Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:51, контрольная работа
В последние десятилетия для активизации познавательной деятельности и реализации в учебном процессе принципа диалогичности используются методы проблемного обучения. Методы проблемного обучения составляют основу рационального управления учебной деятельностью. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, руководство выдвижением гипотез, их доказательством и проверкой, оказание помощи в поиске областей применения найденных способов деятельности – все это элементы управления познанием присущие проблемному обучению.
Введение с 3
Содержание основных понятий теории проблемного обучения:
«проблемное обучение», «проблемная ситуация», «проблема»,
«учебная проблема» с 5
Специфика и функции проблемного обучения с 9
Структура и типы проблемных ситуаций, способы их создания с 11
Методы проблемного обучения и последовательность их
применения в учебном процессе с 14
Заключение с 17
Литература с 18
5) формирование психологической и технологической готовности к обучению учащихся, доступным приемам рационального мышления и способам решения учебных проблем.
Последние два аспекта являются специфичными для педагогического учебного заведения и раскрывают профессиональную направленность проблемного подхода в подготовке специалистов для учреждений образования.
Выявление специфики проблемного обучения позволяет нам выделить шесть его функций: развивающую, образовательную, воспитательную и три специфических функции:
- воспитание навыков творческого усвоения знаний;
- воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы;
-
формирование и накопление опыта творческой
деятельности.
3. Структура и типы проблемных ситуаций, способы их создания.
1.Рассмотрим различные классификации типов проблемных ситуаций:
Ориентируясь на характер лежащего в основе проблемной ситуации противоречия между знанием и незнанием Т.В. Кудрявцев выделяет следующие типы проблемных ситуаций в обучении учащихся средних общеобразовательных учреждений:
1) проблемные ситуации, возникающие при столкновении ученика с противоречием между имеющимися знаниями и теми требованиями, которые возникают в ходе решения новых теоретических или практических педагогических задач;
2) проблемные ситуации, сопровождающие обнаружение учеником противоречия между теоретически возможным путем решения педагогической задачи и его практической нецелесообразностью или неосуществимостью;
3) проблемные ситуации, связанные с необходимостью выбора учеником способа решения педагогической задачи из сложившейся у него системы знаний;
4) проблемные ситуации, возникающие при отсутствии у ученика теоретических знаний для обоснования практически достигнутого результата.
По мнению И.А. Ильницкой проблемные ситуации могут быть классифицированы и по характеру обстоятельств которыми вызвано их появление:
1) проблемные ситуации, возникающие при направленности учебно-воспитательного процесса на поиск новых знаний;
2) проблемные ситуации, связанные с поиском новых средств и способов действий. (Эту группу составляют ситуации противоречия между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью, большим количеством фактических данных и отсутствием метода их обработки и анализа и т.д.).
3) проблемные ситуации, вызванные поиском оценки применимости теории или метода. Эту группу составляют ситуации, возникающие в случаях, когда неизвестно, применима ли данная модель или метод, теория или средство в данных условиях, когда следует установить в каких еще областях применима та или иная теория или методика (3).
Требования к созданию проблемных ситуаций:
1) система должна охватывать основные типы доступных для усвоения студентами аспектных проблем каждой науки и смежных с ней областей;
2) отражать важные в образовательном отношении и доступные для овладения учениками методы науки;
3) предусматривать формирование важнейших черт творческой деятельности обучающихся;
4) охватывать разные уровни сложности проблемных задач, оптимальных для общего среднего образования;
5) учитывать требования к усложнению проблемных задач по содержанию, структуре, последовательности решения в процессе обучения.
Условия эффективной организации и использования проблемного обучения:
1) учет и анализ особенностей изучаемой науки и определение типологии и системы учебно-познавательных проблем, подлежащих разрешению на занятиях по предмету;
2) определение функций проблемных ситуаций;
3) разработка методических подходов к решению типовых учебных проблем;
4) планирование в изучаемом курсе системы проблемных занятий-лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий;
5) высокий уровень познавательного интереса к предмету; 6)оптимальная степень овладения учениками умениями и навыками
самостоятельной учебной работы, умственного труда и творческой деятельности;
7) последовательный характер освоения системы проблемного обучения. Рассмотрим структуру и способы конструирования проблемных ситуаций.
Способы конструирования проблемных ситуации:
1) перед учеником должно быть поставлено такое задание, при выполнении которого будет открыто подлежащее усвоению новое знание;
2) неизвестное знание, которое нужно открыть для правильного выполнения задания, может представлять общую закономерность, общий способ действия, нестандартное применение знаний и приемов работы и т.д.
Далее
целесообразно рассмотреть методы проблемного
обучения.
4. Методы проблемного обучения и последовательность их применения в учебном процессе.
