Сущность и содержание индивидуальной психологии Альфреда Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Адлер критиковал учения Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения индивида. В противовес он подчеркивал важность роли социальных факторов, в частности, акцентировал внимание на социальную направленность влечений - основы человеческого характера. Характер человека формируется по ходу его «жизненного пути», перерастая в «жизненный стиль». Последний представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении и которые выступают компенсацией чувства неполноценности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………………..3
Основная часть
1 Понятие индивидуальной психологии ……………...…………………………6
2 Индивидуальность в контексте общества ………………………...…………...9
3 Жизненный стиль в индивидуальной психологии …………………….……12
Заключение …………………………………………………………………….…19
Глоссарий …………………………………………………………………………21
Список использованных источников …………………………………………...23
Список сокращений……………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Бериглазов И.С., КР, Общая психология.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Центр доступа ООО  ДПОЦ «Новейшие технологии»

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Общая психология

Тема

Сущность и содержание индивидуальной психологии Альфреда Адлера.

Фамилия студента

Бериглазов

Имя студента

Игорь

Отчество студента

Сергеевич

№ контракта

26900090701012


 

.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………………..3

Основная часть 

1 Понятие индивидуальной психологии ……………...…………………………6

2 Индивидуальность в контексте общества ………………………...…………...9

3  Жизненный стиль в индивидуальной психологии …………………….……12

Заключение …………………………………………………………………….…19

Глоссарий …………………………………………………………………………21

Список использованных источников …………………………………………...23

Список сокращений……………………………………………………………..28

Приложения ………………………………………………………………………29                              

Введение

 
              Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг, являвшиеся основоположниками психоанализа, ставили перед собой цель изучить индивидуальное поведение и поступки человека. Их последователи, такие как А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм пытались объяснить и понять социальное устройство жизни человека на основе идей философии психоанализа. З.Фрейд в пояснении мотивов поведения личности фокусировал внимание на поиски причины действия индивида. А. Адлер же, напротив, считал, что для этого требуется знать некий "бессознательный жизненный план", конечную цель устремлений индивида, с помощью которого он пытается преодолеть некую тревогу и свою неуверенность. Человек из-за отклонений в развитии своих органов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности, согласно учениям Адлера. Преодолевая данные ощущения, он самоутверждается среди других, актуализируя свои творческие потенции. Данной актуализации Адлер, применяя понятийный аппарат психоанализа, дает термин «компенсации» или «сверхкомпенсации». Сверхкомпенсация - это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. Благодаря ей, личность «закаляется». Именно из-за этого появляются "великие люди", обладающие исключительными способностями. Например, невероятный успех Наполеона Бонапарта, если следовать этой теории, объясняется попыткой успехов компенсировать физический недостаток - низкий рост

Альфред Адлер (1870-1937) - австрийский психолог и психиатр, автор и идеолог так называемой "индивидуальной психологии", бывший ученик З. Фрейда. В самом рассвете своей карьеры, когда еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную “Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации”. В данном труде он развил теорию о том, почему некоторые болезни беспокоят человека больше, чем другие и почему одни органы заболевания поражают скорее, чем другие. В своей теории он предполагал, что у каждого индивида некоторые органы развиты хуже других, и это делает их более восприимчивым к повреждениям и болезням. Развивая свою мысль, Адлер полагал, что у такого человека происходит заболевание именно того органа, который был слабее, хуже функционировал и, в целом, был “неполноценный” от рождения. Адлер впоследствии замечал, что люди с выраженной слабостью или дефектом пытаются как-то компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что часто приводит к развитию выдающегося мастерства или силы. История дает нам множество примеров неподражаемых достижений, которые были следствием многих усилий, предпринятых для преодоления недостатков. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Затем Адлер перенес свою теорию с медицины в психическую сферу. Перенимая опыт этой концепции, можно охарактеризовать психическое заболевание как следствие бессознательного стремления к превосходству, форсируемого чувством неполноценности. Для примера достаточно вспомнить о известном в Древней Греции ораторе Демосфене, у которого с детства был дефект речи, а многие знаменитые полководцы - люди невысокого роста (Наполеон, А.В. Суворов).

Адлер критиковал учения Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения индивида. В противовес он подчеркивал важность роли социальных факторов, в частности, акцентировал внимание на социальную направленность влечений - основы человеческого характера. Характер человека формируется по ходу его «жизненного пути»,  перерастая в «жизненный стиль». Последний представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении и которые выступают компенсацией чувства неполноценности.

