Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 23:13, курсовая работа
В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывает проблема развития подростковых субкультур. Изучением этого вопроса занимались такие известные социологи, как В.Р. Дольник, А.П. Красковский, М. Мид, Е.Л. Омельченко, Д. Хэбдидж. В первую очередь это связано с тем, что молодежные субкультуры не просто стали играть значимую роль в социальной адаптации подростков, а заняли большое место в механизме формирования молодежной культуры [6]. Специалисты разных областей расхожи в мнениях по поводу интерпретации термина «субкультура». Так, социологи называют это «общественным объединением», социальные психологи – «неформальной группой», криминологи – «сообществом», а политологи – «тусовкой» (М.Б. Кордонский).
Введение 3
1. Понятие субкультуры в психологической науке 5
2. Роль молодежных субкультур в процессе социализации личности 15
Заключение 23
Список литературы 24
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Социальная психология»
Кафедра «Теоретические основы социальной психологии»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Субкультура – один из путей к зрелости личности»
Направление/специальность 030300.62 – Психология_________________
(код) (наименование направления)
Профиль/специализация Современ
(наименование профиля)
«Допустить к защите»
«___»__________________2013 г.
Зав.кафедрой / О.Б. Крушельницкая /
подпись «___» _________ 2013г.
«Процент оригинального текста составляет _____ %»
Методист учебно-
лаборатории математических моделей
в психологии и педагогике / М.В. Соболева /
подпись «___» _________ 2013г.
Руководитель / А.К. Пащенко /
канд. псхол. наук подпись «___» _________ 2013г.
Студент / Н.В. Иванова /
гр. Со-2.1 подпись «___» _________ 2013г.
Москва, 2013
Содержание
В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывает проблема развития подростковых субкультур. Изучением этого вопроса занимались такие известные социологи, как В.Р. Дольник, А.П. Красковский, М. Мид, Е.Л. Омельченко, Д. Хэбдидж. В первую очередь это связано с тем, что молодежные субкультуры не просто стали играть значимую роль в социальной адаптации подростков, а заняли большое место в механизме формирования молодежной культуры [6]. Специалисты разных областей расхожи в мнениях по поводу интерпретации термина «субкультура». Так, социологи называют это «общественным объединением», социальные психологи – «неформальной группой», криминологи – «сообществом», а политологи – «тусовкой» (М.Б. Кордонский).
Такое разнообразие свидетельствует о различии в подходах к исследованию подростковых объединений и способах взаимодействия с ними. Субкультура в широком смысле – это любая группа внутри более крупной системы, интересы которой отличаются от основного течения.
Л.А. Радзиховский определяет «субкультуры» как социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются, когда отходят от родителей и входят в самостоятельную жизнь [12].
Другие исследователи (К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский) рассматривают субкультуры как общность, которая состоит из подростков и лиц молодого возраста, и характеризуется рядом неотъемлемых признаков, таких как:
- самоорганизация и независимость от официальных структур;
- обязательные для участников стиль и модели поведения, направленные на достижение максимального комфорта и удовлетворение потребностей, которые не могут быть удовлетворены в обыденной жизни;
- полная включенность индивида в функционирование объединения;
- сформированное устойчивое мировоззрение;
- система ценностных ориентаций и отношений к окружающей среде.
Цель курсовой работы – изучение роли молодежных субкультур в процессе формирования зрелости личности.
Объект исследования – подростковые субкультуры.
Задачи исследования:
- изучить литературу по тематике субкультур;
- изучить различные виды субкультур и их деятельность;
- проанализировать влияние подростковых объединений на развитие личности.
Понятие «субкультуры» впервые вводит американский социолог Д. Риcмен в 1950 году [13]. Д. Рисмен определил субкультуру как группу людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Работы Д. Рисмена продолжил британский социолог Д. Хэбдидж, который более тщательно проанализировал явления и понятия субкультуры в своей книге «Субкультура: значение стиля», указывая на то, что «субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности» [16].
Существуют разные причины появления молодежных субкультур и вступления в них подростков: процесс социализации молодежи, проблема «Отцов и детей», проблема самовыражения и самоотношения, эскапизм. Рассмотрим их подробнее.
Процесс социализации молодежи – в современном мире сложилась непростая социальная ситуация – «уже не ребенок, еще не взрослый». Подросток вступает во взрослую жизнь, имея обязанности, не соответствующие его правам, что, безусловно, вызывает целый ряд внутренних противоречий. Подросток пытается нащупать почву под ногами, выработать новую систему ценностей и отношений с миром, способную помочь ему преодолеть эту ситуацию.
