Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:50, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть структуру и механизмы социальной перцепции.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Ознакомиться с работами отечественных и зарубежных авторов по проблеме социальной перцепции.
2. Определить структуру перцептивного процесса.
3. Дать анализ механизмам социальной перцепции
Введение 3
Основная часть 5
1. Структура социальной перцепции 5
1.1 Понятие социальной перцепции 5
1.2 Структура социальной перцепции 6
1.2.1 Наблюдатель: особенности и источники ошибок 7
1.2.2 Наблюдаемый: важнейшие источники информации 9
1.2.3 Перцептивные ситуации 11
2. Механизмы социальной перцепции 13
2.1 Схемы первого впечатления и стереотипизация 13
2.2 Физиогномическая редукция и внутригрупповой фаворитизм 15
2.3 Стереотип ожидания и его педагогические варианты 16
2.4 Идентификация, "Социальная рефлексия", эмпатия 18
2.5 Каузальная атрибуция, самоподача и проблема открытости 20
Заключение 25
Глоссарий 26
Список использованных источников 28
Эмпатия
Эмпатия позволяет принять во внимание линию поведения другого человека. Эмпатия может проявляться в таких формах как сопереживание (переживание тех же эмоциональных состояний, что и другой человек) и сочувствие (переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека). Эмпатия - постижение эмоционального состояния, вчувствование в другого человека. Термин вошел в обиход психологической науки благодаря Э. Титченеру. Сегодня это чрезвычайно многогранный термин, который в том числе означает: - психический процесс, позволяющий человеку понять переживания другого человека, - эмпатия как механизм познания; - деятельность человека, которая позволяет особым образом строить общение, - эмпатия как особый вид внимания к другому человеку; - способность, свойство личности - эмпатия как характеристика человека, точнее можно сказать - "эмпатийность".
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих точек зрения. Большое значение имеет и личный опыт разнообразных душевных переживаний, потому что трудно вообразить чувство другого, которое сам никогда не испытывал. Таким образом, в определенном смысле эмпатия - это способность делать вывод по аналогии, хотя подобное определение не дает исчерпывающего ответа на вопрос природе этого феномена.
"Социальная рефлексия"
Социальная рефлексия - это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Другими словами, понимание собеседника путем размышления за него. Взаимное восприятие в процессе рефлексии предполагает следующие позиции: сам субъект, каков он есть в деятельности, и субъект, каким он видится другому. В этих позициях пребывают оба субъекта общения. Следовательно, рефлексия - это своеобразный процесс удвоенного зеркального отображения субъектами друг друга.
Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше, в конечном счете, человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир - самый эффективный источник самопознания в процессе общения.
Аттракция
Аттракция - (от лат. attrahere – привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. Причем не важно, какого знака это чувство: легче понять друга и врага, чем чужого и чуждого вам человека. Аттракция не гарантирует формирования "объективного" взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни. Хотя, с точки зрения А. Маслоу, аттракция - это путь к объективности: "... восприятие любящего человека... позволяет любящему так тонко чувствовать объект своей любви, так полно познать его, как никогда не сможет тот, кто не любит". Источник таких богатых познавательных возможностей аттракции А. Маслоу видит в том, что любящий человек менее склонен к управлению, манипулированию, "улучшению" объекта любви. Если принимаешь человека таким, какой он есть, считает замечательный психолог-гуманист, значит, ты объективен в своих оценках.
2.5 Каузальная атрибуция, самоподача и проблема открытости
Наконец, обратимся к третьей ситуации социального познания - механизму каузальной атрибуции. Ситуация совместной деятельности предполагает понимание партнерами друг друга. Без этого она просто не может быть успешной, а то и совсем состояться. При оценивании партнера люди часто строят целую систему интерпретаций его поведения и причин, его вызывающих. В условиях дефицита информации начинается поиск и своеобразное приписывание ему причин того или иного поведения, обозначаемое в психологии понятием каузальная атрибуция.
