Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 23:13, курсовая работа
В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывает проблема развития подростковых субкультур. Изучением этого вопроса занимались такие известные социологи, как В.Р. Дольник, А.П. Красковский, М. Мид, Е.Л. Омельченко, Д. Хэбдидж. В первую очередь это связано с тем, что молодежные субкультуры не просто стали играть значимую роль в социальной адаптации подростков, а заняли большое место в механизме формирования молодежной культуры [6]. Специалисты разных областей расхожи в мнениях по поводу интерпретации термина «субкультура». Так, социологи называют это «общественным объединением», социальные психологи – «неформальной группой», криминологи – «сообществом», а политологи – «тусовкой» (М.Б. Кордонский).
Введение 3
1. Понятие субкультуры в психологической науке 5
2. Роль молодежных субкультур в процессе социализации личности 15
Заключение 23
Список литературы 24
в) Предпочитаемые носителями субкультуры источники информации обычно имеют следующее отражение: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, телевидение, сайты («страницы») в Интернете, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные телепрограммы и радиопередачи, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобранная, обработанная и воспринятая в соответствии с характерными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения и взаимодействия ее носителей.
г) Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно выявить ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, модель поведения, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможностями, а также модой.
Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой, претерпевая при этом определенные изменения, которые зависят от характера той среды, в которой мода функционирует (половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентации, условий жизни и пр.), поэтому можно говорить об особенностях моды тех или иных субкультур.
Так, например, мода в одежде и в оформлении внешности имеет, хотя и всеобщий характер, но в подростково-юношеской субкультуре принято следовать ей особенно скрупулезно. Она имеет почти равную значимость для обоих полов. В автономных подростково-юношеских субкультурах (панки, металлисты, хиппи и др.) мода в одежде и в оформлении внешности довольно существенно (у металлистов), а порой и кардинально (у хиппи) отличается от общепринятой.
д) Жаргон. Жаргон является одним из наиболее очевидных признаков субкультуры - своеобразный диалект, который отличает представителей определенной субкультуры.
Жаргон – явление
многослойное, которое включает в
себя ряд групп слов и выражений.
В подростково-юношеском
е) Фольклор – комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества, который рождается и бытует в каждой субкультуре. К примеру, субкультура толкиенистов имеет глубокие коннотации с фольклором кельтских и германских народов.
Словесный вид творчества включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и «деяниях» ее легендарных представителей, специфические по содержанию, стихотворные и прозаические произведения, различные анекдоты, а в детской субкультуре - считалки, дразнилки, страшилки.
Музыкальный фольклор – это, как правило, песни, которые выражают определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства, эмоции и стремления, особенности стиля жизни, поведения и мышления, отражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о каких-либо реальных или мифических событиях в жизни ее носителей.
Отдельное место в культуре неформалов занимает искусство граффити. Термин «граффити» произошел от итальянского «graffito» и означает «проводить линии», «писать каракулями». Он обозначает надпись, знак, сделанные всеми возможными способами (мелом, ручками и карандашами, маркерами, краской, выцарапанные или выбитые) на объектах общественной и частной собственности (на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, в туалетах, лифтах, на лестницах, на партах и столах и даже на памятниках культуры). Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, в том числе и матные, рисунки, символы. Граффити – одно их средств утверждения групповой идентичности носителей субкультуры (написание имен рок-идолов, названий спорткоманд и т.д.), протест против социальных и культурных норм, отражение злобных реакций на конкретных людей и этнические группы [14].
Существует
множество разнообразных класси
- просоциальные (социально-положительные) – группы, ориентированные приносить пользу обществу (защитники природы-экологисты);
- асоциальные – группы, находящиеся в стороне от основных социальных проблем, угрозы обществу не представляют, но общим нормам не подчиняются (панки, хиппи, рокеры);
- антисоциальные (социально-отрицательные) – группы, имеющие агрессивный характер [11].
