Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: Изучение теоретических основ стресса, методов борьбы со стрессом и предотвращением его неблагоприятных последствий.
Задачи курсовой работы:
1. Дать определение понятию стресс;
3. Рассмотреть причины возникновения стресса;
4. Описать механизм стресса ;
5. Дать характеристику формам проявления стресса.
Введение……………………………………………………………………………… 2 стр.
Глава 1. Стресс как психологический феномен
1.1.Происхождение понятия стресс. Теории стресса……………………………….7 стр.
1.2 Классификация видов стресса………………………………………………….11 стр.
1.3 Физиологический механизм стресса…………………………………………...17 стр.
Глава 2. Стресс как психологическое состояние личности
2.1.Причины возникновения стресса. ……………………………………………..20 стр.
2.2. Способы борьбы со стрессом………………………………………………….28 стр.
2.3. Формы проявления стресса…………………………………………………….34 стр.
2.3.1 Поведенческие…………………………………………………………………34 стр.
2.3.2. Интеллектуальные…………………………………………………………….36 стр.
2.3.3 Физиологические………………………………………………………………38 стр.
2.3.4 Эмоциональные………………………………………………………………..39 стр.
2.4. Предотвращение неблагоприятных последствий стресса……………………41 стр.
Заключение…………………………………………………………………………..44 стр.
Список литературы.
Интересная классификация поведенческих проявлений эмоциональной напряженности, которые имеют место и при стрессе:
+ импульсивная (возбудимая) форма, связанная с чрезмерным возбуждением и понижением активности тормозного процесса, временным ухудшением дифференцировок. При этом преобладают ошибочные поспешные действия, появляется суетливость;
+ тормозная («торпидная») форма обусловливается общей заторможенностью на основе развития охранительного торможения из- за значительного понижения ресурсов нервной системы;
+ генерализованная («гипобулическая») форма, характеризуемая непредсказуемостью, паническими действиями, стремлением не бороться с опасностью, а избежать ее любым путем. При этом имеют место алогичные решения, беспорядочное поведение, в том числе реверсивные действия («действия наоборот») — поступки вопреки здравому смыслу.
2.3.2 Интеллектуальные формы проявления стресса.
При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.
Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессор- ная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.
В несколько меньшей степени
страдает функция памяти. Тем не
менее постоянная загруженность
сознания обсуждением причин стресса
и поиском выхода из него снижает
емкость оперативной памяти, а
измененный при стрессе гормональный
фон вносит нарушения в процесс
воспроизведения необходимой
Следует также отметить возможное
нарушение нормального
В. JI. Марищук и В. И. Евдокимов пишут, что многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты. Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний.
Дело осложняется и
в связи с тем, что доминанта
(пока она функционирует и
А. Ухтомский, доминанта действует
по особым законам — она усиливается
независимо от того, положительные
или отрицательные воздействия
на нее направлены. На языке психологии
это означает, что убедительные аргументы
порой отбрасываются, а ошибочные
мотивы торжествуют. Характерно, что
когда напряженность
2.3.3. Физиологические проявления стресса.
Физиологические проявления
стресса касаются почти всех систем
органов человека — пищеварительной,
сердечно-сосудистой и дыхательной.
Однако в поле зрения исследователей
чаще всего оказывается сердечно-
+ повышение частоты пульса
или изменение его
+ повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;
+ снижение электрического сопротивления кожи и т. д.
Описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), можно отметить резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д.. Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания: + боли в сердце и других органах; >- затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;
Нарушения нормальной деятельности
отдельных органов и их систем,
с одной стороны, и отражение
этих нарушений в сознании, с другой
стороны, приводят к комплексным
физиологическим и
2.3.4 Эмоциональные проявления стресса.
Эмоциональные проявления стресса
затрагивают различные стороны
психики. В первую очередь это
касается характеристик общего эмоционального
фона, который приобретает
На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.
Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д.
При наличии определенных
предпосылок все вышеописанные
изменения выходят за пределы
психологической нормы и
Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов.
2.4 Предотвращение неблагоприятных последствий стресса.
Стрессы оказывают отрицательное влияние, как на психологическое состояние, так и на физическое здоровье человека.
