Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:04, курсовая работа
Одним из наиболее распространенных видов конфликтов являются межличностные. Они охватывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Любой конфликт так или иначе сводится к межличностному. Фактически он первичен по отношению ко всем остальным видам конфликта, за исключением внутриличностного.
Введение………………………………………………………………………………..3
1.Сущность и особенности конфликтов в педагогическом процессе………………5
2.Виды конфликтов в педагогическом процессе…………………………………….7
2.1.Причины возникновения конфликтов……………………………………………7
3.Способы разрешения межличностных конфликтов в ученическом коллективе…11
Заключение………………………………………………………………………………14
Глоссарий………………………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………………………17
Приложение
А. Методики психолого-педагогического исследования конфликтов в школьном коллективе
-возможные причины конфликтов между начинающим специалистом и учителем с большим стажем работы в школе;
5. «Учитель-администратор»
-недостаточно четкое
-отсутствие непосредственного
участия руководителя в
-жесткая регламентация
школьной жизни, оценочно-
-перекладывание на учителя «чужих» обязанностей;
-нарушение принципа
индивидуального подхода к
-нарушение психолого-
Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.
Межличностные конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
Современная диагностика межличностных конфликтов в школьных коллективах имеет важное значение для их профилактики и конструктивного разрешения.
Межличностный конфликт можно распознать по определенным «сигналам»: кризису, напряжению, недоразумению, инциденту, дискомфорту.
Всем известна истина, что любую проблему легче предотвратить, чем разрешить. Однако все же больший упор следует делать именно на просвещение учащихся в области механизмов эффективного разрешения межличностных конфликтов с учетом позиции гуманистического подхода и толерантного отношения к ближнему. Основанная на знаниях система профилактики при ее постоянном мониторинге способна сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Предупреждение конфликтов включает в себя не только комплекс мероприятий по тематике межличностного взаимодействия, но и постоянную работу всего педагогического коллектива.
Существует пять стилей разрешения и профилактики межличностных конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы.
Конструктивное разрешение конфликтов
состоит в том, что нужно овладеть
навыками разрешения и управления конфликтами,
что является функцией посредника при
разрешении межличностных конфликтов.
Моделирование конфликтных
Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.
Трудно препятствовать появлению и развитию моббинга. Но раннее выявление интриги позволяет скорее предпринять меры для работы с конфликтом.
Моббинг (от англ.mob-толпа) - форма психологического насилия в виде травли человека. Школьники издеваются, высмеивают своих же одноклассников, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, слишком хорошо учатся и т.п.
Если после наблюдений стало ясно, что назревает или произошел конфликт, можно предпринять следующее:
-не отдавать открыто
-никогда не поддерживать
-показать детям, что
-постараться поддержать того, кто стал жертвой моббинга;
-продемонстрировать эту свою поддержку не вовлеченным в конфликт ученикам;
Предупреждение конфликта на основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации:
-педагогические меры: беседа. Разъяснение,
формирование культуры
-административные меры: изменение условий образования, перевод потенциальных конфликтантов в разные классы, смены и т.п.
Поскольку конфликты могут иметь
разные причины, могут быть связаны
с особенностями
Соблюдение этих рекомендаций поможет конфликтующим сторонам предотвратить конфликтные ситуации, а если они произошли, то конструктивно их разрешить и найти оптимальный выход.
Учебно-воспитательный процесс современной школы является отражением сложных и противоречивых процессов, происходящих в обществе в условиях его реформирования.
Формирование опыта
На основании научного анализа категорий «конфликт», «межличностный конфликт» в философии, социологии, психологии и педагогике, которые раскрыты в трудах отечественных и зарубежных исследователей, межличностный конфликт- это ситуация, при которой возникают противоречия между участниками учебно- воспитательного процесса, обусловленные несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностных ориентаций.
Конфликт, имея в своей основе преодоление противоречий, является мощным фактором развития, актуализирующим личностные функции учащихся, и при успешном его разрешении является непременным условием формирования личностного опыта школьников. В психологии «конфликт» раскрывается как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании и в межличностных взаимодействиях или в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Таким образом, стороной, которая считает, что ее интересы, потребности, ценности не удовлетворены, может выступать как отдельная личность, так и группа.
Основным средством
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.
Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель-передача школьникам определенного социального опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. Конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное воздействие на результативность обучения и воспитания в целом. Конфликты между учителями и учителей с администрацией школы ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе, заметно усложняют и без того нелегкую жизнь школьного педагога. Учителям гораздо труднее работать в тех школьных коллективах, где регулярно возникают конфликты. Ученики также намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в классе или учительском коллективе.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Адаптационные конфликты |
Конфликты между требованиями действительности и возможностями человека. |
2 |
Компромисс |
Стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента. |
3 |
Паритет |
Равенство ресурсной базы участников конфликта |
4 |
Конформизм |
Приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений. |
5 |
Когнитивный конфликт |
Обусловлен познавательным диссонансом взаимодействующих сторон. |
6 |
Эволюция конфликта |
Одна из основных категорий анализа конфликта: постепенное, непрерывное развитие конфликта от простых к более сложным формам. |
7 |
Конфликт ответственности |
Предметом спора являются ответственность или самостоятельность. |
8 |
Конфликт интересов |
Характеризуется стремлением чего-то достичь, что-то изменить или сохранить в своем поведении и жизни. |
9 |
Конфликт безвыходности |
Характеризуется тем, что отношения и обращение оппонентов друг к другу явно не совпадают, т.е. один относится положительно, а другой отрицательно и оба не хотят изменить свое отношение. |
10 |
Динамика конфликта |
Ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий. |
1 |
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст].- М.: ВЛАДОС, 2003.-208 с. – ISBN 5-691-01057-3. |
2 |
Зеркин Д.П.Основы конфликтологии: учебное пособие [Текст]. - Ростов н/Дону: Феникс, 2008.-480 с. - ISBN 5-222-00031-1. |
3 |
Анцупов А.Я.Конфликтология [Текст]. / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. - М.; ЮНИТИ 2009.-551 с.- ISBN 5-238-00062-6. |
4 |
http://www.gumer.info/ |
5 |
Конфликтология/ Под ред. В.П.Ратникова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. |
6 |
Шишковец Т.И. Справочник социального педагога.-М., 2005г. |
7 |
Немов Р.С. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива [Текст]. - М.: Педагогика, 1988.-156 с. |
8 |
Слепцова С.А.Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов [Текст]// Молодой ученый.-2010.-№ 3.-С. 238. |
9 |
Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодаления.-М. 1975.-201 с. |
10 |
Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. - Ростов н/Дону: Феникс.1995.-478 с. |
11 |
http://science.myl.ru/load/ |
12 |
Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психолог |
А |
Методики психолого- Методика 1. Методика Анцупова (модульный социотест). Методика включает шесть базовых измерительных шкал. Они позволяют оценить отношение к одноклассникам каждого из учеников, качество учебы, выполнение учебных обязанностей, важность общественных интересов, нравственные качества и учебные знания школьников. Оценка дается по шкале от +5 до-5.При оценивании можно использовать любой балл в этом промежутке. Тест помогает выявить - персонифицированную среднюю оценку ученика, что отражает авторитетность членов группы в данном коллективе. С помощью теста можно определить ранг каждого ученика в классе. Для этого надо определить среднее арифметическое значение всех оценок, выставленных конкретному школьнику одноклассниками по данной шкале. Еще он помогает выявить статус каждого члена коллектива. Определив среднее арифметическое значение всех оценок, полученных по модулям, можно вывести «итоговую среднюю оценку» каждого и на ее основе определить абсолютных лидеров и учеников, психологически отвергаемых в классе. Если оценить все негативные оценки, выставленные учеником на одном бланке опроса, то получим персонифицированный индекс конфликтности. Если оценить все негативные оценки, выставленные учеником на одном бланке опроса. То получим индивидуальный индекс конфликтности. В этом случае подсчитываются и отрицательные оценки, выставленные конкретному школьнику егоодноклассниками. Методика 2. Диагностика конфликтности школьника. Опросник Басса-Дарки. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». С помощью данной методики можно выявить виды агрессивных и враждебных реакций. Методика 3.Психолого-педагогическое исследование конфликтов в школьном коллективе (методика К.Томасса). Предлагается 30 вопросов с двумя вариантами ответов, один из которых нужно выбрать. Цель: определить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации.
|
Информация о работе Сущность и особенности конфликтов в педагогическом процессе