресса следует различать:

Информация о работе Стресс и техники повышения стрессоустойчивости