Сущность и методы проблемного изучения в средней общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

В последние десятилетия для активизации познавательной деятельности и реализации в учебном процессе принципа диалогичности используются методы проблемного обучения. Методы проблемного обучения составляют основу рационального управления учебной деятельностью. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, руководство выдвижением гипотез, их доказательством и проверкой, оказание помощи в поиске областей применения найденных способов деятельности – все это элементы управления познанием присущие проблемному обучению.

Содержание работы

Введение с 3
Содержание основных понятий теории проблемного обучения:
«проблемное обучение», «проблемная ситуация», «проблема»,
«учебная проблема» с 5
Специфика и функции проблемного обучения с 9
Структура и типы проблемных ситуаций, способы их создания с 11
Методы проблемного обучения и последовательность их
применения в учебном процессе с 14
Заключение с 17
Литература с 18

Файлы: 1 файл

психология Microsoft Word (2).doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

     КАФЕДРА СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН 
 

     Контрольная работа

     по  дисциплине «Психология и педагогика»

     Тема: «Сущность и методы проблемного  изучения в средней общеобразовательной  школе» 
 

Содержание

Введение                                                                                                         с 3

  1. Содержание основных понятий теории проблемного обучения:

«проблемное обучение», «проблемная ситуация», «проблема»,

«учебная проблема»                                                                                         с 5

  1. Специфика и функции проблемного обучения                                   с 9
  2. Структура и типы проблемных ситуаций, способы их создания      с 11
  3. Методы проблемного обучения и последовательность их

применения в учебном процессе                                                                     с 14

Заключение                                                                                                        с 17

Литература                                                                                                         с 18         
 
 
 
 
 

    Введение

    В последние десятилетия для активизации познавательной деятельности и реализации в учебном процессе принципа диалогичности используются методы проблемного обучения. Методы проблемного обучения составляют основу рационального управления учебной деятельностью. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, руководство выдвижением гипотез, их доказательством и проверкой, оказание помощи в поиске областей применения найденных способов деятельности – все это элементы управления познанием присущие проблемному обучению.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Содержание  основных понятий  теории проблемного  обучения: «проблемное  обучение», «проблемная  ситуация», «проблема», «учебная проблема»          

    Проблемное  обучение не является абсолютно новой  дидактической системой. Опытными педагогами всегда использовались элементы творческого  поиска обучающихся при овладении  разными отраслями знаний. Разработка идей проблемного обучения в конце  прошлого века стала реакция на «пассивные» методы обучения. До сегодняшнего дня продолжаются психолого-педагогические исследования:

  1. логистики и принципов проблемного обучения;
  2. содержание основных понятий его теории;
  3. классификации основных понятий его теории;
  4. классификации основных типов проблемных ситуаций;
  5. системы методов;
  6. сущности и структуры проблемных занятий и т.д..

    Обратимся к взглядам исследователей и практиков  на содержательный и процессуальный аспекты проблемного обучения. Акцентируя значение методов проблемного обучения для формирования творческого потенциала обучающихся И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин – зачинатели проблемного обучения в нашей стране, усматривают его своеобразие в том, что студенты систематически включаются преподавателем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они самостоятельно научаются добывать знания, применять ранее  усвоенные и овладевать опытом творческой деятельности. М.Я. Лернер видит его сущность в том, что «в процессе решения учащимися специально разработанной системы проблем и проблемных задач происходит овладение опытом творческой деятельности, творческое усвоение знаний и способов деятельности, формирование гражданской активности и творчески относящейся к своей деятельности сознательной личности».

    В.Т. Кудрявцев видит отличия концепции проблемного обучения от ранее сложившихся подходов в том, что она вносит в теорию и практику систему формирования творческих способностей обучающихся, а не просто отдельные приемы активизации познавательного интереса, мышления и т.д. Автор дает следующее содержание понятия «проблемное обучение особый тип обучения, характерную черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция».

    Н.А. Сорокин «Проблемное обучение –  такой тип обучения, сущность которого состоит в создании проблемных ситуаций и в управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем».

    Проблемное  обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением им готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения студентов, их самостоятельности, устойчивых мотивов учения и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

    Польский  педагог В.Оконь трактует проблемное обучение как, совокупность таких действий, как организация проблемной ситуации, формирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, поверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

    Основными понятиями концепции проблемного  обучения являются: «проблемная ситуация», «проблема», «учебная проблема или учебная задача». Исследователи в области дидактики по-разному подходят к определению содержания данных понятий. Проблемная ситуация (по греч. проблема – задача, задание от лат. ситуация – положение).

    По  мнению ИЛ. Лернера «проблемная ситуация - это явно или смутно осознанное субъектом затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний или новых способов действий». A.M. Матюшкин трактует, как ситуацию возникшую в процессе выполнения практического или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия.

    В качестве рабочего определения, возьмем идею М.И. Махмутова. Что такое проблемная ситуация? Проблемная ситуация - психическое состояние субъекта с объектом познания, характеризующееся потребностью и усилиями студента обнаружить, «открыть» и усвоить новое, неизвестное ещё для него знание, содержащееся в учебном предмете и необходимое для решения учебных проблем.

