Стресс. Механизмы защиты от стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:47, реферат

Описание работы

Стресс - это реакция человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой он несет заряд - отрицательный или положительный. Быстрый темп современной жизни и появление новых потребностей приводят к тому, что раздражителей становится все больше, а нагрузка, которую нам приходится переносить, невероятно возрастает.
Привыкая жить в постоянном напряжении, испытывая его вновь и вновь, мы перестаем получать удовольствие от жизни. Нам не дает покоя мысль: почему так происходит? Мы, увы, не осознаем, какое влияние на нашу жизнь оказывает стресс, и не догадываемся, что стрессом необходимо управлять.

Содержание работы

Понятие «стресс» и его виды 2
Признаки острого (кратковременного) стресса 5
Признаки затяжного (хронического) стресса 6
2. Механизмы психологической защиты 6
3. Заключение 11
4. Список используемой литературы 12

Файлы: 1 файл

Стресс.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

Отрицание

Отрицание сводится к тому,  
что информация, которая тревожит, не воспринимается. 
Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. 
Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

 

Вытеснение

Наиболее универсальный  способ избавления от внутреннего конфликта  путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой.

вытеснение + смещение

   Эта комбинация  способствует возникновению фобических  реакций. Например, навязчивый страх  матери, что маленькая дочка заболеет  тяжелой болезнью, представляет  собой защиту против враждебности  к ребенку, сочетающую механизмы  вытеснения и смещения;

вытеснение + конверсия 

   (соматическая  символизация). Эта комбинация образует  основу истерических реакций. 

 

Проекция

Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость.

Например, когда человек  проявил агрессию в отношении  другого, у него нередко возникает  тенденция снизить привлекательные  качества пострадавшего.

 

Интроекция

Интроекция — это  противоположный проекции процесс, в результате которого взгляды, точка зрения другого человека могут внедриться в восприятие индивидом самого себя.

Больной может постоянно  критиковать себя за то, что он неудачник  в жизни, даже если объективно у него все получается хорошо. Его критика в свой адрес исходит из критического отношения к нему его отца, которое он в настоящее время интериоризировал: оно стало частью его восприятия себя.

 

Идеализация

Идеализация — механизм, под действием которого амбивалентные  чувства к другому человеку могут расщепиться таким образом, что негативные чувства отрицаются либо (в некоторых случаях) интроецируются, и тогда другой человек рассматривается как совершенный. Это характерно для состояния влюбленности. Однако часто подобные явления наблюдаются также при патологической реакции горя.

 

Регрессия

Возвращение в проблемной ситуации к ранним или более незрелым (детским) формам удовлетворения потребностей и поведения. Регрессия может  быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. Регрессия развивается для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы, и, соответственно, чувства вины за неудачу ("я - малое дитя, и вы обязаны мне помочь").  Решение проблем посредством запроса о помощи. В класс "регрессии" входит также механизм "двигательная активность" - предполагающий уменьшение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его косвенного выражения и через непроизвольные движения без развития чувства вины.

 

Соматизация и  конверсия

Слово «соматизация»  можно использовать как описательный термин, с помощью которого можно  обозначать психическое расстройство, которое представлено в основном соматическими симптомами. Кроме этого его можно применять для описания защитного механизма. Под его влиянием сосредоточение внимания на некоторых соматических жалобах служит, чтобы увести субъекта от осознания конфликтов в сторону. Очень тесно связано с этим особое понятие конверсии, которое представляет собой процесс, с помощью которого вызванный произошедшим конфликтом аффект заменяется соматическим симптомом (либо «превращается» в него).

 

Диссоциация

Диссоциация — это  защитный механизм, который включает в себя расщепление сознания на два (или больше) психических процесса (которые в норме должны были бы представлять собой единое целое); в дальнейшем одна часть становится бессознательной.

Считают, что расщепление  бодрствующего сознания приводит к  такому феномену, как диссоциативная амнезия или фуги, во время которых проявляются высокоорганизованные формы поведения, несмотря на выраженное нарушение памяти или осознанного восприятия окружающей обстановки.

Диссоциация и конверсия  — защитные механизмы, которые, по-видимому, должны играть ведущую роль при диссоциативном расстройстве, а возникающие в результате их действия симптомы описываются соответственно как «диссоциативные» и «конверсионные».

 

Идентификация

Бессознательный перенос  на себя чувств и качеств, которые  присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм.

Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем  самым заслужить его любовь и  уважение. В широком смысле идентификация , это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

Рационализация

Это защитный механизм, нахождение правдоподобных причин, оправдывающих  мысли, чувства, побуждения, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем.   Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

 

Компенсация

Это бессознательная  попытка преодоления реальных или  воображаемых недостатков. Этот механизм развивается при формировании основных структур психики как самый поздний  механизм защиты. Используется, как  правило, сознательно и предназначен для сдерживания эмоции печали, горя по поводу утраты или страха утраты.

Реализуется через настойчивую  работу над собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для  этого видах деятельности. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть

  • социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и
  • неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью)
  • прямая компенсация (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) 
  • косвенная компенсация (стремление утвердить себя в другой сфере).

 

Реактивные  образования

Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания  побуждения, желания и чувства (особенно сексуальных и агрессивные) путем  развития и акцентирования противоположного по смыслу отношения или поведения. Развитие этого механизма защиты связывают с усвоением человеком "высших социальных (моральных) ценностей".  Реактивное образование развивается для сдерживания эмоции радости обладания определенным ценным объектом (например, собственным телом) и возможностями использования его (в частности, для агрессии). Этот механизм предполагает реализацию в поведении прямо противоположной установки (в частности, подчеркнутая строгость нравов, вплоть до ханжества, нарочитая скромность, подчеркнутая забота и милосердие и т.п.).

Защита носит двухступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

 

Замещение

Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект. В случае возникновения конфликта с более сильным, старшим или значимым субъектом высвобождение своих эмоций агрессии, гнева на него становится опасным, поскольку это может привести к ответной агрессии или отвержению. Для сдерживания упомянутых эмоций гнева и агрессивности развивается специальный механизм защиты, который позволяет высвободить скрытые эмоции и направить их на предметы, животных или людей, воспринимаемых как менее опасные, чем те, которые действительно вызвали агрессивные эмоции.  Человек снимает напряжение, обращая агрессию на более безопасный объект или на себя самого, происходит смещение ответственности по типу "вот, кто во всем виноват".

 

Изоляция, или  отчуждение

Обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

              3. Заключение

Жизнь современного человека невозможна без стрессов. Поэтому, чтобы  избежать неприятных последствий стресса, необходимо принимать меры сразу же после появления первых симптомов. Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика. Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание. Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху.

 

   4. Список используемой литературы

  1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 2002.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
  3. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 2000.
  4. Берн. Э Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных, Симферополь: Реноме, 2000.
  5. Большая Медицинская Энциклопедия - Советская Энциклопедия, Москва, 1983г.
  6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 2003.
  7. Гамезо М.В., И.А.Домашенко, Атлас по психологии, 3-е издание, Москва, 1999,
  8. Годфруа Ж. Что такое психология, М., 1996.
  9. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1999.
  10. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 2002.
  11. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. Наука. Москва 2003.
  12. Кон И. С. Социология личности. М., 2002.
  13. Крылов А.А., С.А. Маничева, Практикум по общей. Экспериментальной и прикладной психологии, "Питер", Санкт-Петербург, 2000
  14. Маклаков А.Г. – Общая психология, СПБ, 2003.
  15. Немов Р.С. Психология том 1, М., 1999.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Стресс. Механизмы защиты от стресса