Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 23:13, курсовая работа
В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывает проблема развития подростковых субкультур. Изучением этого вопроса занимались такие известные социологи, как В.Р. Дольник, А.П. Красковский, М. Мид, Е.Л. Омельченко, Д. Хэбдидж. В первую очередь это связано с тем, что молодежные субкультуры не просто стали играть значимую роль в социальной адаптации подростков, а заняли большое место в механизме формирования молодежной культуры [6]. Специалисты разных областей расхожи в мнениях по поводу интерпретации термина «субкультура». Так, социологи называют это «общественным объединением», социальные психологи – «неформальной группой», криминологи – «сообществом», а политологи – «тусовкой» (М.Б. Кордонский).
Введение 3
1. Понятие субкультуры в психологической науке 5
2. Роль молодежных субкультур в процессе социализации личности 15
Заключение 23
Список литературы 24
Молодые люди к пубертатному периоду зачатую еще не умеют контролировать свои эмоции, а именно, обращаться с собственными агрессивными чувствами, признавать их и находить безопасные способы их выражения. Агрессия распространенное явление, сопровождающее гормональные перестройки организма, характерными для данного периода. Она часто пугает подростков, которые отрицают и подавляют ее, не имея возможности осознать причины возникновения. Это особенно выражено, если в семье активно осуждают проявления агрессии ребенком и, поэтому, не прививают ему социально приемлемые способы ее выражения [6]. А ведь невозможность выразить негативные эмоции может привести к противоречивым направлениям внутренних потребностей реальной жизни и, таким образом, спровоцировать серьезный внутриличностный конфликт или даже нервный срыв. Способы выражения агрессии присутствуют во многих субкультурах. Например, общество футбольных фанатов бунтующих на стадионах или поведение панков на концертах. Такое поведение помогает им снять напряжение от сильного давления социальных норм и правил.
В некоторых субкультурах можно увидеть элементы психотерапии. Молодежные объединения помогают быть в согласии с собой, свободно обращаться с негативными и позитивными чувствами, дают свободу самовыражению личностных особенностей. Подросткам становится легче совместно решать свои проблемы, отстаивать свои права и искать смысл жизни.
Принадлежность к группе – одна из главных потребностей пубертатного периода, поэтому компания может стать для подростка очень ценным ресурсом [6]. Выбранная им субкультура является безопасной зоной, в которой он посредством общения со сверстниками может попробовать разные модели поведения, не испытывая давления социальных норм взрослых. Но, с другой стороны субкультура не так безопасна. В формирующейся группе начинают выделяться подростки с сильным характером – лидеры, которые становятся авторитетом для сверстников, следовательно, могут навязать какую-либо роль, изолирующую подростка от остального общества, что может существенно осложнить возвращение во взрослый культурный мир. Однако, для психологически неготовых подростков субкультура будет представлять наибольшую опасность, так как единственным источником свободы, комфорта и авторитета, что отсутствует в семьях, начинает выступать именно она.
В подростковый период родители проявляют свое негативное отношение к новому статусу ребенка, новому периоду взросления, следовательно в семье возникает неблагоприятная обстановка, которую ребенок хочет избежать любыми путями, чтобы найти душевное тепло. В подростковом возрасте, наблюдаются острые внутриличностные конфликты, внутренний мир подростка оказывается полным противоречивыми тенденциями, и именно, в том случае, если отношения между взрослым и подростком становятся напряженными и лишенными понимания, подросток начинает остро нуждаться в поддержке со стороны, прибегая к объединению в сообщества. Подросток пытается избежать жесткого родительского контроля, наполненного негативом, в поисках сообщества, в котором он смог бы самовыражаться, развивать свои личностные качества, выявлять особенности и проявлять эмоции.
По А.П. Новгородцевой, главной родительской задачей еще до начала подросткового кризиса является необходимость сформировать доверительные и спокойные отношения с ребенком [8]. Потребность в поиске понимания у подростка будет менее выражена и через этот нелегкий период он пройдет с наименьшими психологическими травмами, так как будет чувствовать поддержку родителей.
В подростковый период, от родителей требуется проявлять внимание и принимать участие в жизни ребенка. Когда подросток приобщается к той или иной субкультуре, стоит поинтересоваться, что она из себя представляет, как у нее особенности, и что привлекает в ней ребенка. При этом, следует всячески поддерживать подростка, относиться с уважением и пониманием к его интересам, давать свободу самовыражению и проявлению эмоций для того, чтобы создать безопасную благоприятную зону. Не лишним будет познакомиться с друзьями своего ребенка, относясь к ним с уважением, не критикуя их деятельность, в целях самоуспокоения и попытки показать ребенку, что семья и его компания не на два взаимоисключающие или параллельные миры.
Однако, родителям не стоит переусердствовать в исследовании круга общения своего ребенка по той причине, что подростком это может восприняться как родительский контроль в силу его острого максимализма. В том случае, если подросток попадает в опасное сообщество, оказываясь полностью под влиянием его лидеров, в целях избегания всех возможных манипуляций, угнетения личностных особенностей и психики в целом, родителям следует либо искать новых людей, которые пользуются авторитетом подростка, либо обращаться за профессиональной помощью к психологу.
Педагоги и психологи в своей работе постоянно сталкиваются с детской и (или) подростково-юношеской субкультурами. Хотя им приходится иметь в виду и особенности субкультур, которые складываются в ближайшем социальном окружении воспитательных организаций.
Детская субкультура, присущая ученикам одной школы, детям микрорайона, поселка, села, обычно достаточно однородна и включает в себя, по мнению М.В. Осориной, совокупность своеобразных форм активности детей, детских групп, имеющих тенденцию повторяться из поколения в поколение [10].
Значительно сложнее
выглядит подростково-юношеская
В последнее время СМИ обращают стали внимание на различные направления молодежных субкультур, отмечая их влияние на формирование личности молодежи. Изучение молодежных групп и процессов, происходящих в них, является актуальным вопросом для социальной психологии.
Одним из путей помощи в становлении личности могут быть молодёжные субкультуры – самобытно акцентированные мини-модели общества в целом. Далеко не все подростки нуждаются во включении в какую-либо субкультуру: подростки могут реализовываться в учебной деятельности, в рамках дополнительного образования (секции, кружки по интересам), в семье и в пространстве самообразования.
О зрелости личности нельзя судить ни по «аттестату зрелости», выданному в школе, ни по количеству прожитых лет – человек может прожить всю жизнь и уйти из неё, так и не став личностно зрелым. Ведь личность незрелая не способна ни поставить себе цель в жизни, ни проявить себя качественным созидателем, ни построить отношений ни с собой, ни с другими. Поэтому, вопрос «зрелости личности» напрямую влияет на качественную составляющую нашего общества.
В рамках субкультуры взрослеющий человек, не нашедший понимания в своей семье и оставшийся один на один с острым чувством несовершенства себя, семьи, всего мира, испытывающий глубокий страх и неуверенность в себе, находит поддержку среди себе подобных. «Проигрывая» различные роли и эмоции с ними связанные, он учится сознавать себя, встречаясь с собой лицом к лицу, учится строить отношения, понимать другого и понимать своё место среди других. Одним словом, он учится быть зрелой личностью.
Информация о работе Субкультура – один из путей к зрелости личности