Сущность и особенности конфликтов в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее распространенных видов конфликтов являются межличностные. Они охватывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Любой конфликт так или иначе сводится к межличностному. Фактически он первичен по отношению ко всем остальным видам конфликта, за исключением внутриличностного.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1.Сущность и особенности конфликтов в педагогическом процессе………………5
2.Виды конфликтов в педагогическом процессе…………………………………….7
2.1.Причины возникновения конфликтов……………………………………………7
3.Способы разрешения межличностных конфликтов в ученическом коллективе…11

Заключение………………………………………………………………………………14
Глоссарий………………………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………………………17
Приложение
А. Методики психолого-педагогического исследования конфликтов в школьном коллективе

Файлы: 1 файл

Агапова С.С..doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

1.Сущность и особенности конфликтов в педагогическом процессе………………5

2.Виды конфликтов в педагогическом  процессе…………………………………….7

2.1.Причины возникновения конфликтов……………………………………………7

3.Способы разрешения межличностных конфликтов в ученическом коллективе…11

 

Заключение………………………………………………………………………………14

Глоссарий………………………………………………………………………………16

Список использованных источников…………………………………………………17

Приложение

А. Методики психолого-педагогического исследования конфликтов в школьном коллективе

 

Введение

Одним из наиболее распространенных видов конфликтов являются межличностные. Они охватывают практически все  сферы человеческой жизнедеятельности. Любой конфликт так или иначе  сводится к межличностному. Фактически он первичен по отношению ко всем остальным видам конфликта, за исключением внутриличностного.

Межличностный конфликт – открытое столкновение взаимодействующих  субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных  потребностей, целей, интересов, мотивов, не совместимых в конкретной ситуации. Проблеме межличностного конфликта в большей мере уделяют внимание представители психологического направления в конфликтологии.

В межличностном конфликте  в полном объеме проявляются индивидуальные социально психологические особенности субъектов конфликта, влияющие на динамику его развития, формы конфликтного взаимодействия, ход и исход. Они отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими сторонами и затрагивают интересы не только непосредственных участников, но и тех, с кем они непосредственно связаны, либо служебными, либо межличностными отношениями.

Субъектами межличностного конфликта выступают конкретные личности – индивидуумы, обладающие несовпадающей системой притязаний.

Объектом межличностного конфликта выступает конкретная потребность (материальная, духовная), а основной причиной – способ ее удовлетворения. Предметом межличностного конфликта, как правило, служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы его субъектов.

Наиболее распространенными  формами реальных межличностных  конфликтов выступают взаимные обвинения, ссоры, нападки, защита. В них каждый участник конфликта стремится самоутвердиться, удовлетворить свои потребности, достичь своих  интересов.

В настоящее время существует ряд  экспериментальных исследований по изучению особенностей конфликтов в  ходе учебной деятельности. В разработке путей разрешения конфликтов, возникающих в среде участников учебно – воспитательного процесса участвовали Х.Бродаль, О.С.Гребенюк, А.Б.Добрович, М.Дойч, Р.Дорендроф, Х.Корнелиус, И.М.Курдюмова, Н.И.Леонов,Ч.Ликсон, Л.А.Петровская, А.Г.Почебут, М.М.Рыбакова, Н.В.Самоукина, П.А.Сергоманов, Д.Г.Скот, Т.С.Сулимова, Е.А.Тимоховец, Ш.Фейер, В.А.Чикер, Н.И.Шевандрин и др.

Основная часть

1.Сущность и особенности конфликтов в педагогическом процессе

В напряженном ритме  школьного общения постоянно  возникают ситуации, провоцирующие  бурный всплеск эмоций, и нам очень  трудно бывает порой сдержать гнев, негодование, раздражение. Конфликтогенность образовательной среды является закономерностью функционирования педагогического социума, поскольку конфликтные столкновения в данной среде обусловлены контекстом учебно–воспитательных условий и задач педагогического процесса. Работая с коллективом воспитанников – учащихся, педагог, как правило, находится в сильном напряжении, ибо он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение своих подопечных в различных ситуациях. Такая изначально повышенная нервно – психическая нагрузка способствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Многие ученые отмечают, что конфликтогенные события  в школьной действительности переживаются острее, и в целом образовательная среда наиболее активно воспринимает все проблемы социума. Поэтому конфликтогенность образовательной среды обусловлена действием всех факторов, продуцирующих конфликты. Здесь необходимо отметить воздействие социальных, социально – психологических и психологических факторов, а также ряд специфических для образовательной среды причин:

- падение престижа  педагогической профессии в обществе  и воспитательной работы в  образовательных учреждениях, авторитарность  в школьном управлении, возросшая  напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме -, невротический стиль общения во многих семьях;

- недооценка значения  развития индивидуальности учащихся  и учителей;

- недостаточная упорядоченность  формальных и неформальных отношений  в школьном социуме, зачастую неумение сочетать единоначалие и демократические принципы управления, недостаточное развитие неформальных педагогических связей в школьном коллективе;

- слабая психологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их преодоления;

- специфика педагогической  работы заключается в том, что педагог, как правило, находится в сильном напряжении, которое способствует быстрому изнашиванию интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.

Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у опытных, и у  начинающих учителей. Очень важно  для учителя выйти из конфликтной  ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью в своей работе.

Межличностные конфликты, возникающие между педагогами и  учащимися, по своему содержанию могут  быть деловыми и личными.

Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного  коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы. В этом случае имеют место по преимуществу деловые конфликты между педагогом и учащимися, которые возникают как следствие объективных, предметных противоречий совместной деятельности. Они имеют положительный характер, так как направлены на определение эффектных путей достижения общегрупповой цели.

Однако и такой конфликт не исключает эмоциональной напряженности, ярко выраженного личного отношения к предмету разногласий. Но личная заинтересованность в общем успехе не позволяет конфликтующим сторонам сводить счеты, самоутверждаться путем унижения другого. В отличии от конфликта личного характера после конструктивного решения вопроса, породившего деловой конфликт, взаимоотношения его участников нормализуются.

2.Виды конфликтов в педагогическом процессе

Виды конфликтов в  образовательной среде:

1.Организационные конфликты обусловлены несовершенством организационных структур и управленческой деятельности системы образования.

2.Учебные конфликты обусловлены учебной деятельностью.

3.Методические конфликты  обусловлены несовершенством методического обеспечения учебно–воспитательного процесса.

4.Личностные конфликты. В их основе лежат личностные проблемы участников конфликтной ситуации.

5.Коммуникативные конфликты вызваны индивидуальным своеобразием конфликтующих сторон, их ценностными ориентациями, установками и др.

Специфические причины  приводят к конфликтному общению в системах отношений учитель – администратор, учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родитель.

2.1.Причины возникновения  конфликтов

1. «Учитель-ученик»

- по успеваемости;

- по поведению;

-отношения между учителем  и учеником;

Любой школьник – старшеклассник имеет достаточный жизненный опыт для установления и поддержания нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Тем не менее, в последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее. Важно подчеркнуть, что в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта воспитанников.

Причиной возникновения  любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где  есть рассогласование: целей, интересов, позиций, мнений, взглядов, убеждений, личностных качеств, знаний, умений, потребностей, мотивов, оценок и самооценок.

Таким образом, можно  отметить, что причины, нарушающие взаимодействие учителя с учеником, имеют свою специфику и достаточно разнообразны. Однако анализ психолого-педагогической литературы и конкретных ситуаций позволил выделить типичные конфликты в системе отношений «учитель-ученик». В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.

2. «Ученик-ученик»

- грубость, жестокость, озлобленность;

-дефекты развития, основанные  на подавлении личности растущего  человека;

-стремление компенсации  проблем развития внутреннего  мира в доступных формах (побить  младшего, отнять у него что-либо  и др.)

-усвоение негативных  стереотипов поведения;

-учебные перегрузки  детей, общая утомляемость учащихся, ведущая к обострению противоречий;

-смена школьного или  классного коллектива и возникающая  при этом трудность в адаптации  новичков;

-отсутствие умений  соотносить себя с другими,  несоответствие самооценки ученика с оценкой товарищей;

-неопределенность социального  статуса личности конкретного  ученика в школьном социуме;

-общая неблагоприятная  морально-психологическая атмосфера  в классе, школе;

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могу возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом.

Лидеры могут втягивать  в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками  устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями. Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельными учениками младших классов.

3. «Учитель-родитель»

Взаимодействие учителя  и родителя затруднено в силу следующих  причин:

-разные уровни общей  и педагогической культуры;

-несогласованность стратегии  и тактики воспитания;

-непонимание родителями  сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи;

-различие в отношении ребенка  как к личности;

-отрицательное отношение родителей  к школе, иждивенческая позиция  семьи, претензии типа «школа, а не семья обязана…»;

-взгляды «высокооплачиваемых родителей»  на «бедного» учителя как на  человека из сферы обслуживания;

-столкновение двух лидеров,  претендующих на главенство своей  точки зрения;

-профессиональная некомпетентность  учителя (низкий уровень подготовки, завышенные требования к школьникам);

Таким образом, конфликт между учителем и родителями часто  проявляется, как стремление учителя  утвердить свой профессиональный статус, а родителей-защитить своего ребенка.

4. «Учитель-учитель»

-индивидуальное своеобразие личности;

-разный уровень профессиональной  компетенции;

Создание благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией, посредством участия во многих общественных мероприятиях и саморекламы;

-необъективное или  неравномерное распределение ресурсов;

-неудачный подбор учителей в  одной параллели с точки зрения  их психологической совместимости;

-косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного учителя за счет унижения другого или сравнения с кем-либо);

-интриги, связанные со статусно-ролевыми  назначениями и распределением  поощрений;

- «групповой фаворитизм», проявляющийся  в делении коллектива на «своих»  и «чужих», и др.

Информация о работе Сущность и особенности конфликтов в педагогическом процессе