Именно благодаря идеям  Адлера началась модификация фрейдизма, приведшая в конечном итоге к возникновению неофрейдизма. "Индивидуальная психология" получила наибольшее распространение в 20-30-х гг., особенно в США. В массовое, обыденное сознание вошел введенный Адлером термин "комплекс неполноценности".

Задачей данной курсовой работы является изучение сущности теории индивидуальной психологии, которую разработал Альфред Адлер. Для выполнения заданной цели за основной материал для изучения, были взяты труда А. Адлера «Наука жить», «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека» и некоторая прочая литература.

 

 

Основная часть

1 Понятие индивидуальной психологии

Индивидуальная психология — направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. В названии этого направления, производного от латинского „individuum“, что означает неделимый, выражается его цель — изучить целостность личности без разделения ее на сознательное и бессознательное. Во всех проявлениях личности доминирующим является такое качество, как стремление к жизненной цели, которое зарождается уже в первые годы жизни ребенка, в которые и формируется некий жизненный стиль. Поначалу считали, что индивидуум компенсирует чувство неполноценности с помощью достижения власти и превосходства. На более поздних стадиях развития этого направления психологии, считалось, что основной силой развития стал социальный интерес как стремление взаимодействовать и объединяться с другими людьми для достижения общих целей. Если же интерес к общению с другими людьми не развивался, то это может приводить к проявлению преступности, наркомании, и других психопатологических направлений.

Индивидуальная психология как наука модернизировалась из желания познать ту внутреннюю творческую силу жизни, силу, которая воплощается в желании борьбы, победы, преимущества и даже компенсации поражения в одной сфере, и желанием достичь успеха в другой. Таким образом, абсолютно неверно изучать психику бессодержательно, безотносительно к индивидууму как целому. Например, тот факт, что судебная психология концентрируется внимание на  преступлении, чем преступнике, невероятно абсурден, ведь важен именно преступный индивидуум, и малозначителен тот факт, как долго мы наблюдаем за преступными действиями: невероятно трудно постичь их преступный манер до тех пор, пока они не возникнут в виде отдельного отрывка жизни конкретного лица. Человечеству известно множество примеров, когда преступные поступки в одном случае, были необходимыми или логичными в другом. Стоит обращать внимание на индивидуальный контекст – смысл жизни конкретного лица, который направляет всю свою деятельность именно в сторону своей цели. Именно понимание этого момента раскрывает нам скрытый смысл всех действий индивидуума. Однако бывает и наоборот – лучше изучить отдельные части, соединяя потом их в общую картину.

Согласно А. Адлеру "ставить цель" – стремиться к идеалу, быть как Бог. Но быть как Бог. Однако, конечно же, это самая предельная цель. Очень важно быть осторожным в воспитании себя и детей быть подобными Богу. Адлер замечал, что дитя в своем становлении взрослым заменяет эту можно сказать «гиперцель» на более реальную и непосредственную. Ребенок ищет в своем окружении сильную личность и ставит ее в пример, конечную цель подражания. Чаще всего это бывает отец или мать, причем любопытен тот факт, что мальчик может подражать матери, если она была более сильной личностью. К примеру, ребенок может увидеть даже в местном хулигане сильную персону, ставить ее в пример, следовать за ним, имитировать его действия. Однако стоит старшим или полицейскому поругать хулигана, или, допустим, поставить «в угол», то его авторитет стремительно падает и ребенок теряет интерес к хулигану, как к объекту для подражания.

Выбирая цель, ребенок оказывается перед выбором конкретных символов, и это показывает нам, насколько развит у него социальный интерес. Одного мальчика однажды спросили, кем он хочет стать, когда подрастет и получили ответ: «Хочу быть палачом». Этот ответ свидетельствует о нехватке социального интереса, ведь ребенок желает выполнять функции Бога – быть хозяином жизни и смерти. Врачевание, своего образа тоже богоподобие, однако в данном случае цель реализуется посредством служения обществу.

Но вернемся к одному из субъектов  изучения в индивидуальной психологии – комплексу неполноценности. По Адлеру психологический контекст играет важную роль в случаях детей, с врожденными дефектами органов. У таких детей, как правило, преувеличенное чувство неполноценности. Такой ребенок больше интересуется собой, чем окружающими, замыкается на своих проблемах. Органическая неполноценность - это не единственный корень ошибок в прототипе, есть еще ряд ситуаций, которые могут быть их причиной. К примеру можно привести отвергнутых или избалованных детей. Важно воспитывать детей независимыми, дабы у них не было страха и затруднений.

