Стресс как психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Изучение теоретических основ стресса, методов борьбы со стрессом и предотвращением его неблагоприятных последствий.
Задачи курсовой работы:
1. Дать определение понятию стресс;
3. Рассмотреть причины возникновения стресса;
4. Описать механизм стресса ;
5. Дать характеристику формам проявления стресса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………… 2 стр.
Глава 1. Стресс как психологический феномен
1.1.Происхождение понятия стресс. Теории стресса……………………………….7 стр.
1.2 Классификация видов стресса………………………………………………….11 стр.
1.3 Физиологический механизм стресса…………………………………………...17 стр.
Глава 2. Стресс как психологическое состояние личности
2.1.Причины возникновения стресса. ……………………………………………..20 стр.
2.2. Способы борьбы со стрессом………………………………………………….28 стр.
2.3. Формы проявления стресса…………………………………………………….34 стр.
2.3.1 Поведенческие…………………………………………………………………34 стр.
2.3.2. Интеллектуальные…………………………………………………………….36 стр.
2.3.3 Физиологические………………………………………………………………38 стр.
2.3.4 Эмоциональные………………………………………………………………..39 стр.
2.4. Предотвращение неблагоприятных последствий стресса……………………41 стр.
Заключение…………………………………………………………………………..44 стр.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2Срб-21 Психология стресса Золотова.docx

— 62.61 Кб (Скачать файл)

 Содержание.

Введение……………………………………………………………………………… 2 стр.

Глава 1. Стресс как психологический  феномен

1.1.Происхождение понятия стресс. Теории стресса……………………………….7 стр.

1.2  Классификация видов  стресса………………………………………………….11 стр.

1.3 Физиологический механизм стресса…………………………………………...17 стр.

Глава  2. Стресс как психологическое  состояние личности

2.1.Причины возникновения  стресса. ……………………………………………..20 стр.

2.2. Способы борьбы со стрессом………………………………………………….28 стр.

2.3. Формы проявления стресса…………………………………………………….34 стр.

2.3.1 Поведенческие…………………………………………………………………34 стр.

2.3.2. Интеллектуальные…………………………………………………………….36 стр.

2.3.3 Физиологические………………………………………………………………38 стр.

2.3.4 Эмоциональные………………………………………………………………..39 стр.

 

2.4. Предотвращение неблагоприятных последствий стресса……………………41 стр.

Заключение…………………………………………………………………………..44 стр.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель курсовой работы: Изучение теоретических основ стресса, методов борьбы со стрессом и предотвращением его неблагоприятных последствий.

Задачи курсовой работы:

1.         Дать определение понятию стресс;

3.         Рассмотреть причины возникновения стресса;

4.         Описать механизм стресса ;

5.          Дать характеристику формам проявления  стресса;

Объект курсовой работы : Стресс как психологический феномен.

Предмет курсовой работы : Психология стресса.

Сейчас слово "стресс" чаще понимают в узком смысле слова. Т. е. стресс - это напряжение, которое  возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной  ситуации.

Стресс, является типичным явлением XXI века. Сложная работа, длинные  очереди, растущие цены, пробки на дорогах, конфликты с соседями и служителями  правопорядка, экзамены и тестировавние, воспитание детей, прогулки по темным улицам, встреч с хулиганами — все  это провоцирует нервное потрясение. Тем не менее психологи уверены, что в некоторых случаях стрессовое состояние действует на организм позитивно: например, любимое дело придает  жизни какой-то смысл, а наличие  угрозы стимулирует мозговую деятельность. Таким образом, стресс может оказаться  полезным для здоровья, но только в  ограниченном количестве

Наше время – это  время стрессов и страстей. Их провоцируют  как личные проблемы, так и положение  в государстве, снижение уровня жизни, ломка привычных социальных стереотипов. В последнее время слово "стресс" употребляется не только в специальной  литературе, но и на страницах популярных

газет и журналов. Существуют механизмы и проявления стресса, которые всем нужно знать. Исследования канадского физиолога Ганса Селье  показали, что некоторая часть  стресса может быть даже полезной. Она мобилизует организм и способствует лучшему приспособлению человека к  изменяющимся условиям. В небольших  дозах Ганс Селье называет его "острой приправой к повседневной пище жизни". Но если стресс очень сильный и  долго длится, то это перегружает  адаптационные возможности организма  и приводит к психологическим  и физиологическим "поломкам" в организме

 Стресс или состояние  психического напряжения, которое  возникает у человека под действием  внешних раздражителей. Организм  отвечает на них различными  защитными реакциями: учащение  пульса, повышение давления и  т.п. Последствия воздействия  стресса на организм могут  быть очень серьезными.

