Структура и механизмы социальной перцепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть структуру и механизмы социальной перцепции.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Ознакомиться с работами отечественных и зарубежных авторов по проблеме социальной перцепции.
2. Определить структуру перцептивного процесса.
3. Дать анализ механизмам социальной перцепции

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1. Структура социальной перцепции 5
1.1 Понятие социальной перцепции 5
1.2 Структура социальной перцепции 6
1.2.1 Наблюдатель: особенности и источники ошибок 7
1.2.2 Наблюдаемый: важнейшие источники информации 9
1.2.3 Перцептивные ситуации 11
2. Механизмы социальной перцепции 13
2.1 Схемы первого впечатления и стереотипизация 13
2.2 Физиогномическая редукция и внутригрупповой фаворитизм 15
2.3 Стереотип ожидания и его педагогические варианты 16
2.4 Идентификация, "Социальная рефлексия", эмпатия 18
2.5 Каузальная атрибуция, самоподача и проблема открытости 20
Заключение 25
Глоссарий 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Структура и механизмы социальной перцепции.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)
  1. Жесты и позы человека

В послевоенные годы довольно популярным направлением исследований в социальной психологии было создание каталогов жестов и поз, типичных для той или иной культуры.

О позах как средстве выражения экспрессии написано в последние годы очень много. Подчеркнем лишь, что лучше всего изучен набор поведенческих реакций (поз, жестов), которые выражают отношение к партнеру по следующим параметрам: избегание - приближение, открытость - закрытость, доминирование - подчинение. Например, о близости или формальности контактов говорит физическая дистанция общения.

  1. Походка человека

В русском языке есть множество определений походки, которые прямо указывают на род занятий, психологическое состояние и даже психологические особенности ее исполнителя: развязная, усталая, окрыленная, утонченная, уверенная.

  1. Голос и речь человека

С одной стороны, каждый человек обладает уникальным, неповторимым набором голосовых и речевых особенностей: интонация в сочетании с громкостью и длиной фраз, характерные паузы и вкрапления в речь... С другой стороны, очень многие параметры голоса несут социально значимую информацию, помогающую "расшифровывать" его владельца в ситуации общения.

 

1.2.3 Перцептивные ситуации

Итак, воспитываясь в определенней культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помощью которых среди взрослых принято выражать свои состояния и желания, и одновременно учится "считывать" с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их понять и оценить. Естественно, что при этом наиболее полно, точно воспринимаются те особенности другого, которые "встроены" в цели и задачи общения, обладают ценностью для самого наблюдателя. Результат процесса социальной перцепции определяется тем, как была воспринята и интерпретирована наблюдателем ситуация, в зависимости от этого им будет применен тот или иной механизм социального познания.

В современной социальной психологии выделено и изучено несколько механизмов социального познания, которые могут быть разнесены по трем группам в соответствии с социальной ситуацией, в которой они обычно используются.

  1. Ситуация 1 - ролевого, межгруппового взаимодействия, в которой партнер воспринимается как носитель определенной роли, принадлежащий к некой социальной группе. В этой ситуации, как правило, ставится задача присвоения ему определенных признаков, на основе которых может быть построен поверхностный, первичный контакт. Ситуация может быть определена как монологическая, объектная, так как другой человек воспринимается здесь сквозь призму социально выработанных ролевых и межгрупповых представлений, обобщений. Механизмы восприятия, соответствующие этой задаче, - схемы первого впечатления, стереотипизация, физиогномическая редукция, внутригрупповой фаворитизм.
  2. Ситуация 2 - межличностного взаимодействия, требующая не просто категоризации воспринимаемого, соотнесения его с определенной группой или ролью, но и понимания, установления доверительных отношений в процессе общения или совместной деятельности. Ситуация может быть определена как диалогическая, ориентированная на взаимопонимание. Механизмы понимания - идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия.
  3. Ситуация 3 - достаточно специфическая, связанная с возникновением непонимания партнера, прежде всего того, с которым предполагается установить определенные отношения или наладить совместную деятельность. Непонимание предполагает анализ причин поведения, соответственно механизм социального познания, применяемый в такой ситуации, - причинно-следственное приписывание, или каузальная атрибуция.

Обратимся к более подробному описанию этих механизмов

2. Механизмы социальной перцепции

 

2.1 Схемы первого впечатления и стереотипизация

В перцепции возможны ошибки восприятия, в основе которых  лежат эффекты «ореола», «первичности», «новизны» и «стереотипа восприятия». Эффект «ореола» - это своеобразное «клеймо» на образ человека, мешающее видеть его действительное поведение. Эффект «первичности» возникает при восприятии незнакомого человека и зависит от порядка и значимости представления информации для оценки его личности. При новом восприятии сотрудника также проявляется эффект «новизны» и последняя, новая информация, противопоставленная уже имеющейся, оказывается более значимой. «Стереотип восприятия» возникает в силу недостаточного опыта субъекта и существует в виде устойчивого образа. В результате возникает упрощенный подход и предубеждение к людям.

