Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:50, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть структуру и механизмы социальной перцепции.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Ознакомиться с работами отечественных и зарубежных авторов по проблеме социальной перцепции.
2. Определить структуру перцептивного процесса.
3. Дать анализ механизмам социальной перцепции
Введение 3
Основная часть 5
1. Структура социальной перцепции 5
1.1 Понятие социальной перцепции 5
1.2 Структура социальной перцепции 6
1.2.1 Наблюдатель: особенности и источники ошибок 7
1.2.2 Наблюдаемый: важнейшие источники информации 9
1.2.3 Перцептивные ситуации 11
2. Механизмы социальной перцепции 13
2.1 Схемы первого впечатления и стереотипизация 13
2.2 Физиогномическая редукция и внутригрупповой фаворитизм 15
2.3 Стереотип ожидания и его педагогические варианты 16
2.4 Идентификация, "Социальная рефлексия", эмпатия 18
2.5 Каузальная атрибуция, самоподача и проблема открытости 20
Заключение 25
Глоссарий 26
Список использованных источников 28
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Махачкалинский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Социальная психология |
Тема |
Структура и механизмы социальной перцепции |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Перцептивная функция общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В акт общения включаются и работают все психические процессы. С их помощью воспринимаются и оцениваются индивидуальные особенности психики и поведения людей. Социальная перцепция предполагает не только понимание и принятие целей, мотивов, установок партнера по общению, но и рассматривает, как, каким образом он воспринимается. В процессе межличностной перцепции люди, по мнению С.Л.Рубинштейна, как бы «читают» мысли другого человека. Это с одной стороны. С другой - чем более полно раскрывается иной человек, тем более полным становится представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и его эмоциональная оценка, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия собственного поведения.
Результат процесса социального восприятия определяется тем, как была воспринята и интерпретирована наблюдателем ситуация, в зависимости от этого им будет применен тот или иной механизм социального познания.
Подробное изучение структуры и механизмов социальной перцепции позволяют лучше понимать закономерности, которые работают в социальной среде в процессе взаимодействия людей общения.
Цель исследования - рассмотреть структуру и механизмы социальной перцепции.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Ознакомиться с работами отечественных и зарубежных авторов по проблеме социальной перцепции.
2. Определить структуру перцептивного процесса.
3. Дать анализ механизмам социальной перцепции
Объект - социальная перцепция, как социально-психологический аспект взаимодействия.
Предмет - структура и механизмы социальной перцепции.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что подробное изучение социальной психологии и социальной перцепции, как ее аспекта позволяют лучше понимать механизмы, которые работают в социально среде.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, которая подразделяется на 2 главы, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.
1.1 Понятие социальной перцепции
Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения.
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж.Брунером в 1947 г. в ходе разработки т.н. нового взгляда на восприятие. В начале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.
Перцепция - теоретическое понятие, характеризующее искусственно выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления человеком Мира.
Социальная перцепция - сложное, многосоставное понятие, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга.
Понятие «социальная перцепция» включает все то, что в общепсихологическом подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить целостную картину психического мира человека:
Процесс социальной перцепции может быть представлен в виде схемы. (Приложение А)
Социальная перцепция - это важный психологический процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Так, шаг за шагом выстраивается взаимодействие.
По сути дела, результаты субъективной оценки партнера служат основой для построения поведения по отношению к нему. Партнер в свою очередь строит поведение, анализируя поведение и внешние проявления, которые предоставил ему наблюдатель. Мы сами формируем отношение к нам других людей. Социальная психология в очередной раз выступила в роли научного обоснования расхожего знания.
1.2 Структура социальной перцепции
Традиционно принято выделять три составляющие социально перцептивного процесса: субъект, объект и ситуация восприятия - и искать факторы эффективности внутри каждого из них. Но, используя эти составляющие, социальные психологи сами себя загоняют в ловушку, так как совершенно очевидно, что любой момент человеческого общения есть процесс субъект-субъектный: ни в какой ситуации партнер по общению не может находиться в позиции объекта и в качестве наблюдаемого лица он все равно остается "лицом", то есть субъектом. Поступим проще, выделим в качестве составляющих социальной перцепции:
1.2.1 Наблюдатель: особенности и источники ошибок
Каждый из структурных компонентов является "узким местом" с точки зрения адекватности процесса социальной перцепции, можно даже сказать - ее эффективности. И каждый можно проанализировать именно с этой точки зрения.