Считается, что социальный интерес - это решающий фактор в воспитании или лечении. Только смелый и уверенный в себе человек извлекает преимущества, как из трудностей жизни, так и из ее радостей. Такие люди понимают, что трудности неизбежны на жизненном пути, поэтому учатся их преодолевать. Чувство поражения у проблемных детей дает ошибочную установку в прототипе в отношении жизненных проблем и, вследствие этого, тенденцию формировать личность в безуспешном направлении. Поэтому в задачу лечения таких пациентов входит перенаправление их поведение в здоровую сторону и фиксация общей положительной установки в отношении жизни и общества.

Неразвитое чувство единства с социумом становится эквивалентом ориентации на безрезультатную жизнедеятельность. Люди со слабо развитым ощущением общности, как это ни парадоксально, собираются в группы проблемных детей, людей, наркоманов, алкоголиков и всячески проявляют этим своё девиантное поведение. В подобных случаях вопрос заключается в поиске решений, способных повлиять на их возвращение к положительной стороне жизни, и обращение их интереса к окружающим.

Из этого можно сделать  вывод, что "индивидуальная" психология в реальности является социальной психологией. Схему работы компенсации можно изучить в Приложении A.

 

2 Индивидуальность в контексте общества

Помимо изучения жизни индивида как неделимого объекта, А.Адлер учитывал и ее социальный аспект. Ученый считал, что дети рождаются слабыми, и их беспомощность делает обязательным условие, чтобы за ними ухаживали другие люди. Поэтому для анализа стиля жизни индивидуума необходимо учитывать окружение, в котором он рос и воспитывался.

По Адлеру индивидуальность ребенка  не сводится к физической индивидуальности, она включает в себя весь контекст социальных отношений.

Те методы, что можно применить к ребенку, в некотором плане можно также применить к людям вообще. Уязвимость, из-за которой ребенок живет с родителями, позже переносится во взрослую жизнь, тем самым заставляя жить в социуме. В некоторой степени, все люди чувствуют свою неадекватность, нестандартность. Они чувствуют себя прижатыми проблемами жизни и неспособны встретится с ними лицом-к-лицу. Так возникала потребность человека объединяться с такими же людьми, неспособными к жизни изолированного индивида. Однозначно можно утверждать, что социальный аспект помогает людям перебороть свои ощущения неадекватности и неполноценности.

На примере дикой природы Адлер делал вывод, что слабые особи всегда живут в группах, чтобы их общие силы могли удовлетворить их потребности. К примеру, стадо антилоп способно защититься от некоторых хищников. С другой стороны, тигры, львы и другие хищники могут жить поодиночке, ведь природа дала им средствами самозащиты.

Человек не располагает  ни силой, ни необычайной ловкостью, ни другими средствами самозащиты, вследствие этого он и эволюционировал. Для выживания, человек , подобно слабым диким животным, собрался в группы для объединения сил, направленных на выживание всей группы

Однако стоит заметить, что люди далеко не одинаковы в  своих способностях. Но хорошо сбалансированное группа не останется в долгу перед своими членами, которые нуждаются в его помощи. В случае неприятия этого факта можно неадекватно судить о человеке по его врожденным способностям. Человек, лишенный каких-либо умений, испытывает проблемы, проживая отдельно от социума, но благополучно компенсирует свои ошибки в организованном обществе.

Эволюция социума –  это  история того, как личность взаимодействовала с другими людьми для преодоления трудностей и недостатков. Речь является исключительно социальным изобретением, однако именно личные недостатки стали одной из причин создания языка. В доказательство этой истины можно привести поведение детей. Если их капризы не исполняются, они привлекают к себе внимание с помощью определенных методов – своего рода языка. Если бы ребенку не нужно было фокусировать внимание на себе, он бы и не стал пытаться взаимодействовать с окружающими. Именно это и происходит в первые годы жизни младенца, когда мать пытается понять, что хочет сообщить дитя своим плачем. В истории есть примеры, когда ребенок не пытался начать говорить вплоть до 6 лет, т.к. в этом не было необходимости.

Информация о работе Сущность и содержание индивидуальной психологии Альфреда Адлера