Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:04, курсовая работа
Одним из наиболее распространенных видов конфликтов являются межличностные. Они охватывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Любой конфликт так или иначе сводится к межличностному. Фактически он первичен по отношению ко всем остальным видам конфликта, за исключением внутриличностного.
Введение………………………………………………………………………………..3
1.Сущность и особенности конфликтов в педагогическом процессе………………5
2.Виды конфликтов в педагогическом процессе…………………………………….7
2.1.Причины возникновения конфликтов……………………………………………7
3.Способы разрешения межличностных конфликтов в ученическом коллективе…11
Заключение………………………………………………………………………………14
Глоссарий………………………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………………………17
Приложение
А. Методики психолого-педагогического исследования конфликтов в школьном коллективе
Введение…………………………………………………………
1.Сущность и особенности конфликтов в педагогическом процессе………………5
2.Виды конфликтов в
2.1.Причины возникновения
3.Способы разрешения межличностных конфликтов в ученическом коллективе…11
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………………
Приложение
А. Методики психолого-педагогического исследования конфликтов в школьном коллективе
Одним из наиболее распространенных видов конфликтов являются межличностные. Они охватывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Любой конфликт так или иначе сводится к межличностному. Фактически он первичен по отношению ко всем остальным видам конфликта, за исключением внутриличностного.
Межличностный конфликт – открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных потребностей, целей, интересов, мотивов, не совместимых в конкретной ситуации. Проблеме межличностного конфликта в большей мере уделяют внимание представители психологического направления в конфликтологии.
В межличностном конфликте в полном объеме проявляются индивидуальные социально психологические особенности субъектов конфликта, влияющие на динамику его развития, формы конфликтного взаимодействия, ход и исход. Они отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими сторонами и затрагивают интересы не только непосредственных участников, но и тех, с кем они непосредственно связаны, либо служебными, либо межличностными отношениями.
Субъектами межличностного конфликта выступают конкретные личности – индивидуумы, обладающие несовпадающей системой притязаний.
Объектом межличностного конфликта выступает конкретная потребность (материальная, духовная), а основной причиной – способ ее удовлетворения. Предметом межличностного конфликта, как правило, служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы его субъектов.
Наиболее распространенными
формами реальных межличностных
конфликтов выступают взаимные обвинения,
ссоры, нападки, защита. В них каждый
участник конфликта стремится
В настоящее время существует ряд экспериментальных исследований по изучению особенностей конфликтов в ходе учебной деятельности. В разработке путей разрешения конфликтов, возникающих в среде участников учебно – воспитательного процесса участвовали Х.Бродаль, О.С.Гребенюк, А.Б.Добрович, М.Дойч, Р.Дорендроф, Х.Корнелиус, И.М.Курдюмова, Н.И.Леонов,Ч.Ликсон, Л.А.Петровская, А.Г.Почебут, М.М.Рыбакова, Н.В.Самоукина, П.А.Сергоманов, Д.Г.Скот, Т.С.Сулимова, Е.А.Тимоховец, Ш.Фейер, В.А.Чикер, Н.И.Шевандрин и др.
В напряженном ритме школьного общения постоянно возникают ситуации, провоцирующие бурный всплеск эмоций, и нам очень трудно бывает порой сдержать гнев, негодование, раздражение. Конфликтогенность образовательной среды является закономерностью функционирования педагогического социума, поскольку конфликтные столкновения в данной среде обусловлены контекстом учебно–воспитательных условий и задач педагогического процесса. Работая с коллективом воспитанников – учащихся, педагог, как правило, находится в сильном напряжении, ибо он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение своих подопечных в различных ситуациях. Такая изначально повышенная нервно – психическая нагрузка способствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Многие ученые отмечают, что конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее, и в целом образовательная среда наиболее активно воспринимает все проблемы социума. Поэтому конфликтогенность образовательной среды обусловлена действием всех факторов, продуцирующих конфликты. Здесь необходимо отметить воздействие социальных, социально – психологических и психологических факторов, а также ряд специфических для образовательной среды причин:
- падение престижа
педагогической профессии в
- недооценка значения
развития индивидуальности
- недостаточная упорядоченность
формальных и неформальных
- слабая психологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их преодоления;
- специфика педагогической работы заключается в том, что педагог, как правило, находится в сильном напряжении, которое способствует быстрому изнашиванию интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.
Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у опытных, и у начинающих учителей. Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью в своей работе.
Межличностные конфликты, возникающие между педагогами и учащимися, по своему содержанию могут быть деловыми и личными.
Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы. В этом случае имеют место по преимуществу деловые конфликты между педагогом и учащимися, которые возникают как следствие объективных, предметных противоречий совместной деятельности. Они имеют положительный характер, так как направлены на определение эффектных путей достижения общегрупповой цели.
Однако и такой конфликт не исключает эмоциональной напряженности, ярко выраженного личного отношения к предмету разногласий. Но личная заинтересованность в общем успехе не позволяет конфликтующим сторонам сводить счеты, самоутверждаться путем унижения другого. В отличии от конфликта личного характера после конструктивного решения вопроса, породившего деловой конфликт, взаимоотношения его участников нормализуются.
Виды конфликтов в образовательной среде:
1.Организационные конфликты обусловлены несовершенством организационных структур и управленческой деятельности системы образования.
2.Учебные конфликты обусловлены учебной деятельностью.
3.Методические конфликты обусловлены несовершенством методического обеспечения учебно–воспитательного процесса.
4.Личностные конфликты. В их основе лежат личностные проблемы участников конфликтной ситуации.
5.Коммуникативные конфликты вызваны индивидуальным своеобразием конфликтующих сторон, их ценностными ориентациями, установками и др.
Специфические причины приводят к конфликтному общению в системах отношений учитель – администратор, учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родитель.
2.1.Причины возникновения конфликтов
1. «Учитель-ученик»
- по успеваемости;
- по поведению;
-отношения между учителем и учеником;
Любой школьник – старшеклассник имеет достаточный жизненный опыт для установления и поддержания нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Тем не менее, в последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее. Важно подчеркнуть, что в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта воспитанников.
Причиной возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: целей, интересов, позиций, мнений, взглядов, убеждений, личностных качеств, знаний, умений, потребностей, мотивов, оценок и самооценок.
Таким образом, можно отметить, что причины, нарушающие взаимодействие учителя с учеником, имеют свою специфику и достаточно разнообразны. Однако анализ психолого-педагогической литературы и конкретных ситуаций позволил выделить типичные конфликты в системе отношений «учитель-ученик». В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.
2. «Ученик-ученик»
- грубость, жестокость, озлобленность;
-дефекты развития, основанные
на подавлении личности
-стремление компенсации проблем развития внутреннего мира в доступных формах (побить младшего, отнять у него что-либо и др.)
-усвоение негативных стереотипов поведения;
-учебные перегрузки
детей, общая утомляемость
-смена школьного или
классного коллектива и
-отсутствие умений соотносить себя с другими, несоответствие самооценки ученика с оценкой товарищей;
-неопределенность социального статуса личности конкретного ученика в школьном социуме;
-общая неблагоприятная
морально-психологическая
Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могу возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом.
Лидеры могут втягивать
в конфликты своих сторонников,
расширяя масштабы межличностного конфликта.
Конфликтные ситуации между учениками
устраняются руководителем
3. «Учитель-родитель»
Взаимодействие учителя и родителя затруднено в силу следующих причин:
-разные уровни общей и педагогической культуры;
-несогласованность стратегии и тактики воспитания;
-непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи;
-различие в отношении ребенка как к личности;
-отрицательное отношение
-взгляды «высокооплачиваемых
-столкновение двух лидеров,
претендующих на главенство
-профессиональная
Таким образом, конфликт между учителем и родителями часто проявляется, как стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителей-защитить своего ребенка.
4. «Учитель-учитель»
-индивидуальное своеобразие личности;
-разный уровень
Создание благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией, посредством участия во многих общественных мероприятиях и саморекламы;
-необъективное или неравномерное распределение ресурсов;
-неудачный подбор учителей в
одной параллели с точки
-косвенное «сталкивание»
-интриги, связанные со
- «групповой фаворитизм»,
Информация о работе Сущность и особенности конфликтов в педагогическом процессе