Давайте обратимся к понятию замысла, которое в данном случае соотнесено с наблюдаемым. И это логично: занимая в акте социальной перцепции более пассивную, на первый взгляд, позицию, именно наблюдаемый является автором сообщения. В качестве текста выступают его внешний облик и поведение, а в качестве замысла - истинное внутреннее состояние, чувства и намерения, которые должен воспринять и понять наблюдатель. Критерием эффективности будет адекватное этому замыслу поведение наблюдателя.
Что же может помочь наблюдателю построить такое поведение? Перечислим основное.
В социальной психологии область изучения свойств наблюдателя, влияющих на адекватность восприятия, достаточно широко проработана. Исследованию подвергнуты различные качества наблюдателя: пол, возраст, профессия, личностные особенности, самооценка и т.д. Выявлены некоторые возрастные особенности развития социально перцептивных процессов. Так, у детей сначала формируется способность к распознаванию экспрессии наблюдаемого лица по мимике, затем - по жестам, а умение интерпретировать чувства через особенности построения отношений формируется лишь в подростковом возрасте. А.А. Бодалев в своей книге приводит данные о влиянии профессии на особенности восприятия. Например, педагоги, воспринимая и интерпретируя другого человека, больше всего ориентируются на его речь (даже более узко - на ее грамотность), а хореографы и спортивные тренеры - на физические данные.
Существенно влияют на результат социальной перцепции психологические особенности наблюдателя. Е. Мелибруда назвал образ "Я" и самооценку психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на взаимоотношения людей: "Я имею в виду те мысли, оценки, суждения и убеждения относительно самого себя, которые имеют отношение как бы к тем внешним, видимым проявлениям личности, о которых человек может спокойно говорить. Я подразумеваю также и оценки, которые человек выносит своим, скрытым от других, но доступным ему самому особенностям, и те ощущения, которые он до конца не осознает, но которые беспокоят и волнуют его. Нередко именно эти элементы образа "Я", от которых человек хочет избавиться, вытеснить их или вовсе забыть, становятся источником трудностей и проблем в восприятии и понимании окружающих людей".
Более подробно влияние психологических свойств наблюдателя на процесс социальной перцепции мы рассмотрим, анализируя механизмы восприятия и понимания людьми друг друга.
1.2.2 Наблюдаемый: важнейшие источники информации
Наблюдаемый - автор сообщения, которое предстоит воспринять, понять, интерпретировать наблюдателю, - давно является объектом пристального внимания социальных психологов. Как происходит считывание текста? Какие характеристики внешности и наблюдения наиболее важны с точки зрения восприятия и понимания? Какие психологические особенности стоят за этими характеристиками и откуда это известно наблюдателю?
В момент восприятия наблюдаемый предстает для наблюдателя в качестве некоторой совокупности социально значимых признаков, с помощью которых в той или иной культуре традиционно транслируются психологические свойства и состояния. Признаки, или, как их еще принято называть, "перцептивные крючки", которые для данного человека являются известным социальным шифром. Значение большинства из них расшифровали для него родители и другие близкие люди, некоторые - он сам, иные он присвоил в процессе общения с образцами своей культуры. Эти "крючки" частично интернациональны: их трактовка практически одинакова в различных культурах и сообществах. В своей основе это те признаки, которые расшифровывают нам базовые эмоции человека: радость, страх, боль и т.д. Остальные, а их большинство, имеют "местное значение": рождены определенной этнической, социальной или даже профессиональной группой. Для их правильной интерпретации важно знать культуру той или иной группы, лучше - быть включенным в нее с рождения.
Какие же признаки - "крючки" наиболее важны для восприятия человека? При ответе на этот вопрос мы будем вынуждены опираться в основном на европейские и американские исследования, экстраполируя результаты на российскую среду, так как отечественных исследований в этой области очень мало.
Говоря о лице, как не вспомнить о физиогномике, древней науке, "умеющей" читать человека, его особенности, прошлое, настоящее и будущее по конфигурации черт лица. Одна из первых физиогномических систем появилась в Китае в III веке до н.э. Для чтения лица было разработано более 100 карт.
Информация о работе Структура и механизмы социальной перцепции