Молодежная
субкультура создает
Проблема «Отцов и детей». В наши дни происходит четкая дифференциация культуры на молодежную и взрослую. Если раньше все слушали одни и те же песни, танцевали в одном и том же стиле, то теперь можно наблюдать очевидный раскол, при котором молодежь противопоставляет себя миру взрослых. Вызван этот процесс тем фактом, что в динамически развивающемся мире интересы молодежи не находят отклика у взрослых, ей приходится создавать собственные социальные структуры, одной из которых является субкультура.
Стремление
к самовыражению и
По мнению И.С. Кона, основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. А.П. Красковский в своей работе «О подростках» отмечает, что у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок, субкультура же обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.
Эскапизм (от англ. escape – бегство, побег; уход от действительности) – социальное явление, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от общепринятых стандартов общественной жизни [17]. Для многих подростков субкультура является своеобразным окном в другую реальность, в которой перестают действовать законы нашего мира. В данном случае она помогает подростку уйти от проблем повседневной жизни, погружая его в иллюзорный мир. Ярким примером субкультур такого толка можно считать объединения фанатов ролевых игр или книг Дж. Толкиена.
Как этап становления человека, субкультура выступает в роли периода тренировки навыков взрослой жизни, своеобразная социальная игра, поскольку на всем ее протяжении подросток старается выработать свою систему ценностей, выбрать дальнейшие вектора развития. Неправильная выработка этих навыков способна повлечь за собой ситуации, в которых человек будет не в состоянии принять конструктивное решение. Самая приемлемая социальная арена для самовыражения молодежи – досуг, в котором возможно проявить собственную самостоятельность: способность принимать взвешенные решения, организовывать и организовываться.
В динамичных обществах семья частично или полностью теряет свою возможность катализирования социализации личности, так как скорость изменения социальной жизни создает историческую несовместимость старшего поколения изменившимся целям нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом субкультуры обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти субкультуры продуцируют свою культуру, отличающуюся от культуры взрослых.
Для любой субкультуры существует важный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них может поставить под вопрос возможность отнесения той или иной социокультурной группы к субкультуре. Основываясь на работах в этой области, проведенных М. Мид и В.А. Тишковым, представляется возможным выделить ряд черт, характерных для такого социального образования, как молодежная субкультура:
а) Ценностные ориентации носителей какой-либо субкультуры определяются ценностями и социальным опытом общества, которые интерпретированы в соответствии с характером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями и стремлениями.
Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно более простых ценностях [7]. Например, существуют общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Не редко бывает так, что то, что значимо для детей, подростков, взрослыми оценивается как «безделица» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Увлечения современных ребят очень многообразны. Достаточно часто встречается такое явление, что подростки тщательно скрывают свои увлечения от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них – те ценности, которыми они обмениваются и не желают делиться ими с взрослыми и другими компаниями, в страхе того, что могут быть не одобрены и подвергнуты репрессиям. Примером подобных субкультур могут являться культуры, основанные на принятии наркотиков (растаманы, психонавты) или же на ином роде деятельности, связанном с нарушением законодательства (трейсеры, райтеры). Именно эти скрытные ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами – «металлистов», «скейтеров», «брейкистов», которые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны.
Важную роль в субкультурах играет совокупность предрассудков, разделяемых носителями. Предрассудки могут носить разный характер, как довольно безобидный, так и явно антисоциальный (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой – сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.
б) Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере влияния.
Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая все возможные специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. Примером подобных правил могут служить три основных правила культуры «стритэйджеров» – запрет на принятие алкоголя, наркотиков и беспорядочные половые связи. Или же жесткий этнический кодекс националистических субкультур. В антисоциальных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных, в зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций их носителей, присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы. Для асоциальных субкультур также характерны специфические нормы (например, нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»).
В антисоциальных, как правило, довольно закрытых объединениях нормативная регуляция – жесткая и охватывает практически всю жизнь подростков. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных, регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые непосредственно конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.).
В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном контексте – положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем и влиянием.
Степень жесткости статусной
структуры в сообществах
Субкультуры, которые имеют антисоциальную направленность, создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. В таких объединениях всегда прослеживается ярко выраженный автократический строй, следовательно, обязательно есть лидер, превосходящий по значимым для данного объединения качествам членов своей группы и стремящийся подавить их. Такая группа своими нормами и стилем взаимоотношений лишает своих членов права на выбор, на инакомыслие и «инакоделание», а порой и права выхода из группы.
Информация о работе Субкультура – один из путей к зрелости личности