Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: Изучение теоретических основ стресса, методов борьбы со стрессом и предотвращением его неблагоприятных последствий.
Задачи курсовой работы:
1. Дать определение понятию стресс;
3. Рассмотреть причины возникновения стресса;
4. Описать механизм стресса ;
5. Дать характеристику формам проявления стресса.
Введение……………………………………………………………………………… 2 стр.
Глава 1. Стресс как психологический феномен
1.1.Происхождение понятия стресс. Теории стресса……………………………….7 стр.
1.2 Классификация видов стресса………………………………………………….11 стр.
1.3 Физиологический механизм стресса…………………………………………...17 стр.
Глава 2. Стресс как психологическое состояние личности
2.1.Причины возникновения стресса. ……………………………………………..20 стр.
2.2. Способы борьбы со стрессом………………………………………………….28 стр.
2.3. Формы проявления стресса…………………………………………………….34 стр.
2.3.1 Поведенческие…………………………………………………………………34 стр.
2.3.2. Интеллектуальные…………………………………………………………….36 стр.
2.3.3 Физиологические………………………………………………………………38 стр.
2.3.4 Эмоциональные………………………………………………………………..39 стр.
2.4. Предотвращение неблагоприятных последствий стресса……………………41 стр.
Заключение…………………………………………………………………………..44 стр.
Список литературы.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Стресс как психологический феномен
1.1.Происхождение понятия стресс. Теории стресса……………………………….7 стр.
1.2 Классификация видов стресса………………………………………………….11 стр.
1.3 Физиологический механизм стресса…………………………………………...17 стр.
Глава 2. Стресс как психологическое состояние личности
2.1.Причины возникновения стресса. ……………………………………………..20 стр.
2.2. Способы борьбы со стрессом………………………………………………….28 стр.
2.3. Формы проявления стресса…………………………………………………….34 стр.
2.3.1 Поведенческие……………………………………………
2.3.2. Интеллектуальные……………………………………
2.3.3 Физиологические………………………………………
2.3.4 Эмоциональные……………………………………………
2.4. Предотвращение неблагоприятных последствий стресса……………………41 стр.
Заключение……………………………………………………
Список литературы.
Цель курсовой работы: Изучение теоретических основ стресса, методов борьбы со стрессом и предотвращением его неблагоприятных последствий.
Задачи курсовой работы:
1.
Дать определение понятию
3. Рассмотреть причины возникновения стресса;
4. Описать механизм стресса ;
5.
Дать характеристику формам
Объект курсовой работы : Стресс как психологический феномен.
Предмет курсовой работы : Психология стресса.
Сейчас слово "стресс"
чаще понимают в узком смысле слова.
Т. е. стресс - это напряжение, которое
возникает при появлении
Стресс, является типичным явлением
XXI века. Сложная работа, длинные
очереди, растущие цены, пробки на дорогах,
конфликты с соседями и служителями
правопорядка, экзамены и тестировавние,
воспитание детей, прогулки по темным
улицам, встреч с хулиганами — все
это провоцирует нервное
Наше время – это время стрессов и страстей. Их провоцируют как личные проблемы, так и положение в государстве, снижение уровня жизни, ломка привычных социальных стереотипов. В последнее время слово "стресс" употребляется не только в специальной литературе, но и на страницах популярных
газет и журналов. Существуют
механизмы и проявления стресса,
которые всем нужно знать. Исследования
канадского физиолога Ганса Селье
показали, что некоторая часть
стресса может быть даже полезной.
Она мобилизует организм и способствует
лучшему приспособлению человека к
изменяющимся условиям. В небольших
дозах Ганс Селье называет его "острой
приправой к повседневной пище жизни".
Но если стресс очень сильный и
долго длится, то это перегружает
адаптационные возможности
Стресс или состояние
психического напряжения, которое
возникает у человека под
Психическое перенапряжение может привести к психосоматическим заболеваниям (это и язва желудка, гастрит, астма, гипертония, диабет и пр.).
Жизнь людей 21 века настолько активна и настолько насыщена разнообразными событиями, что зачастую у людей просто нет времени оглянуться на проделанную работу и прожитые дни, подумать о чем-то приятном и отдохнуть, именно поэтому стресс становится самой страшной болезнью 21 века. При этом, несмотря на привычку к жизни в постоянном напряжении, последствия стресса не становятся менее значимыми, напротив, они усугубляются и оказывают влияние на здоровье человека
Стресс – это главная
проблема современного человека, так
как стрессовые ситуации настолько
прочно вошли в нашу жизнь, что
мы практически полностью
По мнению некоторых специалистов, стресс человека возникает в качестве естественной реакции на изменения окружающего мира, при этом данный механизм призван помочь человеку приспособиться к переменам, однако с другой стороны, при длительном пребывании в таких условиях возникают так называемые побочные эффекты стрессов – разнообразные психологические заболевания и даже травмы нервной системы, которые сложно переживает любой человек, а в особенности дети, для которых управление стрессом попросту невозможно из-за незрелости реакций и психики в целом.