В социальной психологии существует целый раздел, посвященный изучению закономерностей восприятия причин поступков, - каузальная атрибуция, по-простому - причинное приписывание. В этом разделе четко выделяются теоретическая и экспериментальная линии изучения процесса каузальной атрибуции. Теория пытается возвести в ранг научного анализа те неосознаваемые когнитивные процессы, которые происходят в голове у "наивного испытуемого", занимающегося причинным приписыванием. Наиболее известны схемы каузального анализа, созданные Э. Джонсом и К. Дэвисом, а также Г. Келли. Они отвечают на вопрос, как человек это делает и на основе чего.
Однако наиболее интересный и практически значимый раздел данной дисциплины - это изучение истинности совершаемых нами приписываний, происхождение закономерных ошибок и искажений.
Выделяют три привычных способа интерпретации причин поведения другого.
Ошибки каузальной атрибуции
Действительно, взгляд на ситуацию "изнутри" или "снаружи" существенно влияет на толкование причин происходящего. Человек, находящийся "внутри" ситуации, тем более автор, больше склонен видеть причины произошедшего в обстоятельствах (таковы были требования ситуации), а внешний наблюдатель - в замыслах и "умыслах" деятеля. Из-за этой ошибки наблюдатели часто склонны переоценивать роль и ответственность личности в происходящем.
Люди склонны придавать решающее значение одним факторам, совершенно игнорируя другие, не менее значимые. Иллюзорные корреляции появляются у человека в силу прошлого опыта, семейных сценариев, профессиональных или иных стереотипов, возраста, пола...
Принцип прост: если другой поступает так же, как поступил бы я в данной ситуации, - его поведение нормально, если склонен к противоположным реакциям - что-то с ним самим не то, видимо, какие-то личностные особенности. Ошибка ложного согласия проявляется и в тех случаях, когда в поступки другого человека вкладываются собственные смыслы: если бы я так поступал, то только по причине...
Описанные выше ошибки и причинные искажения имеют место быть в нашей жизни, но значительно больший вес имеют предубеждения и ошибки интерпретации, проистекающие из мотивации человека. Начнем с простых закономерностей.
Предубеждения и ошибки интерпретации
Если речь лично обо мне, то успех - результат моих личных титанических усилий и способностей, а неудача (со всеми случается!) - следствие неудачно сложившихся обстоятельств. Если речь о другом, то незначительный успех можно приписать лично ему - заслужил, а большой успех - стечение обстоятельств, везение... Лишь в том случае, если известно, как много усилий потратил человек для достижения результата, тенденция может слегка измениться.
Если последствия случившегося
негативного события незначител
А вот это уже серьезнее. Выявлено, что если человек наблюдает страдания другого, его реакция на них и объяснение причин, почему такое с ним случилось, зависит от тяжести страданий, но совсем не так, как вы сейчас подумали. Наоборот. То есть чем больше страдает человек, тем в большей степени он представляется постороннему наблюдателю неприятным и заслуживающим того, что с ним происходит.
Как показали исследования, люди, реально пострадавшие от несчастного случая, лучше справляются со своими психологическими проблемами, быстрее выздоравливают, если обвиняют в произошедшем самих себя, но определенным образом. Необходимо различать поведенческое и характерологическое самообвинение. В первом случае пострадавший низко оценивает свое поведение в ситуации, во втором - винит себя в том, что он "такой человек". Лучше справляются с недугами те, кто использует поведенческую самокритику, не затрагивая и не принижая свое "Я": характер, воспитание, черты личности, моральные принципы и т.д.
Многие исследователи
склонны рассматривать
Самоподача и проблема открытости
Самоподача - это предъявление себя другим. Как мы уже говорили, поведение и внешние признаки наблюдаемого человека являются текстом, с помощью которого он транслирует некоторый авторский замысел: свое состояние, чувства, отношения, мнения и другое. Эффективность прочтения этого текста зависит не только от проницательности и перцептивной умелости наблюдателя, но и от того, насколько предложенный наблюдаемым текст соответствует замыслу. Выразил ли он то, что хотел? И здесь видится как минимум две проблемы. Первая: осознает ли наблюдаемый те состояния и переживания, которые намерен транслировать? Понимает ли он себя? По своей сути эта проблема лежит в области самосознания. И вторая: имеет ли он в своем арсенале выразительные средства, которые помогли бы ему транслировать замысел? Это проблема экспрессивной грамотности человека. Самоподача в узком смысле этого слова.
Самоподача может быть искренней и манипулятивной.
В первом случае человек
транслирует свои истинные чувства
и состояния в тех
Все эти три компонента самоподачи вместе в гуманистической психотерапии принято называть самораскрытием, открытостью.
Манипулятивная самоподача - это управление вниманием наблюдателя, целенаправленное формирование впечатления о себе. Она не предполагает глубокого знания себя (более того, такое знание бывает разрушительным для манипулятора) и, естественно, не предполагает искренности. А вот технологический аспект - владение экспрессивными средствами - выходит на первый план. При самоподаче такого типа важно знать культурно закрепленный набор выражения тех или иных состояний и уметь его реализовать в своем поведении и оформлении облика.
Заканчивая рассмотрение социально перцептивных аспектов общения, подведем некоторые итоги.
Социальная перцепция - многофункциональный психический процесс, который предполагает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.
В структуре социальной перцепции выделяются наблюдатель, наблюдаемый и социальная ситуация общения; каждый из структурных компонентов влияет на успешность социально-перцептивного процесса. Среди наиболее важных, с точки зрения успешности, характеристик наблюдателя выделяются: возраст, профессия, состояние самооценки и содержание "Я-образа", социально перцептивные умения и навыки. Наблюдаемый - автор перцептивного сообщения, он формирует его с помощью набора экспрессивных средств, имеющих культурное и индивидуальное значение: мимики, дистанции, контакта глаз, пантомимики и др. В соответствии с социальной ситуацией общения для осуществления социальной перцепции наблюдателем могут быть использованы различные механизмы социального познания.
В ситуации межгруппового восприятия используются типовые схемы первого впечатления, стереотипизация.
В ситуации межличностного понимания - идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия.
В ситуации непонимания для решения проблем, возникающих в совместной деятельности, используется механизм каузальной атрибуции. Это механизм причинного приписывания, задающий определенные схемы и типовые ошибки восприятия поступков партнера по общению. Он выполняет важные адаптивные функции. Для наблюдаемого процесс его восприятия партнером по общению предстает как действие самоподачи, которая в зависимости от целей общения может быть искренней или управляемой и манипулятивной.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
"Стереотип ожидания". |
Стереотип, способный порождать новую реальность, | |
"Эффект ореола": |
распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. | |
Аттракция |
механизм понимания партнера по общению на основе глубокого чувства к нему | |
Внутригрупповой фаворитизм |
Тенденция благоприятствовать в оценке членам своей группы по сравнению с представителями других групп. | |
Идентификация |
уподобление себя другому. | |
Каузальная атрибуция |
восприятия причин поступков, причинное приписывание | |
Перцептивная сторона общения |
процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения | |
Перцепция |
теоретическое понятие, характеризующее искусственно выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления человеком Мира. | |
Самоподача |
предъявление себя другим. | |
Социальная перцепция |
процесс, включающий восприятие внешних
признаков человека, соотнесение
их с его личностными | |
Социальная рефлексия |
внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают о нас другие | |
Стереотип |
устойчивый образ или | |
Стереотипизация |
процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов. | |
Физиогномическая редукция |
попытка судить о внутренних психологических особенностях человека, его поступках и прогнозировать его поведение на основе типичных для его группы черт внешности | |
Эмпатия |
постижение эмоционального состояния,
вчувствование в другого |
Информация о работе Структура и механизмы социальной перцепции