И.Ю. Сундиев классифицирует молодежные объединения (МО) по ведущему мотиву их деятельности; автор считает, что все МО являются различными формами социальной, культурной, политической «самодеятельности – как способа саморазвития, самоутверждения, самореализации, определяемого спецификой социальных, экономических, психологических и прочих условий...» [15].
И.Ю. Сундиев выделяет разновидности неформальной самодеятельности:
- агрессивная, базирующуяся на резком противопоставлении «мы» - «они» и воспевающую культ силы. Простота и наглядность самоутверждения в этой форме придают ей особую популярность в среде подростков, особенно со сниженным интеллектуальным и культурным уровнями развития;
- эпатажная, психологическое содержание которой - вызов сложившимся нормам, правилам, чтобы привлечь внимание. Внешний эпатаж - наиболее доступная форма самоутверждения;
- альтернативная, характеризующаяся выработкой отличающихся от общепринятых моделей поведения, форм проведения досуга, образа жизни;
- социальная, нацеленная на решение конкретных социальных задач;
- политическая, направленная на изменение политической ситуации в стране в соответствии с идеями группы [15].
По мнению Д. Хэдбиджа, природа подростковых и молодежных субкультур складывается из трех составляющих:
1) биология возраста – морфо-функциональные особенности («гормональный шторм»);
2) психология возраста – прежде всего психологические новообразования, в частности, чувство взрослости, провоцирующее подростка на конкуренцию со старшим поколением;
3) социология – процессы взаимодействия с социумом, социализация, поиск и приобретение социальной идентичности [16].
Одной из особенностей подросткового возраста является острое осознание несовершенства: своего, родителей, уклада в семье, в силу чего происходит отчуждение подростка от семьи, и мира в целом. Сильные эмоции, связанные с этим пережить в одиночку очень трудно. Подростки начинают объединяться по принципу: подобное притягивает подобное. В рамках субкультуры они учатся принимать несовершенство друг друга.
Процесс социализации человека носит исторический характер. Индивидом можно назвать и новорожденного, и зрелого человека, но только последнего можно охарактеризовать как личность. По словам А.В. Петровского, «личность» – это социальное существо, включенное в общественные отношения и являющееся деятелем общественного развития. С самого рождения индивид оказывается включенным в определенную, исторически сложившуюся общественную систему отношений. В ней посредством межличностных коммуникаций происходит становление личностных черт. Каждая личность – субъект познания, субъект общественной деятельности. В данном контексте, понятие «личность» трактуется, как пассивный продукт социальной среды, но есть и другая сторона этого определения. Личность – это активный деятель, преобразующий действительность и усваивающий социальный опыт посредством своего внутреннего мира. В первую очередь, активность личности проявляется в жизненной позиции, которую занимает человек и в соотнесении человеком себя с определенным социальным слоем населения. В одних и тех же жизненных обстоятельствах могут проявляться разные жизненные позиции, как формы активной деятельности. Например, плохая оценка в школе у одного ученика вызовет слезы и сильную мотивацию к исправлению отметки, другой может оказаться совершенно равнодушным, а третий – просто посмеяться. Следовательно, все внешние проявления воздействия на человека носят социально обусловленный характер. Личность не может занимать строго определенное место в системе общественных отношений.
В современной психологии заметное место занимают двухфакторные теории, которые рассматривают личность человека с двух сторон – биологического и социального или психического и психологического. Биологическая организация человека имеет соответственно природную основу и включает в себя такие черты, как особенности памяти, мыслительных процессов, способность к волевому усилию и т.д. Социальная организация, как было рассмотрено ранее, определяется отношением личности к внешней среде – социуму и представляет собой всю систему отношений личности.
Поведение человека зависит от обстоятельств и ситуаций, в которые он попадает. Место в группе, функции, нормы поведения и роль человека определяются социальным сообществом, в которое он входит. К примеру, человек в системе рабочих отношений выполняет должностные функции и его поведение зачастую характеризуется ограниченным количеством эмоций, грубостью, строгостью, диктовкой жестких правил и тот же человек, но в системе семейных отношений выполняет другую роль – заботливого мужа и доброго отца. Следовательно, в разных жизненных ситуациях, человек может играть совершенно противоположные роли. Аналогично происходит и в подростковых субкультурах: в зависимости от ее типа (асоциальный, просоциальный и антисоциальный), устоявшихся норм поведения и мировоззрения, человек занимает ту или иную позицию, выполняет соответствующие функции и принимает ту или иную модель поведения.