Уровень проблемное™ ситуаций зависит и от того, какими методами и в каких формах учебной работы реализуется принцип проблемное™. Различие методов, обеспечивающих усвоение опыта творческой деятельности определяется постепенностью его овладением учениками. Исследовательский, частично-поисковый методы в метод проблемного изложения материала на разном уровне реализуют проблемное обучение.
Исследовательский метод проблемного обучения. Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями: первая функция направлена на обеспечение творческого применения учениками приобретенных знаний и умений; вторая функция направлена на овладение учащимися методами психолого-педагогического исследования в процессе поиска этих методов и их применения; третья функция направлена на формирование черт творческой педагогической деятельности, а также обеспечивает формирование интереса к творческой деятельности и потребности в инновационном подходе в различных сферах жизни. Данный метод требует самостоятельного прохождения учениками следующих этапов процесса исследования: наблюдение и изучение педагогических явлений; выделение непонятных явлений, подлежащих исследованию (осознание и постановка психолого-педагогических проблем); выдвижение гипотез; построение плана действий по проверке гипотез; осуществление плана; формулировка решения, объяснения; проверка решения и убедительности полученных выводов, (а также в случае необходимости постановка новой проблемы); практические выводы о возможности и целесообразности применения добытых знаний в интересующей сфере.
Специфика исследовательского метода проблемного обучения состоит в самостоятельности учеников при выполнении ими поисковых заданий. Самостоятельное прохождение выше перечисленных этапов исследования требует от учеников ряд умений:
1) анализировать условие задачи в соответствии с ее вопросом;
2) преобразовывать основную проблему в ряд частных проблем, подчиненных главной;
3) проектировать план и этапы решения проблемы;
4) формулировать гипотезу;
5) синтезировать различные направления поисков;
6) проверять решение и др. Частично-поисковый (эвристический метод)
Данный метод обеспечивает поэлементное усвоение опыта творческой деятельности и овладение отдельными этапами поисковой деятельности.
Вариантом частично-поискового метода является эвристическая беседа. Эвристическая беседа строится из серии взаимо-связанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы. Большая часть вопросов эвристической беседы представляет подпроблемы, которые надо решать творчески. Остальная часть вопросов носит репродуктивный характер, они необходимы для актуализации данных, важных при нахождении неизвестного. Система проблемных и информационных вопросов (подготовленных преподавателем заранее) является средством управления мыслительной деятельностью студентов в эвристической беседе. Информационные и проблемные вопросы по внешней логической форме могут быть одинаковыми, поэтому один и тот же вопрос для сильного студента может являться информационным, а для менее подготовленного стать проблемным.
Сочетая информационные и проблемные вопросы, преподаватель получает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения учащихся. Данный метод, как и другие может быть построен индуктивно или дедуктивно, при сочетании прямого и косвенного взаимодействия участников процесса.
Метод проблемного изложения. Осуществляя профессиональную подготовку учеников преподаватель должен ориентировать их на некий эталон культуры и логики профессионального мышления, к которому они как будущие специалисты должны стремиться. Для того, чтобы ориентировать учеников на данный эталон, на занятиях преподаватель использует метод проблемного изложения учебного материала.
Сущность метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель знакомит учеников не только с найденными решениями профессиональных проблем, областями и способами их применения, а так же с логикой поиска этих решений. Проблемное изложение преподавателем изучаемого материала направлено и на то, чтобы проследить современную логику педагогических проблем, решение которых в науке еще не найдено или не является бесспорным.
Преподавателю
для проблемного изложения следует отбирать
узловые, важнейшие разделы курса, которые
являются наиболее значимыми для будущей
профессиональной деятельности. Важно,
что в процессе проблемного изложения
воссоздаются предметный и социо-культурный
контексты профессиональной деятельности.
Предметный контекст
- когда в виде учебных проблем представлено
противоречивое содержание педагогического
знания. Социокультурный контекст
- когда данное знание обнаруживается
как описание борьбы мнений, позиций научных
школ или отдельных ученых в истории науки,
так же как диалог. На таких занятиях воссоздаются
условия теоретической работы ученого
той или иной области. В условиях проблемной
лекции приоритет должен принадлежать
устному изложению диалогического характера.
Заключение
Проблемное обучение подразумевает работу с проблемной ситуацией и преследует цель выработки мыслительных способностей, позволяющих человеку определиться и действовать в непривычных противоречивых условиях.
Проблемное
обучение - направлено на активизацию
учебно-познавательной деятельности учащихся,
а его методы являются средством последовательного
формирования у учеников опыта творческой
деятельности.
Литература:
Информация о работе Сущность и методы проблемного изучения в средней общеобразовательной школе