 

Психическое перенапряжение может привести к психосоматическим  заболеваниям (это и язва желудка, гастрит, астма, гипертония, диабет и  пр.).

Жизнь людей 21 века настолько  активна и настолько насыщена разнообразными событиями, что зачастую у людей просто нет времени  оглянуться на проделанную работу и  прожитые дни, подумать о чем-то приятном и отдохнуть, именно поэтому стресс становится самой страшной болезнью 21 века. При этом, несмотря на привычку к жизни в постоянном напряжении, последствия стресса не становятся менее значимыми, напротив, они усугубляются и оказывают влияние на здоровье человека

Стресс – это главная  проблема современного человека, так  как стрессовые ситуации настолько  прочно вошли в нашу жизнь, что  мы практически полностью перестали  их замечать. Однако влияние стресса  является пагубным, в результате постоянного  нервного напряжения развиваются разнообразные  заболевания, ухудшаются взаимоотношения  с окружающими, и жизнь попросту теряет вкус и яркие краски.

По мнению некоторых специалистов, стресс человека возникает в качестве естественной реакции на изменения окружающего мира, при этом данный механизм призван помочь человеку приспособиться к переменам, однако с другой стороны, при длительном пребывании в таких условиях возникают так называемые побочные эффекты стрессов – разнообразные психологические заболевания и даже травмы нервной системы, которые сложно переживает любой человек, а в особенности дети, для которых управление стрессом попросту невозможно из-за незрелости реакций и психики в целом.

Как правило, вред стресса  понимают многие люди, однако бороться с ним максимально рано начинают лишь единицы, однако отсутствие своевременно принятых мер приводит к плачевным  последствиям. Например, несвоевременное  преодоление стресса может привести к таким последствиям, как неврозы  разной этиологии, депрессивные состояния  и даже суицидальные, которые широко распространены в обществе среди  людей любого возраста, в том числе  и среди молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Стресс как психологический  феномен.

2.1. Происхождение понятия стресс. Теории стресса.

Впервые термин «стресс» появился в журнале Psychological Abstracts в 1944 году

Некоторые авторы утверждают, что употреблять термин, каким  мы его знаем, начали относительно недавно. Д. Поллок полагает, что хотя данный термин использовали на протяжении всего XIX века и связывали в целом  с плохим здоровьем, он превратился  в официальный только в последние  несколько десятилетий. Многие согласны, что популярность это понятие приобрело начиная со Второй мировой войны

Большинство приписывают  популяризацию понятия «стресс» Гансу Селье, который в последние 50 лет много писал на тему стресса . Будучи биологом, Г. Селье рассматривал стресс с физиологических позиций, как неспецифическую реакцию  организма на любое предъявляемое  к нему требование. Под этим он понимал  то, что существует типовая реакция  на различные виды стрессоров, и  он назвал этот набор реакций общим  адаптационным синдромом истощения.

Г. Селье назвал воздействия, которые вызывают стрессовую реакцию, стрессорами, подразумевая, что нечто  является стрессором, если оно вызывает реакцию стресса. Подобные определения  критикуют как тавтологические (замкнутые). Идею неспецифичности также подвергали сомнению .

Внося еще большую путаницу, сам Селье впоследствии заявлял, что использование им термина  «стресс» применительно только к  реакции обязано тому факту, что  его английский был не настолько  хорошим, чтобы провести разграничение  между словами «стресс» и «напряжение».

Хотя сейчас считают, что  психологические реакции на стресс отличаются значительно большей

сложностью, чем предполагал  Г. Селье, его работа оказала огромное влияние на то, что это понятие  стало теперь таким популярным.

Несомненно, что в то время  сложно было комплексно изучать влияние  стресса на организм человека, однако ценной заслугой Селье необходимо считать  признание факта психофизиологической природы стресса, а также обобщение  проведенных ранее исследований о схожести физиологической реакции  в ответ на широкий спектр внешних  воздействий. Однако Селье не был  единственным ученым, кто разрабатывал эту проблему. Влияние внешних  раздражителей на организм человека и его ответную реакцию изучали  такие физиологи и невропатологи, как Кеннон, Павлов.

Кеннон еще в 1914 году предвосхитил работы Селье и описал один из специфических  аспектов стрессовой реакции – нейроэндокринный процесс. Он исследовал феномен, который  впоследствии назвал реакцией «борьбы-бегства». Основную роль в этой реакции играет мозговой слой надпочечников. Реакция  «борьбы-бегства» рассматривалась  им как мобилизация всего организма, подготавливающая его, а особенно мышечные структуры, к действию в ответ  на возникшую ситуацию. Этот механизм позволял либо бороться с угрозой, либо убежать от нее.