Стресс дезорганизует
деятельность человека, его поведение,
приводит к разнообразным
Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они являются главными факторами риска при проявлении и обострении многих заболеваний. Наиболее часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижение иммунитета.
Гормоны, которые вырабатываются при стрессе, необходимые в физиологических количествах для нормальной работы организма, в больших количествах вызывают множество нежелательных реакций, ведущих к заболеваниям и даже к гибели. Их негативное действие усугубляется тем, что современный человек в отличие от первобытного при стрессе редко пускает в ход мышечную энергию. Поэтому биологически активные вещества еще долго циркулируют в крови в повышенных концентрациях, не давая успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам.
Ряд очень авторитетных ученых даже считают, что стресс является основным фактором возникновения рака и других онкологических заболеваний.
Хронический стресс, в частности, длительное психологическое напряжение, депрессии также могут приводить к вышеуказанным заболеваниям. Возникло даже новое направление в медицине, получившее название психосоматическая медицина, рассматривающая всевозможные формы стресса как основной или сопутствующий патогенетический фактор очень многих (если не всех) заболеваний.
Для защиты от неблагоприятных
последствий можно делать "прививки
от стресса":
* Регулярные физические упражнения не
менее 30 минут в день. Особенно рекомендуются
движение и физические упражнения на открытом
воздух, так как не только они, но и солнечный
свет, и свежий воздух способствуют выработке
в организме "гормонов счастья" эндорфинов.
* Простое, преимущественно вегетарианское
питание, которое не вызывает перегрузки
пищеварительной системы и благоприятно
сказывается на здоровье, способствует
подъему энергии, выносливости и эффективной
деятельности.
* Отказаться от курения, употребления
алкоголя, кофеина и других вредных для
здоровья веществ. Все они вызывают неблагоприятные
сдвиги в нервной системе, часто уже на
следующий день.
* Полноценный отдых. Сюда относятся как
спокойный ночной сон, так и регулярный
отдых и восстановление сил.
* Использование воды. Принимайте каждое
утро горячий душ; завершая его холодным
обливанием, Пейте достаточное количество
воды; чтобы моча была светлой (6-8 стаканов
в день).
* Стабильные жизненные ценности - религиозная
вера,: счастливый семейный очаг, верные
друзья, приносящая удовлетворение работа,
наличие цели жизни - все это защищает
вас от стресса.
* Позитивное мышление. Представьте себе
человека, который в проливной дождь идет
на работу, проклиная все на свете. В то
же время трое детей радостно шлепают
по лужам, нисколько не огорченные ненастной
погодой. У кого больше стресс? Обстоятельства
одни и те же, но отношение к ним разное.
Заключение
Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика.
Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.
Активность – единственная возможность покончить со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.
Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.
Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно можно освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в нашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Можно заняться спортом, хобби и т.д.
Стресс - это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни.
Список Литературы.
1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию
2. Дрижака А.Г. Психодиагностика одаренности к скоростно-силовым видам спорта. Ростов на дону: Из-во Ростовского пед. унта,1996.
3. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983.
4. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента (Management). Издательство: Дело, 1997 г. 704 стр
5. Никитюк Б.А. Интегральные подходы в возрастной и спортивной антропологии/ Б.А.Никитюк - М.: Институт психологии РАН, 1999.
6. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. / Учебник для студентов биологических, психологических, медицинских факультетов университетов / Е.И. Николаева. - Новосибирск: Лада, 2001.
7. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов.
8. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 3-е изд. перераб. и
доп. – М.: Просвещение 1981.
9. Озеров В.П. Психомоторные способности человека/ В.П. Озеров - Дубна: Феникс, 2002.
10. Орлов А.Д., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: Учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
11. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.- М.: Прогресс, 1979.- 392 с.
12. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999.- с.186
13. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960 .
14. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1979.
15. Суворова В.В. Психофизиология стресса.- М.: Педагогика, 1978.
16. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса / К. В. Судаков. - М. : 1981. - 322 с.
17. Шрайдер, К. Как снять стресс. 30 способов улучшить своё самочувствие за 3 минуты / К. Шрайдер. - М. : 1993