Стресс как психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Изучение теоретических основ стресса, методов борьбы со стрессом и предотвращением его неблагоприятных последствий.
Задачи курсовой работы:
1. Дать определение понятию стресс;
3. Рассмотреть причины возникновения стресса;
4. Описать механизм стресса ;
5. Дать характеристику формам проявления стресса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………… 2 стр.
Глава 1. Стресс как психологический феномен
1.1.Происхождение понятия стресс. Теории стресса……………………………….7 стр.
1.2 Классификация видов стресса………………………………………………….11 стр.
1.3 Физиологический механизм стресса…………………………………………...17 стр.
Глава 2. Стресс как психологическое состояние личности
2.1.Причины возникновения стресса. ……………………………………………..20 стр.
2.2. Способы борьбы со стрессом………………………………………………….28 стр.
2.3. Формы проявления стресса…………………………………………………….34 стр.
2.3.1 Поведенческие…………………………………………………………………34 стр.
2.3.2. Интеллектуальные…………………………………………………………….36 стр.
2.3.3 Физиологические………………………………………………………………38 стр.
2.3.4 Эмоциональные………………………………………………………………..39 стр.
2.4. Предотвращение неблагоприятных последствий стресса……………………41 стр.
Заключение…………………………………………………………………………..44 стр.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2Срб-21 Психология стресса Золотова.docx

— 62.61 Кб (Скачать файл)

 

Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет  более тяжелые последствия.

Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой  он происходит. Крайняя степень острого  стресса - шок. В жизни каждого  человека были шокирующие ситуации.

Шок, острый стресс почти  всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно  действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженые отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

Деление по видам стрессоров:

1. Внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

2. Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

3. Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Это по большей части “бытовая”  классификация стрессов, которая  применяется в обыденной жизни  многими.

Однако существует и научный  подход к классификации стрессов, над которыми работали:

Л.А Китаев-Смык, П.С. Гуревич, Ю.В. Щербаты, Ю.И. Савченков.

Итак,

Наиболее простой представляется дихотомическая классификация Л.А  Китаева-Смыка, которая описывает  кратковременный и длительный стрессы. Кратковременный стресс по своим  симптомам похож на начальную  стадию длительного, только протекающую  более интенсивно. Кратковременный  стресс – это очень сильное  расходование так называемых поверхностных  адаптационных резервов организма  при затрагивании глубоких. Если развитие процесса происходит очень быстро, а поверхностных резервов не хватает, организм может погибнуть, даже имея большой запас глубоких адаптационных  резервов. В основе протекания длительного  стресса лежат те же механизмы, только менее интенсивные. Длительный стресс – это медленное, постепенное  расходование как поверхностной, так  и глубокой адаптационной энергии. Этот вид стресса может проходить  скрыто, так что обнаружить можно  только при специальном обследовании. Если же организм не успевает подстраиваться к сильным экстремальным воздействиям, то изменения могут привести к  развитию соматических или психических  заболеваний. Сам стресс может переходить в болезнь, при которой периоды  адаптации сменяются реадаптацией.

Также Китаев-Смык выделяет специфический вид – рефлекторно-эмоциональный  стресс, характеризующийся отсутствием  первичного повреждения или перенапряжения, первичного осознания, обдумывания  и понимания ситуации опасности  с преобладанием физиологических  или патофизиологических проявлений стресса. Этот вид можно определить при использовании большого числа  методик, измеряющих физиологические  показатели организма. Однако при возрастании  количества этих методик увеличивается  вероятность влияния этого исследования на протекание стресса и искажение  полученной информации.

П.С. Гуревич дает краткое  описание так называемому военному стрессу. Он характеризуется слабой концентрацией внимания, повышенным уровнем гнева, сверхбдительностью. Военный стресс может проявляться  и спустя несколько недель после  возвращения человека в спокойную  обстановку (домой). Возникают навязчивое желание возмездия, рассеянность, немотивированная агрессия, человек может уйти в  запой. При пассивной форме, или  «мнимой смерти», наблюдаются ослабление силы и тонуса мышц, общая слабость организма вплоть до полной потери контроля над движениями тела.

Ю.В. Щербатых, наряду с общепризнанным психологическим, выделяет и такой  вид стресса, как профессиональный. Его причинами могут быть перегрузка работой, плохие условия труда, сложности  в общении в коллективе, отсутствие перспективы развития, низкая оплата труда, монотонная деятельность, а также  слабая загруженность или субъективное ощущение недостаточной реализации собственных творческих потенциалов. Среди профессиональных стрессов он выделяет учебный стресс, спортивный, стресс медицинских работников, руководителей. К факторам, вызывающим учебный стресс, относятся сильная умственная нагрузка, длительное сохранение статической  позы (сидячей), нарушение режимов  сна-бодрствования, эмоциональные переживания. Этот процесс может привести к  повышению артериального давления, нарушению работы сердечно-сосудистой, иммунной, нервной систем организма. Спортивный стресс может быть вызван чрезмерными тренировочными нагрузками, травмами, завышенным уровнем притязаний на результат, плохим выступление на соревновании. Медицинский стресс является результатом огромной личной ответственности  медицинского работника за жизнь  людей, постоянного «соприкосновения»  с отрицательными эмоциями (боль, страдание, отчаяние), нефиксированного рабочего дня с ночными дежурствами, а  также с возможной неудовлетворенностью человека собственной деятельностью, например при недостаточной 

оплате. Стресс руководителя обычно вызывается некомпетентностью  подчиненных, жесткой конкуренцией на современном рынке, высокой ответственностью за принимаемые решения, необходимостью учитывать огромный массив информации.