Селье начал свою работу практически одновременно с  Кенноном, но пришел к несколько другим выводам. По результатам экспериментов он обосновал идею о двух видах реагирования организма: специфическое реагирование на каждый конкретный раздражитель и  неспецифическая генерализованная реакция (общий адаптационный синдром) в ответ на любые, положительные  или отрицательные воздействия. Селье выделял три стадии прохождения  адаптационного синдрома, каждая из которых  характеризовалась использованием одного из двух типов адаптационной  энергии: поверхностного или глубокого. В целом, общий адаптационный  синдром – это усилие организма  приспособиться к изменившимся условиям за счет включения выработанных в  процессе эволюции специальных механизмов защиты. Таким образом, все болезнетворные воздействия предъявляют требования к неспецифической перестройке, адаптации к возникшей ситуации, какой бы она ни была.

Открытие закономерностей  изменений высшей нервной деятельности в ситуациях завышенного функционирования организма принадлежит русскому физиологу Павлову. Согласно его  теории экспериментального невроза, «при определенных внешних воздействиях, требующих максимального функционального  напряжения высшей нервной деятельности, происходит срыв нервного процесса в  сторону торможения или в сторону  возбуждения». Срыв в сторону торможения приводит к общей вялости живого существа, нарушению безусловно рефлекторной деятельности, в крайних случаях  к смерти. Срыв же в сторону возбуждения, наоборот, вызывает общее двигательное возбуждение, нарушение сна. В настоящее  время экспериментально подтверждены случаи срывов высшей нервной деятельности в ситуациях функционального  перенапряжения.

Однако после событий  Второй Мировой войны термин «стресс» стал настолько популярен, что было решено переименовать его в «эмоциональный стресс». В содержание этого термина  включали так много различных  понятий: и первичные эмоционально-психические  реакции, и эмоционально-психические  синдромы, возникающие на основе телесных повреждений, и аффективные стрессовые реакции, и лежащие в их основе физиологические процессы – что  это привело к смешению психофизиологическиго  и физиологического значений данного  явления.

Исследование, проведенные  данными авторами, позволили объединить разрозненные знания о реагирование организма человека на всевозможные внешние раздражители и выделить ряд основных положений, характеризующих  формирование стрессовой реакции. Хотя до сих пор нет единства ни в  точном определении термина «стресс», ни в факторах, его вызывающих, ни в видах, на которые его можно  подразделить, все же многочисленные разработки в данной области позволяют  диагностировать состояние стресса  у человека и определять методы его снятия.

 

 

1.2 Классификация видов стресса.

В соответствии с двумя  видами стрессоров различают физиологический  стресс и психологический. Последний  подразделяют на информационный и эмоциональный.

О физиологическом стрессе, в частности и о его механизме, сообщается в отдельном пункте.

1.Информационный стресс  возникает в ситуации информационных  перегрузок, когда человек не  справляется с задачей, не успевает  принимать верные решения в  требуемом темпе при высокой  ответственности за последствия  принятых решений. Анализируя  тексты, решая те или другие  задачи, человек перерабатывает  информацию. Завершается этот процесс  принятием решения. Объем перерабатываемой  информации, ее сложность, необходимость  часто принимать решения - все  это и составляет информационную  нагрузку. Если она превосходит  возможности человека при его  высокой заинтересованности в  выполнении данной работы, то  говорят об информационной перегрузке.

2.Эмоциональный стресс  как частный случай психологического  стресса вызывается сигнальными  раздражителями. Он появляется в  ситуации угрозы, обиды и др., а  также в условиях так называемых  конфликтных ситуаций, в которых  животное и человек длительное  время не могут удовлетворить  свои биологические или социальные  потребности. Универсальными психологическими  стрессорами, вызывающими эмоциональный  стресс у человека, являются словесные  раздражители. Они способны оказывать  особенно сильное и продолжительное  действие (длительно действующие  стрессоры).

 

Стрессы так же можно подразделить и на:

• Эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;

• Кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;

Стрессы бывают эмоционально отрицательные и эмоционально положительные. Как ни странно, такие радостные  события, как свадьба или выигрыш  любимой команды, тоже по сути факторы  стресса, вызывающие бурю эмоций и выброс адреналина. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и контролируется, обычно в этих случаях опасности  нет: организм сможет быстро отдохнуть  и восстановиться после взрыва активности всех систем. Известны, правда, факты, когда  сильные положительные эмоции у  людей со слабым здоровьем приводили  к серьезным последствиям, вплоть до инсультов и инфарктов, но это  все-таки случаи уникальные и мы их обсуждать не станем. Говоря "борьба со стрессом", "последствия стресса", имеется ввиду эмоционально отрицательный  тип стресса.

Информация о работе Стресс как психологический феномен