Как правило, вред стресса
понимают многие люди, однако бороться
с ним максимально рано начинают
лишь единицы, однако отсутствие своевременно
принятых мер приводит к плачевным
последствиям. Например, несвоевременное
преодоление стресса может
Глава 1. Стресс как психологический феномен.
2.1. Происхождение понятия стресс. Теории стресса.
Впервые термин «стресс» появился в журнале Psychological Abstracts в 1944 году
Некоторые авторы утверждают, что употреблять термин, каким мы его знаем, начали относительно недавно. Д. Поллок полагает, что хотя данный термин использовали на протяжении всего XIX века и связывали в целом с плохим здоровьем, он превратился в официальный только в последние несколько десятилетий. Многие согласны, что популярность это понятие приобрело начиная со Второй мировой войны
Большинство приписывают
популяризацию понятия «стресс»
Гансу Селье, который в последние
50 лет много писал на тему стресса
. Будучи биологом, Г. Селье рассматривал
стресс с физиологических позиций,
как неспецифическую реакцию
организма на любое предъявляемое
к нему требование. Под этим он понимал
то, что существует типовая реакция
на различные виды стрессоров, и
он назвал этот набор реакций общим
адаптационным синдромом
Г. Селье назвал воздействия,
которые вызывают стрессовую реакцию,
стрессорами, подразумевая, что нечто
является стрессором, если оно вызывает
реакцию стресса. Подобные определения
критикуют как тавтологические (замкнутые).
Идею неспецифичности также
Внося еще большую путаницу, сам Селье впоследствии заявлял, что использование им термина «стресс» применительно только к реакции обязано тому факту, что его английский был не настолько хорошим, чтобы провести разграничение между словами «стресс» и «напряжение».
Хотя сейчас считают, что психологические реакции на стресс отличаются значительно большей
сложностью, чем предполагал Г. Селье, его работа оказала огромное влияние на то, что это понятие стало теперь таким популярным.
Несомненно, что в то время
сложно было комплексно изучать влияние
стресса на организм человека, однако
ценной заслугой Селье необходимо считать
признание факта
Кеннон еще в 1914 году предвосхитил
работы Селье и описал один из специфических
аспектов стрессовой реакции – нейроэндокринный
процесс. Он исследовал феномен, который
впоследствии назвал реакцией «борьбы-бегства».
Основную роль в этой реакции играет
мозговой слой надпочечников. Реакция
«борьбы-бегства» рассматривалась
им как мобилизация всего
Селье начал свою работу
практически одновременно с Кенноном,
но пришел к несколько другим выводам.
По результатам экспериментов он
обосновал идею о двух видах реагирования
организма: специфическое реагирование
на каждый конкретный раздражитель и
неспецифическая
Открытие закономерностей
изменений высшей нервной деятельности
в ситуациях завышенного
Однако после событий
Второй Мировой войны термин «стресс»
стал настолько популярен, что было
решено переименовать его в «
Исследование, проведенные
данными авторами, позволили объединить
разрозненные знания о реагирование
организма человека на всевозможные
внешние раздражители и выделить
ряд основных положений, характеризующих
формирование стрессовой реакции. Хотя
до сих пор нет единства ни в
точном определении термина «стресс»,
ни в факторах, его вызывающих, ни
в видах, на которые его можно
подразделить, все же многочисленные
разработки в данной области позволяют
диагностировать состояние
1.2 Классификация видов стресса.
В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический стресс и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный.
О физиологическом стрессе, в частности и о его механизме, сообщается в отдельном пункте.
1.Информационный стресс
возникает в ситуации
2.Эмоциональный стресс
как частный случай
Стрессы так же можно подразделить и на:
• Эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
• Кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;
Стрессы бывают эмоционально отрицательные и эмоционально положительные. Как ни странно, такие радостные события, как свадьба или выигрыш любимой команды, тоже по сути факторы стресса, вызывающие бурю эмоций и выброс адреналина. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и контролируется, обычно в этих случаях опасности нет: организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем. Известны, правда, факты, когда сильные положительные эмоции у людей со слабым здоровьем приводили к серьезным последствиям, вплоть до инсультов и инфарктов, но это все-таки случаи уникальные и мы их обсуждать не станем. Говоря "борьба со стрессом", "последствия стресса", имеется ввиду эмоционально отрицательный тип стресса.