    Далее рассмотрим содержание понятия проблема. Проблемная ситуация влечет за собой возникновение в сознании субъекта познания проблемы, подлежащей решению. Что такое проблема? Проблема - сложный вопрос, задача требующие разрешения, исследования.

    И.Я. Лернер считает, что каждая проблема содержит проблемную ситуацию, но не каждая проблемная ситуация преобразуется в проблему. Ситуация перерастает в проблему с момента принятия ее субъектом к решению на основе имеющегося фонда знаний, умений, навыков и опыта поиска. Принятие проблемы возможно при наличии у субъекта потребности в ее решении. Средством удовлетворения этой потребности становится познавательная активность, а мотивом этой активности выступает познавательный интерес.

    Рабочее определение проблемы. Под проблемой понимают такую разновидность задачи, задания, теоретического или практического вопроса, решение которого не может быть достигнуто с помощью имеющихся знаний и поэтому требует от обучающихся определенных действий по приобретению новых знаний и способов деятельности.

    Учебная проблема. С центральным понятием концепции проблемного обучения связано понятие учебной проблемы (или проблемной задачи). Рассмотрим различные точки зрения на это понятие. Учебная проблема используется как синоним проблемной задачи. Проблемная задача является единицей содержания проблемного обучения, а само это содержание -системой проблемных задач.

    В. Оконь трактует учебную проблему как, теоретическую или практическую трудность, решение которой является результатом собственной исследовательской активности ученика (11).

    А.А. Вербицкий «Учебная проблема - должна иметь форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие, который студент переживает как интеллектуальное затруднение» (2).

    A.M. Махмутов «Учебная проблема- форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющего направление умственного поиска, пробуждающего интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущего к усвоению нового понятия или нового способа действия» (9).

    Следующее базовое понятие теории проблемного обучения -проблемный вопрос. Его содержание анализировалось в работах Т.В. Кудрявцева, М.И, Махмутова, И.Я. Лернера, Т.А, Ильиной, где мы находим весьма неоднозначное толкование. Проблемный вопрос и проблемная задача являются характеристикой объекта мышления. Но между ними есть различие. Структуру проблемной задачи определяет три компонента: данные (условия), требование и искомое (неизвестное). Вопрос же, с одной стороны, может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, с другой - выступать как относительно самостоятельная форма мысли, как отдельное проблематизированное высказывание, требующее ответа. Проблемный вопрос ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания. Например, к числу остро проблемных вопросов относятся и так называемые вечные вопросы: Что есть истина? Что есть добро? Таковы основные понятия обсуждаемой теории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Специфика и функции проблемного обучения.

      В процессе решения проблемной ситуации усвоение или открытие нового совпадает с такими изменениями психологического состояния субъекта, которые составляют микроэтап в его развитии:

    1) открытие неизвестного в проблемной ситуации, совпадает с процессом становления элементарных психологических новообразований, отсюда развивающий эффект проблемного обучения (развивающая функция);

    2) механизм мышления в традиционной схеме обучения не действует потому, что мышление связано с будущими ситуациями восприятия действия, в проблемном обучении мышление связано с проблемами не имеющими известного алгоритма их решения;

    3) обучающийся имеет дело с разными реальностями: при решении задач - с искомым, а при решении проблемы - с неизвестным. Искомое находится путем преобразования известных данных задачи с помощью заданного способа, а неизвестное требует продуцирования новых знаний, способов действий, перевода с помощью проблемной ситуации в задачу, а лишь затем ее решение.

    Проблемная ситуация характеризуется тем, что в сознании учащихся она отражается в виде острого логического противоречия. Проблемное обучение основано на несоответствии новых знаний имеющимся представлениям учеников. В таких ситуациях ученики быстрее усваивают сущность новых понятий; их деятельность должна быть ориентирована на вскрытие особенностей в рассматриваемом педагогическом явлении и на обнаружение его противоположных сторон. Выявление в ходе занятий того или иного противоречия стимулирует мыслительную и эмоциональную активность учеников. Ученик не просто перерабатывает информацию, а переживает ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для него знания; формируется и его личностное эмоционально-ценностное отношение к усваиваемому материалу.

    По своему целевому назначению проблемное обучение является многоаспектным. Как показывает практика, оно может быть использовано в педагогических училищах в целях:

    1) изучения учениками под руководством преподавателя сложных и дискуссионных проблем, отдельных тем и разделов программ с использованием приемов рационального мышления и самостоятельной работы;

    2) обучения учеников использованию проблемного подхода и применению ими исследовательских методов в приобретении новых знаний в процессе самостоятельного учебного труда;

    3) самостоятельного решения учащимися посильных психолого-педагогических проблем;

    4) обучение применению поисковой методики для передачи знаний во время практики и в будущей самостоятельной работе в различных учреждениях;

Информация о работе Сущность и методы проблемного изучения в средней общеобразовательной школе