Ю.И. Савченков предлагает разграничивать разные виды стресса  по стрессирующим агентам, которые  их вызывают. Наиболее значимыми он выделяет экстремальные факторы, социальные и эмоциональные. Однако подробно рассматривается  лишь эмоциональный стресс, который  возникает в ситуациях конфликта  при невозможности удовлетворить  ведущие социальные и биологические  потребности, а также при дефиците времени и малой вероятности  достижения желаемой цели, либо при  достижении результата, не соответствующего предполагаемому. Эмоциональный стресс может привести к таким вегетативным нарушениям, как ишемическая болезнь  сердца, гипертензия, язвы, нарушение  функционирования эндокринной системы, сердечно-сосудистой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Физиологический механизм стресса.

Развитие стресса, согласно концепции Г.Селье:

В развитии Общего адаптационного синдрома (ОАС) Г. Селье выделил три стадии:

Первая стадия ОАС - стадия тревоги (аларм-стадия). Эта стадия становления  реакций адаптации. Реакция тревоги  означает немедленную мобилизацию  защитных ресурсов организма и одновременное  угнетение тех функций, которые  для выживания организма в  условиях действия стрессорного фактора  имеют меньшее значение, в частности, роста, регенерации, пищеварения, репродуктивных функций, лактации. Эта стадия характеризуется  напряжением функций различных  структур за счет мобилизации имеющихся  резервов. Организм готовится к противодействию  стрессорному фактору и, если эти  резервы достаточны, то быстро развивается  адаптация.

По мнению Г.Селье, именно эти неспецифические  изменения составляют сущность стресса  и проявляются в виде общего адаптационного синдрома.

Решающую роль в формировании ОАС  играет гипоталамус, активация которого наступает при действии любого стрессора. Гипоталамус - это орган центральной  нервной системы, который, получив  информацию о появлении стрессора, запускает работу всей стресс-системы, координирует эндокринные, метаболические и поведенческие реакции организма  на стрессоры.

Вторая стадия, стадия тревоги возникает  в момент действия стрессорного фактора, может продолжаться в течение 48 ч  после начала воздействия стрессора. Ее выраженность зависит от силы и  продолжительности действия раздражителя. Стадия тревоги подразделяется на две  фазы: шока (потрясения) и контршока. В фазе шока возникает угроза всем жизненно важным функциям организма, при  этом развиваются гипоксия, артериальная гипотензия, мы-шечная гипотония, гипотермия, гипогликемия, преобладают катаболические реакции в тканях над анаболиическими. В этот период сопротивляемость организма  снижается, и если действия стрессора  выходят за пределы компенсаторных возможностей организма, то может наступить  смерть уже на этой стадии. Но если механизмы  адаптации превалируют, то наступает  фаза контршока.

Если действие стрессора не очень  сильное, то возможно развитие сразу  фазы контршока без предварительной  фазы шока. Фаза контршока представляет собой переходный этап к следующей  стадии ОАС – стадии резистентности.

Стадия резистентности характеризуется  перестройкой защитных систем организма, адаптацией к действию стрессора. Резистентность организма поднимается выше нормы  и не только к агенту, явившемуся причиной стресса, но и к другим патогенным раздражителям. Это может свидетельствовать  о неспецифичности стресс-реакции.

 

Исследования показывают, что к физиологическим признакам  стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма  и боли в сердце. Психологические  проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным  отношениям и др.

В настоящее время ни у  кого не вызывает сомнения, что при  стрессе (будь то болезнь, боль, физическое страдание или эмоциональное  потрясение – сильное, слабое, длительное, кратковременное) включаются сложнейшие нервные механизмы.

Допустим, произошла ссора  или какое-то неприятное событие: человек  возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно  повести, не нашел слов. Он и рад  бы отвлечься от этих мыслей, но снова  и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.

Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса:

Во-первых, в коре головного  мозга сформировался интенсивный  стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все  поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или  же создать новую, конкурирующую. Все  отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей  доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться  расстроенный человек, тем ему легче  создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не мешает иметь какое-то хобби, которое открывает  путь положительным эмоциям.

Во-вторых, современный человек, в отличие от первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что  стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность  так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь  и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь  продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для  себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для  его реализации.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1. Причины возникновения стресса.

Ситуации, которые вызывают в нашем организме стресс, называются стресс-факторами. Возможно, некоторые  связывают стресс-факторы с негативными  ситуациями, такими как изнурительный  график работы, разлад отношений или  потеря чего-то ценного и важного. Однако, к стресс факторам можно  отнести и положительные события, обычно яркие и запоминающиеся, среди  них – брак, покупка дома, учёба  в колледже или получение награды. Это волнительные моменты, и, не смотря на то, что они обладают положительным  свойством, они всё равно вызывают у нас стресс.

 

Стресс-фактор, независимо от того, положительный он или отрицательный, может вызывать стресс, но лишь в  той мере, или частично в той  мере, в какой воспринимается этот факторы.

Причины стресса могут  быть внешними  и внутренними. Внешние  причины – это жизненные изменения, всё, что не находится под контролем, или же находится в малой степени. А внутренние причины – коренятся  в разуме, по большей части они  рождены воображением. Но и те и  другие причины стресса взаимосвязаны  между собой.

Итак, список причин стресса:

 

  1. Внешние причины стресса.

 

  • Большие изменения в жизни.

 

  • Работа.

 

  • Трудности в отношениях.

 

  • Финансовые проблемы.

 

  • Излишняя занятость.

 

  • Дети и семья.

 

 

 

  1. Внутренние причины:

 

  • Неспособность принять неопределённость.

 

  • Пессимизм.

 

  • Негативный внутренний диалог.

 

  • Нереалистичные ожидания.

 

  • Перфекционизм.

Информация о работе Стресс как психологический феномен