Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:05, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое рассмотрение понятия стресса и стрессоустойчивости.
Люди употребляют термин «стрессоустойчивость» также часто, как и «стресс». Но опять же многие не знают, что означает этот термин. «Стрессоустойчивость» является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха деятельности. Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средс
Введение. 3
Глава 3. Виды стресса. 7
Глава 4. Психологический стресс. 9
Глава 5. Стрессоустойчивость. Устойчивость к стрессу, как личностное свойство. 13
Глава 6. Способы саморегуляции психологического состояния. 16
Заключение. 17
Литература. 18
Приложение 1. 20
а) комплекс психологических реакций, определяющийся как процесс восприятия и переработки личностно значимой для индивида информации;
б) процесс психологической
адаптации к эмоционально-
в) состояние психической дезадаптации, которое ведет к нарушению регуляции поведенческой активности субъекта.
Каждое из этих трех состояний сближаются с общими фазами развития стресса, но оцениваются по психологическим, а не соматическим проявлениям. [2]
По способу реакции на стресс выделяют две основные группы людей.
Первая отличается усилением эмоционально-двигательной, поведенческой активности при экстремальных воздействиях.
Защитные поведенческие акты людей первой группы проявляются:
Вторая группа людей отличается уменьшением эмоционально-двигательной, поведенческой активности при экстремальных воздействиях.
Для людей этой группы характерно снижение эмоционально-двигательной активности, уменьшение побудительной роли волевых процессов. Если активное реагирование направлено на удаление экстремального фактора (агрессия, бегство), то пассивное реагирование — на его пережидание. Примерами неадекватного реагирования могут быть случаи, описанные К. М. Гуревичем и В. Ф. Матвеевым. Опытный оператор московской энергосистемы получил известие об аварии, которая могла повлечь за собой нарушение энергоснабжения важного объекта, сел в кресло и безмолвно, в полном оцепенении просидел, пока авария не была ликвидирована другими операторами. [6]
Следующий вид психологического стресса – информационный стресс. Важным фактором развития информационного стресса является состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта, которые обусловливают личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности к ее преодолению, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и так далее.
Информационный стресс по своей природе, является разновидностью профессионального стресса. Причины возникновения связаны с экстремальными воздействиями факторов рабочего процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей трудовой деятельности. В основе информационного стресса лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. Развитие информационного стресса у человека связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными событиями в его жизни. [2]
Общепринятая классификация информационного стресса включает следующие его виды:
Все вышеперечисленные виды стрессов представляют собой в совокупности информационный нагрузки, как следствие информационный стресс. [3]
Глава 5. Стрессоустойчивость. Устойчивость к стрессу, как личностное свойство.
Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу — тот уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается, а также критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается. [14]
Устойчивое поведение человека в условиях стресса является одним из важных психологических факторов обеспечения успешного преодоления стресса. [3]
Достаточно трудно дать простое и исчерпывающее определение стрессоустойчивости, которое охватывало бы все аспекты жизнедеятельности человека. Некоторые авторы, например, под стрессоустойчивостью понимают «индивидуальную способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора». [14] Также в настоящее время нет ясности в понимании сущности стрессоустойчивости и роли психики в ее обеспечении. Поэтому ученные рассматривали понятие «стрессоустойчивость» через понятие «эмоциональной устойчивости».
Ряд авторов эмоциональную устойчивость связывают с характеристиками темперамента. Другие исследователи считают эмоциональную устойчивость проявлением волевых характеристик личности. М.И. Дьяченко и его коллеги и К. Изарда считают, что важным фактором эмоциональной устойчивости является содержание и уровень эмоций, чувств, переживаний в экстремальной обстановке. П.Б. Зильберман считает, что эмоциональная устойчивость – это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивида, которое обеспечивает успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке. (2)
«Таким образом, многие авторы отмечают, что эмоциональная устойчивость как свойство психики отражает способность человека успешно осуществлять необходимую деятельность (жизнедеятельность) в сложных условиях». [3, 300 с.] М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко считают, что очень важно определить роль психики в стрессоустойчивости. По мнению авторов, эмоциональными детерминантами стрессоустойчивого поведения являются:
Результаты исследований показывают, что эмоциональная устойчивость как качество личности является единством компонентов:
а) мотивационного;
б) эмоционального;
в) волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий;
г) интеллектуального — оценка и определение требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий. (3)
Эмоциональная устойчивость личности в экстремальных условиях обеспечивает переход психики на новый уровень активности – такая перестройка мотивационных, регуляторных и исполнительных функций позволяет не только сохранить, но даже улучшить эффективность профессиональной деятельности.
Попытки установить универсальный принцип разделения людей на устойчивых и неустойчивых к воздействию стресса, предпринимались рядом исследователей. Например, г. Селье активное и пассивное поведение при стрессе связывал с индивидуальными гормональными различиями.
Также делались попытки связать стрессоустойчивость с другими свойствами личности. Например, А. М. Боковиков показал, что уровень стрессоустойчивости не связан с показателями интро-экстраверсии, но имеет обратную корреляционную связь со степенью нейротизма. (2)
Таким образом, стрессоустойчивость – это интегративное свойство человека, которое:
Таким образом, стрессоустойчивость представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. [3]
В заключение данного главы следует отметить, что главная трудность в определении стрессоустойчивости человека возникает при оценке его реакций на психологические факторы. Если можно относительно подобрать критерии устойчивости человека в отношении стрессоров физической или химической природы, то сделать это в отношении психологических стрессоров гораздо труднее.
Глава 6. Способы саморегуляции психологического состояния.
Чем лучше человек умеет регулировать свое поведение в экстремальных ситуациях, тем выше у него стрессоустойчивость. Существуют техники по преодолению стрессового воздействия такие как:
− изменение неадекватных убеждений;
− изменение нежелательных мыслей. [13]
4. положительная и отрицательная установка, направленная на решение путей выхода из стрессовой ситуации.
5. техника мышечной релаксации.
6. изменение мыслей и убеждений и так далее. (Приложение 1). [14]
Существует огромное количество техник повышения стрессоустойчивости, но все они являются составляющими 3 основных: тренинг, дыхательные техники и мышечная релаксация.
Заключение.
Стресс – это неотъемлемая часть адаптации человека к окружающей его действительности. Стресс сопровождает человека на протяжении всей его жизни и является положительной ее стороной. Физиологический стресс позволяет индивиду приспособиться к воздействию стрессоров физического и химического происхождения, таким как голод, жара, жажда, холод и так далее. Социальный стресс способствует адаптации к социальным воздействиям, например, финансовые трудности, ситуации конфликта с окружающими людьми и тому подобное. Психологический же стресс, связанный с эмоциональным напряжением и информационными перегрузками, направлен на снижение данных факторов и способствуют сохранению деятельности и адекватного поведения. Но если есть плюсы, значит должны быть и минусы. Если воздействие стрессогенного фактора продолжительно и непрерывно, то стресс трансформируется в дистресс и разрушающе воздействует на организм.
Стрессоустойчивость – это свойство личности, которое позволяет регулировать свое поведение во время действия стрессора. Умение регулировать свое поведение во время стресса позволяет снизить воздействие стрессогенного фактора. Для этого было создано множество техник, которые позволяют снизить влияние стресса на организм, а значит, и развить умения регулировки поведения. Следовательно, с помощью этих техник можно повышать уровень стрессоустойчивости.
Литература.
Приложение 1.
Дыхательные упражнения. Выполнение:
Информация о работе Стресс и техники повышения стрессоустойчивости