Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: Изучение теоретических основ стресса, методов борьбы со стрессом и предотвращением его неблагоприятных последствий.
Задачи курсовой работы:
1. Дать определение понятию стресс;
3. Рассмотреть причины возникновения стресса;
4. Описать механизм стресса ;
5. Дать характеристику формам проявления стресса.
Введение……………………………………………………………………………… 2 стр.
Глава 1. Стресс как психологический феномен
1.1.Происхождение понятия стресс. Теории стресса……………………………….7 стр.
1.2 Классификация видов стресса………………………………………………….11 стр.
1.3 Физиологический механизм стресса…………………………………………...17 стр.
Глава 2. Стресс как психологическое состояние личности
2.1.Причины возникновения стресса. ……………………………………………..20 стр.
2.2. Способы борьбы со стрессом………………………………………………….28 стр.
2.3. Формы проявления стресса…………………………………………………….34 стр.
2.3.1 Поведенческие…………………………………………………………………34 стр.
2.3.2. Интеллектуальные…………………………………………………………….36 стр.
2.3.3 Физиологические………………………………………………………………38 стр.
2.3.4 Эмоциональные………………………………………………………………..39 стр.
2.4. Предотвращение неблагоприятных последствий стресса……………………41 стр.
Заключение…………………………………………………………………………..44 стр.
Список литературы.
Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.
Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.
Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.
Долговременный стресс не
обязательно является следствием острого,
он часто возникает из-за малозначительных,
казалось бы, факторов, но постоянно
действующих и многочисленных (например,
неудовлетворенность работой, напряженые
отношения с коллегами и
Деление по видам стрессоров:
1. Внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.
2. Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.
3. Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.
Это по большей части “бытовая” классификация стрессов, которая применяется в обыденной жизни многими.
Однако существует и научный подход к классификации стрессов, над которыми работали:
Л.А Китаев-Смык, П.С. Гуревич, Ю.В. Щербаты, Ю.И. Савченков.
Итак,
Наиболее простой
Также Китаев-Смык выделяет
специфический вид –
П.С. Гуревич дает краткое описание так называемому военному стрессу. Он характеризуется слабой концентрацией внимания, повышенным уровнем гнева, сверхбдительностью. Военный стресс может проявляться и спустя несколько недель после возвращения человека в спокойную обстановку (домой). Возникают навязчивое желание возмездия, рассеянность, немотивированная агрессия, человек может уйти в запой. При пассивной форме, или «мнимой смерти», наблюдаются ослабление силы и тонуса мышц, общая слабость организма вплоть до полной потери контроля над движениями тела.
Ю.В. Щербатых, наряду с общепризнанным
психологическим, выделяет и такой
вид стресса, как профессиональный.
Его причинами могут быть перегрузка
работой, плохие условия труда, сложности
в общении в коллективе, отсутствие
перспективы развития, низкая оплата
труда, монотонная деятельность, а также
слабая загруженность или субъективное
ощущение недостаточной реализации
собственных творческих потенциалов.
Среди профессиональных стрессов он
выделяет учебный стресс, спортивный,
стресс медицинских работников, руководителей.
К факторам, вызывающим учебный стресс,
относятся сильная умственная нагрузка,
длительное сохранение статической
позы (сидячей), нарушение режимов
сна-бодрствования, эмоциональные переживания.
Этот процесс может привести к
повышению артериального
оплате. Стресс руководителя обычно вызывается некомпетентностью подчиненных, жесткой конкуренцией на современном рынке, высокой ответственностью за принимаемые решения, необходимостью учитывать огромный массив информации.
Ю.И. Савченков предлагает
разграничивать разные виды стресса
по стрессирующим агентам, которые
их вызывают. Наиболее значимыми он
выделяет экстремальные факторы, социальные
и эмоциональные. Однако подробно рассматривается
лишь эмоциональный стресс, который
возникает в ситуациях
1.3 Физиологический механизм стресса.
Развитие стресса, согласно концепции Г.Селье:
В развитии Общего адаптационного синдрома (ОАС) Г. Селье выделил три стадии:
Первая стадия ОАС - стадия тревоги (аларм-стадия). Эта стадия становления реакций адаптации. Реакция тревоги означает немедленную мобилизацию защитных ресурсов организма и одновременное угнетение тех функций, которые для выживания организма в условиях действия стрессорного фактора имеют меньшее значение, в частности, роста, регенерации, пищеварения, репродуктивных функций, лактации. Эта стадия характеризуется напряжением функций различных структур за счет мобилизации имеющихся резервов. Организм готовится к противодействию стрессорному фактору и, если эти резервы достаточны, то быстро развивается адаптация.
По мнению Г.Селье, именно эти неспецифические изменения составляют сущность стресса и проявляются в виде общего адаптационного синдрома.
Решающую роль в формировании ОАС
играет гипоталамус, активация которого
наступает при действии любого стрессора.
Гипоталамус - это орган центральной
нервной системы, который, получив
информацию о появлении стрессора,
запускает работу всей стресс-системы,
координирует эндокринные, метаболические
и поведенческие реакции
Вторая стадия, стадия тревоги возникает в момент действия стрессорного фактора, может продолжаться в течение 48 ч после начала воздействия стрессора. Ее выраженность зависит от силы и продолжительности действия раздражителя. Стадия тревоги подразделяется на две фазы: шока (потрясения) и контршока. В фазе шока возникает угроза всем жизненно важным функциям организма, при этом развиваются гипоксия, артериальная гипотензия, мы-шечная гипотония, гипотермия, гипогликемия, преобладают катаболические реакции в тканях над анаболиическими. В этот период сопротивляемость организма снижается, и если действия стрессора выходят за пределы компенсаторных возможностей организма, то может наступить смерть уже на этой стадии. Но если механизмы адаптации превалируют, то наступает фаза контршока.
Если действие стрессора не очень сильное, то возможно развитие сразу фазы контршока без предварительной фазы шока. Фаза контршока представляет собой переходный этап к следующей стадии ОАС – стадии резистентности.
Стадия резистентности характеризуется
перестройкой защитных систем организма,
адаптацией к действию стрессора. Резистентность
организма поднимается выше нормы
и не только к агенту, явившемуся
причиной стресса, но и к другим патогенным
раздражителям. Это может свидетельствовать
о неспецифичности стресс-
Исследования показывают,
что к физиологическим
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что при стрессе (будь то болезнь, боль, физическое страдание или эмоциональное потрясение – сильное, слабое, длительное, кратковременное) включаются сложнейшие нервные механизмы.
Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.
Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса:
Во-первых, в коре головного
мозга сформировался
Во-вторых, современный человек, в отличие от первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.
В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации.
Глава 2.
2.1. Причины возникновения стресса.
Ситуации, которые вызывают
в нашем организме стресс, называются
стресс-факторами. Возможно, некоторые
связывают стресс-факторы с
Стресс-фактор, независимо от того, положительный он или отрицательный, может вызывать стресс, но лишь в той мере, или частично в той мере, в какой воспринимается этот факторы.
Причины стресса могут
быть внешними и внутренними. Внешние
причины – это жизненные
Итак, список причин стресса: