Структура управления и ее основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:24, контрольная работа

Описание работы

Структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3


1. Понятие структуры управления…………………………………………..4


2. Структура управления, ее элементы.……………………………………..5


3. Типы структур управления организацией.……………………………….9


Заключение…………………………………………………………………..14


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

пс.управления.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………3

 

 

1. Понятие структуры управления…………………………………………..4

 

 

2. Структура управления, ее элементы.……………………………………..5

 

 

3. Типы структур управления организацией.……………………………….9

 

 

Заключение…………………………………………………………………..14

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями,   функциями,   процессом   управления,    работой    менеджеров   и распределением между ними полномочий.  В  рамках  этой  структуры  протекает весь  управленческий  процесс  (движение  потоков  информации   и   принятие управленческих  решений),  в  котором  участвуют  менеджеры  всех   уровней, категорий и  профессиональной  специализации.  Структуру  можно  сравнить  с каркасом здания управленческой системы,  построенным  для  того,  чтобы  все протекающие  в  ней  процессы  осуществлялись  своевременно  и  качественно.

     Под  структурой  управления  понимается  упорядоченная  совокупность устойчиво  взаимосвязанных  элементов,  обеспечивающих  функционирование   и развитие организации как единого целого. Структура управления определяется  также  как  форма разделения  и  кооперации  управленческой  деятельности,  в  рамках  которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям,  направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих  позиций структура   управления   представляется   в   виде   системы    оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и  ответственности,  порядка и форм взаимодействия между входящими в  ее  состав  органами  управления  и работающими в них людьми.

     Ключевыми  понятиями  структур  управления  являются  ее элементы: звенья, связи (отношения) и уровни управления, о чем мы и поговорим в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие структуры  управления.

 

 

 

     Структура управления — институциональное образование, в рамках которого обеспечивается целостность транзакций. Могут применять к понятию структура управления организацией, фирмой, предприятием или любым другим юридическим лицом. [1]

     Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

     В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределённые между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению. Структура управления оказывает огромное влияние на все стороны управления, т.к. связана с ключевыми понятиями менеджмента — целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, полномочиями людей. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинаций типов структур, изучению тенденций их построения, оценке их соответствия решаемым целям и задачам. [5]

 

 

 

 

 

 

2. Структура управления, ее элементы.

 

 

     Существует 3 основополагающих элемента структуры управления:

1. Звено — к звеньям относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.

2. Связи — структура управления характеризуется наличием связей между её элементами. Горизонтальные связи характеризуются тем, что производится расстановка руководителей по различным подразделениям организации. Вертикальные связи — связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи означают делегирование полномочий сверху вниз, т.е. от директора к подчиненным. Функциональные имеют место при подчинении по определённой группе проблем функциональному руководителю.

3. Уровни управления.  Обычно существует иерархия управления  с дифференциацией по рангу  командной власти, компетенции принятия  решений, авторитету, положению.  Иерархия управления — инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Чем ниже уровень — тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности. Все уровни управления внутри организации обычно делятся на 3 основные категории:

1)  институциональный  уровень;

2) управленческий уровень; 

3) технический уровень.

     Институциональный уровень управления организацией — самый малочисленный по сравнению с другими уровнями. Наиболее распространенные должности руководителей высшего звена управления — президент, вице-президент, председатель Совета директоров компаний. В среде государственных служащих — это министры, в армии — генералы и т. д.

     Руководители высшего звена управления являются лицами, ответственными за принятие важнейших организационных решений. Их работа очень напряженная и интенсивная Руководители такого ранга непрерывно заняты поиском новой информации, которая имеет непосредственное отношение к деятельности всей компании.

Особенность работы руководителей  высшего звена управления характеризуется  также и тем, что она не имеет  четких границ, пока существует данная организация.

     Руководители среднего звена управления подчинены руководителям высшего звена управления, осуществляя координацию и контроль за работой руководителей низового (технического) уровня Если организация имеет большую разветвленную структуру, тогда руководители среднего звена разделяются на два дополнительных уровня (на верхний уровень среднего звена управления и на низший уровень среднего звена управления)

Наиболее типичными  должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (если речь идет о бизнесе), декан (в высшем учебном заведении), заведующий сектором (в НИИ) и т.п Во многих организациях руководители среднего звена управления принимают участие в принятии решений, готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена

     Руководители низового звена управления осуществляют контроль за выполнением производственных заданий. Это — организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими или представителями неквалифицированной рабочей силы Руководители низового уровня выполняют очень напряженную работу с большим наличием самых разнообразных действий. Им приходится переходить от одной задачи к другой. [2]

     Между всеми названными  выше  составляющими  структуры управления  существуют  сложные отношения взаимозависимости:  изменения  в  каждой  из  них  (скажем,  числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий  работников) вызывают необходимость пересмотра всех  остальных.  Так,  если  руководством организации принято решение  о  введении  в  структуру управления  нового  органа,  например, отдела  маркетинга  (функции  которого  ранее  никто  не  выполнял),   нужно одновременно дать ответ на следующие  вопросы:  какие  задачи  будет  решать новый  отдел?;  кому  он  будет  непосредственно  подчинен?; какие  органы  и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию?;  на каких  иерархических  уровнях  будет  представлена  новая   служба?; какими полномочиями наделяются работники нового отдела?; какие формы  связей  должны быть установлены между новым отделом и другими отделами и др.

      Увеличение  количества элементов и уровней  в структуре неизбежно  приводит  к многократному  росту  числа  и  сложности  связей,  возникающих  в  процессе принятия  управленческих  решений;   следствием   этого   нередко   является замедление процесса управления,  что  в  современных  условиях  тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

        К   структуре   управления   предъявляется   множество   требований. Они учитываются   в принципах формирования структуры. Главные  из  которых могут быть сформулированы следующим образом:

1. Организационная структура  управления должна прежде  всего   отражать цели и задачи организации.      

2.  Следует  предусматривать   оптимальное  разделение   труда   между органами управления  и  отдельными  работниками,  обеспечивающее  творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3.   Формирование   структуры   управления   надлежит   связывать   с определением  полномочий  и  ответственности  каждого  работника  и   органа управления, с установлением системы  вертикальных  и  горизонтальных  связей между ними.

4. Между функциями  и обязанностями, с одной стороны,  и полномочиями  и

ответственностью с  другой, необходимо поддерживать  соответствие,  нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5.  Организационная   структура  управления  призвана  быть  адекватной

социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние  на решения  относительно  уровня  централизации  и  детализации,  распределения полномочий  и  ответственности,  степени   самостоятельности   и   масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает,  что  попытки слепо копировать структуры  управления,  успешно  функционирующие  в  других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

      Реализация   этих   принципов   означает   необходимость   учета (при формировании или перестройке структуры  управления) множества  различных факторов воздействия на структуру управления.

     Главный фактор, "задающий"  возможные  контуры  и  параметры  структуры управления, - сама организация.

     Важно обратить внимание на сопряжение структуры  управления  с  фазами жизненного  цикла  организации,  о  чем,  к сожалению,   нередко   забывают специалисты, решающие задачу  совершенствования  управленческих структур.   На   стадии   зарождения    организации    управление    нередко осуществляется  самим   предпринимателем.   На   стадии   роста   происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости  в  структуре управления чаще всего реализуется тенденция  к  децентрализации.  На  стадии спада  обычно  разрабатываются  меры  по  совершенствованию   управленческой структуры  в  соответствии  с  потребностями  и  тенденциями   в   изменении производства.  Наконец,  на  стадии  прекращения  существования  организации структура управления или полностью разрушается (если  фирма  ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро  данную  фирму  приобретает  или присоединяет к себе другая компания, приспосабливающая структуру  управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится).

     На формирование  структуры  управления  оказывают  влияние  изменения

организационных  форм,  в  которых  функционируют  предприятия.   Так,   при вхождении  фирмы  в  состав  какого-либо  объединения,  скажем,  ассоциации и т.п., происходит перераспределение управленческих функций, поэтому   меняется   и   структура  управления фирмы. Впрочем, даже если предприятие остается самостоятельным  и независимым, но  становится  частью  сетевой  организации,  объединяющей  на временной  основе  ряд   взаимосвязанных   предприятий   (чаще   всего   для использования  благоприятной  ситуации),  ему  приходится  вносить  в   свою управленческую  структуру  ряд  изменений.  Это  связано  с   необходимостью усиления функций координации  и  адаптации  к  системам  менеджмента  других компаний, входящих в сеть. [9]

 

 

 

3. Типы структур управления организацией.

 

 

 

     В  современной  теории  менеджмента  выделяются  два  типа  управления организацией:   бюрократический   и   органический.   Они   построены    на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты,  позволяющие выявлять сферы их  рационального  использования  и  перспективы  дальнейшего развития.

     Исторически первым сформировался бюрократический  тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он  предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую  ранее  действовавшую систему коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы,  отношений на производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях как  об "организованных  организациях",  предъявляющих жесткие требования  как   к людям,  так  и  структурам,  в  рамках  которых  они   действуют.   Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии  таковы:

1)   четкое   разделение   труда,   использование   на   каждой    должности квалифицированных специалистов;

2)  иерархичность   управления,  при  которой нижестоящий уровень подчиняется и  контролируется  вышестоящим; 

3)  наличие формальных   правил   и   норм,   обеспечивающих   однородность   выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

4) осуществление  найма  на   работу   в   соответствии   с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.

     Главные  понятия  бюрократического  типа   структуры   управления - рациональность,  ответственность, иерархичность.   Сам   Вебер   считал центральным пунктом концепции исключение смещения "человека" и  "должности", ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться  исходя  из потребностей   организации,   а   не   людей   в   ней   работающих.   Четко сформулированные предписания по  каждой  работе  (что  необходимо  делать  и какими  приемами)  не  оставляет  места  для  проявления   субъективизма   и индивидуального  подхода.

Информация о работе Структура управления и ее основные элементы