Действие первого впечатления, создавшего "ореол", может быть весьма продолжительным: год-полтора при достаточно интенсивном общении. Если первое впечатление о человеке позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно - недооценивать. Ю.Крижанская и В. Третьяков выделяют три основных фактора, ответственных за возникновение оценочной ошибки при формировании первого впечатления: превосходство, привлекательность, сходство. Соответственно они выделяют и три схемы формирования первого впечатления. Каждая схема "запускается" определенным фактором, так или иначе присутствующим в ситуации знакомства: фактором превосходства, фактором привлекательности партнера и фактором сходства воспринимаемого лица с наблюдателем.

Первая схема социального  восприятия начинает работать в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, росту, материальному положению и т.п.). Суть происходящего дальше состоит в том, что наблюдатель оценивает наблюдаемого значительно выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит общая личностная переоценка.

Вторая схема связана  с восприятием партнера как чрезвычайно  привлекательного внешне. Ошибка привлекательности  состоит в том, что внешне приятного человека люди склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Так, в экспериментах Бершайда и Уостера показано, что более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних, а красивых женщин мужчины склонны считать более заботливыми и порядочными.

Третья схема восприятия партнера запускается его сходством  с наблюдаемым. Ошибка восприятия состоит  в данном случае в том, что людей, которые хорошо относятся к человеку или разделяют какие-то важные его идеи, он склонен оценивать выше и по прочим психологическим показателям. Иначе говоря, люди, близкие мне по убеждениям, в целом лучше людей, исповедующих другие, противоположные взгляды.

Стереотипизация

Стереотип - это устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Стереотипизация - процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов.

Разные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Это вполне логично, так как стереотипизация - необходимый и полезный инструмент социального познания мира. Он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека. Сделать его понятным, а следовательно, прогнозируемым.

Таким образом, селекция, ограничение, категоризация огромной массы социальной информации, ежеминутно обрушивающейся на человека, - когнитивная основа стереотипизации. Оценочная поляризация в пользу своей группы, дающая человеку чувство принадлежности и защищенности, - мотивационная основа этого механизма. Г. Тэджфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две - на групповом.

Значение стереотипа на индивидуальном уровне:

- селекция социальной  информации;

- создание и поддержание  положительного "Я-образа".

На групповом уровне:

- формирование и поддержание  групповой идеологии, объясняющей  и оправдывающей поведение группы;

- создание и поддержание положительного "Мы-образа".

Мы обратимся к анализу  педагогических стереотипов чуть ниже. Сейчас обсудим еще два механизма межгруппового восприятия, которые по своей сути являются частным случаем стереотипизации.

 

2.2 Физиогномическая редукция и внутригрупповой фаворитизм

 

Физиогномическая  редукция

По своей сути - это попытка судить о внутренних психологических особенностях человека, его поступках и прогнозировать его поведение на основе типичных для его группы черт внешности. Очень активно этот механизм работает в области межэтнических отношений: "Фиксирую у человека типичные этнические черты - накладываю на него стереотипный образ представителя данного этноса - строю свое поведение определенным образом". В простейших ситуациях социального взаимодействия этот механизм работает весьма успешно.

Внутригрупповой фаворитизм

Тенденция благоприятствовать в оценке членам своей группы по сравнению с представителями  других групп. То есть "наши" всегда лучше "ненаших". Поэтому в чужом  городе люди так радуются землякам, в чужой стране - соотечественникам. Не всегда, скажете вы. И будете правы. Фаворитизм присущ не всем группам, а только сильным, благополучно развивающимся, с позитивной системой внутригрупповых ценностей, мощными силами сплочения. Группам, переживающим времена конфликта, распада, переструктурирования целей и ценностей, может быть не до фаворитизма.

Более того, в них может  возникнуть явление противоположного характера: тенденция благоприятствовать в оценке членам другой группы. Первое характерно для ситуаций, когда большая, экспансивно настроенная группа претендует на распространение своего влияния среди членов слабой группы. Так происходит с некоторыми малыми народами мира, в том числе России. Второе характерно в тех случая, когда ослабляются внутренние центробежные силы, превращающие группу в целое: общие цели, ценности, нормы. Похоже, что через это состояние прошла или еще проходит и наша страна.