На пути к эмоциональной зрелости подростки создают субкультуры чтобы преодолеть негативные эмоции: неуверенность в себе, чувство неоцененности, а также страх перед жизнью и перед смертью. Например, «Готы» – сообщество молодежи, в глубокой основе которого лежит примирение со смертью как экзистенциальной истиной: вводя принятие смерти в повседневный обиход, члены данной субкультуры формируют определенное мировоззрение, оказывающее влияние на процесс социализации.
Аутентичность – важнейшая экзистенциальная ценность человека. Вопрос аутентичности исследовал известный американский психотерапевт Дж. Бьюдженталь, он выделил три основных признака аутентичного существования:
- полное осознавание настоящего момента жизни;
- самостоятельный выбор способа жизни в данный момент;
- принятие личной ответственности за данный выбор [2].
Аутентичность обобщает многие свойства личности. В первую очередь это выражение искренности по отношению к другому. Аутентичный человек стремится во всех ситуациях оставаться самим собой, служит примером гибкого поведения. Данное явление связано с тем, что некоторые люди слишком много жизненной энергии тратят на проигрывание порой бесполезных ролей, на создание различных «масок», вместо того, чтобы направить энергию в нужное русло, т.е. на решение своих жизненных проблем. Каждого человека окружают люди ему подобные, и если он будет постоянно прятаться за маской какой-либо выбранной им роли, то ответная реакция будет настолько же неискренна. Если подросток чувствует себя некомфортно в семейной обстановке, то он прибегает к различным объединениям. В этих сообществах он может быть самим собой, то есть, проявлять аутентичность.
В современном мире сложился такой стереотип, что само членство в субкультуре является знаком девиантности подростка. Однако, присоединение к неформальной группе – нормальный выбор подростка. Исходные мотивы (даже асоциальные) оцениваются исследователями в этой области, как естественные для данного возраста.
В подростковый период имеют
место различные
А.В. Мудрик говорил, что подростки объединяются в группы, позволяющие им осознать и утвердить себя в качестве личностей, отличных по своим чертам от доминирующей культуры [7]. Это люди, имеющие ярко выраженный способ поведения, внешний образ, жаргон, совокупность норм, а также систему ценностей, установок и жизненных убеждений, которые присущи обособленной социальной общности, т.е. субкультуре.
В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка, и ориентация направлена на сознание человеком своих личностных особенностей. В этот период происходит формирование нравственных понятий, представлений, убеждений и системы ценностей. Поиск себя и самовыражения вынуждают подростков искать примеры для подражания и идеалы. Проблема только в том, что эти идеалы могут быть очень разными, а их качества, следовательно, слишком противоречивыми, чтобы сформировать из них единую полноценную личность. В связи с этим, добиться нужного сходства с идеалами невозможно, что и является большой проблемой. Именно поэтому, образуются различные подростковые субкультуры, которые представляют собой систему ценностей и моделей поведения, являющейся безопасной для подростка зоной, в которой он может сохранять и формировать свою индивидуальность.
Подростковая субкультура – это некая попытка построить сообщество единомышленников и утвердить свой собственный стиль жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого. Субкультуры не только дают возможность подростку установить свои правила и ритуалы, но и, как бы, разрешают ему те или иные способы проявления самовыражения. Например, принадлежность к подростковой субкультуре «Эмо» – разрешает свободно выражать все свои эмоции как положительные, так и отрицательные, а готическая субкультура – разрешает размышления о смерти, дает возможность осмыслить смерть и ее место в жизни, сделав знание о ней менее травматичным и пугающим.
Информация о работе Субкультура – один из путей к зрелости личности