 

2.3 Стереотип ожидания и его педагогические варианты

Обратимся к мнению М. Снайдера: "Стереотипы могут создавать  собственную реальность. Они направляют социальное взаимодействие в такое русло, что стереотипно воспринимаемый индивид начинает своим поведением подтверждать стереотипные впечатления о себе другого человека". Стереотип, способный порождать новую реальность, получил общее название "стереотип ожидания". Есть у него и другие названия, больше известные в педагогической психологии: "самоактуализирующееся пророчество" (Р. Бернс), "эффект Пигмалиона".

Механизм, обеспечивающий работу этого стереотипа, заложен  в сам процесс социальной перцепции: наблюдатель на основе своих "перцептивных" изысканий формирует собственную стратегию поведения по отношению к наблюдаемому и реализует ее. Наблюдаемый, строя собственное поведение, отталкивается от этой стратегии, а, следовательно, и от субъективного мнения о нем, которое сложилось в голове наблюдателя. Если наблюдатель - авторитетный человек, наблюдаемый будет стараться вписаться в ту модель поведения, которую ему предложили. "Пророчество" (субъективная оценка, сделанная наблюдателем) начнет действовать.

Посмотрим, как работает стереотип ожидания в области воспитательных отношений.

Один из важнейших результатов педагогической стереотипизации - формирование в сознании учителя образа идеального ученика. Это такой ученик, который поддерживает учителя в роли успешного педагога и делает его работу приятной: готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный. Детей, похожих на этот идеал, учитель воспринимает не только как "хороших" учеников, но и в целом как хороших людей, приятных во всех отношениях. Дети, подходящие под противоположный образ - "плохих" учеников, воспринимаются в целом как безразличные, агрессивные, как источники отрицательных эмоций.

Ожидания, формирующиеся  у учителей по отношению к ребенку, и в самом деле начинают определять его реальные достижения. Связано это с тем, что под влиянием таких ожиданий формируется самовосприятие ребенка. Как отмечает западный психолог Рист, многие дети обречены влачить в школе жалкое существование и испытывать неприязнь к себе только потому, что за ними с самого начала закрепился ярлык "недоразвитых", "неуравновешенных", "неспособных". То есть обратная связь от учителей к ученику, имеющая форму ожиданий, срабатывает, по словам Р. Бернса, как "самоактуализирующееся пророчество".

Стереотип ожидания является реально действующим фактором педагогического процесса. Связано это с тем, что он проявляется не только в установках и ожиданиях учителя, но и весьма активно в его поведении.

Рассмотрим проявления стереотипа ожидания в педагогической практике.

1. Стереотип проявляется в отношении к ответам учеников. "Хороших" учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. "Плохому" ученику учитель через свои жесты и фразы с самого начала дает понять, что ничего хорошего он от него не ждет. Возникает удивительный парадокс: объективно на опрос "плохих" учеников педагог затрачивает меньше времени, чем на опрос "хороших", однако в сознании учителя, подверженного "стереотипу ожидания", ситуация субъективно переворачивается, и он искренне считает, что тратит львиную долю учебного времени на отстающих.

2. Стереотип сказывается  и на характере помощи при  ответах. Незаметно для себя  учитель подсказывает и помогает "хорошим", чтобы подтвердить  свои ожидания. Однако он убежден,  что вытягивает именно "плохого"  ученика.

3. Стереотип порождает  характерные высказывания в адрес успешных и неуспешных учащихся. Плохих критикуют больше и резче с использованием обобщений типа: "Опять не выучил", "Как всегда, ты..." и т. д.

В целом стереотип  ожидания может иметь и позитивные последствия, если в отношении слабого ребенка у учителя удалось выработать положительные ожидания. Однако исследования показывают, что на отрицательном полюсе данный стереотип работает эффективнее и последовательнее. В целом три фактора определяют результат влияния на ребенка стереотипа ожидания:

- представление учителя  о способностях ученика;

- представление самого  школьника о своих возможностях;

- значимость мнения  учителя для школьника.

Соответственно можно  ждать результатов в тех случаях, когда учитель авторитетен для  ребенка, когда он и сам ученик высокого мнения об учебных возможностях. А также в тех, когда учитель крайне низкого мнения о способностях ребенка, а у последнего уже не находится слов для самоподдержки.

Обратимся теперь к другой ситуации социального познания - диалогической, предполагающей и восприятие и понимание партнерами друг друга.

 

2.4 Идентификация, "Социальная рефлексия", эмпатия

и аттракция

«Идентификация» (от лат. identifico – отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его "Я". При этом неизбежен пусть временный, но отказ от собственного "Я". При идентификации с другим человеком усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном этапе развития, чаще всего в старшем подростковом или юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).

Информация о работе Структура и механизмы социальной перцепции