Сущность и содержание индивидуальной психологии Альфреда Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Адлер критиковал учения Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения индивида. В противовес он подчеркивал важность роли социальных факторов, в частности, акцентировал внимание на социальную направленность влечений - основы человеческого характера. Характер человека формируется по ходу его «жизненного пути», перерастая в «жизненный стиль». Последний представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении и которые выступают компенсацией чувства неполноценности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………………..3
Основная часть
1 Понятие индивидуальной психологии ……………...…………………………6
2 Индивидуальность в контексте общества ………………………...…………...9
3 Жизненный стиль в индивидуальной психологии …………………….……12
Заключение …………………………………………………………………….…19
Глоссарий …………………………………………………………………………21
Список использованных источников …………………………………………...23
Список сокращений……………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Бериглазов И.С., КР, Общая психология.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

А.Адлер благодаря этому, подводил итог, что надо придавать значение всему социальному контексту анализируемых фактов затем, чтобы понять определенную "цель превосходства", к которой стремится индивид. Изучение его социальной ситуации необходимо также для того, чтобы увидеть, в чем именно заключаются его трудности. Многие, к примеру, считают невозможным или сложным контакт с заикой. Если мы вплотную займемся случаями заик, то обнаружим, что с самого начала своей жизни они у них была довольно низка социальная адаптация. Заики не хотели иметь друзей, заводить знакомства. Для того, чтобы преодолеть этот недуг, заике нужны контакты с  социальной сферой, которых он как раз и избегает. У заик имеются две тенденции: побуждающая к побуждению (преодолению своего недуга) и нахождению места для уединения.

В последующей жизни, у взрослых людей, предпочитающих активноую социальную жизнь, можно обнаружить неспособность или страх выступать перед публикой. Как правило, это относится к тому, что они считают публику враждебной, из-за чего у них и развивается чувство неполноценности. Человек может говорит хорошо, только если у него нет страха, который порождается именно публикой.

Исходя из этого, согласно А.Адлеру, комплекс неполноценности и проблема социального обучения довольно близки. Парадокс заключается вот в чем: чтобы преодолеть чувство неполноценности, необходим контакт с социумом, с помощью которого можно преодолеть чувство неполноценности

Говоря, что люди справляются со своими трудностями с помощью здравого смысла, мы имеем в виду совокупный разум социальной группы. С другой стороны, люди, действия которых определяются собственным пониманием и которые ограничены собственным языком, тем сами выдают свою ненормальность. Таким людям, а именно невротикам, больным, и преступникам не интересны люди, социальные правила и нормы. Но через них-то и пролегает путь к их спасению.

Основной целью психолога в работе с людьми девиантного поведения является донести до них факты социальной жизни. Именно показ добрых намерений позволяет таким людям ощущать себя оправданными. Однако для полного достижения цели, необходимо помочь им понять, что для социума важно, что же они делают в реальности и что оно от них получает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Жизненный стиль в индивидуальной психологии

 Сравнивая диких белок из леса и белок из парка, мы увидим, что они живут по-разному. Это могут быть белки одного вида, но их стиль жизни будет абсолютно разным. Мы увидим не только разные способы добычи пищи, мы также увидим свой характер у этих белок.

Определяется же стиль в тот момент, когда мы замечаем, что вследствие определенной среды обитания он не совпадает с нашими предположениями и уясняем при этом, что у каждого животного есть своя система поведения, а не просто одни автоматические реакции и рефлексы на окружение.

То же правило касается и людей. Мы формируем стиль жизни исходя из нашего окружения и условий. Пока индивид находится в знакомой и комфортной ситуации, сложно определить его стиль жизни с полной уверенностью.

Оказываясь в незнакомых ситуациях, когда у человека возникают проблемы или, по аналогии с дикой природой, опасность, жизненный стиль увидеть довольно просто. Только специалист с «наметанным глазом» способен с большой вероятностью определить стиль жизни индивида, если тот находится в своей зоне комфорта.

Человек каждый день сталкивается с трудностями, и именно в эти моменты лучше всего изучать стиль жизни, отмечать его отличительные качества. Как говорилось выше, жизненный стиль - это совокупность опыта, сложившегося в ходе преодоления трудностей, пережитых в раннем возрасте, и основывается на стремлении к цели.

 Однако даже понимаю инстинкты, стремления и цели, мы не можем с уверенностью прогнозировать, что может произойти. Часть психологического сообщества привыкли делать выводы, анализируя побуждения, влечения, травмы, но при детальном разборе можно выявить, что все эти элементы подразумевают установленный стиль жизни. Исходя из этого, можно подвести итог, что бы ни было стимулом поведения индивида, оно является стимулом только к сохранению комфортного стиля жизни.

Так как связан жизненный  стиль с тем, что мы рассмотрели в предыдущих главах? Мы отмечали, как у людей с дефектами органов при столкновении с жизненными трудностями из-за неуверенности формируется комплекс неполноценности. Чувство «давит» на внутреннее состояние человека, побуждая к действию, так создается некая цель. Именно эту цель в индивидуальной психологии называют «жизненным планом». Однако этот термин может быть ошибочно воспринят, поэтому ему и дали название «жизненного стиля».

Именно человеческая привязанность к стилю жизни позволяет предвидеть будущее отдельного индивида, после анализа его ответных реакций на проблемы и ежедневный напор из трудностей. Таким образом, из знания некоторых фактов из жизни человека, мы имеем возможность дать прогноз на его дальнейшую жизнь.

Что же в таком случае произойдёт с человеком, чьи стремления заключается в том, чтобы искать поддержку у окружающих? Он, под напором жизненных колебаний, тормозит в развитии умения решать проблемы. Мы все сталкивались с попытками ускользнуть, увернуться от проблем и трудностей. Чувство общности людей, избегающих проблем, притуплено, вследствие чего социум может получить преступника, наркомана или другой нежелательный элемент.

Вероятно, было бы интересно  полезно узнать, как психологи  определяют адекватный тип стиля жизни и что считают за ошибки в нем. Однако универсально похода не существует, так как у всех людей существует свой индивидуальный стиль жизни. Невозможно найти двух одинаковых людей как невозможно найти два одинаковых листка пускай даже на одном дереве. Из этого следует, что говоря о типах людей, мы подразумеваем лишь определенный интеллектуальный прием, дабы сделать более понятным подход к некой классификации сходств людей. Изучая характерные черты и классифицируя виды, мы просто помогаем себе ориентироваться в бесчисленном количестве видов. Человеческая природа устроена так, что отнеся другого человека к определенному типу, наклеив некий ярлык на него, уже не представляется возможная переклассификация к другому типу данного человека.

Обращая внимание, каким образом вел себя пациент во время важных событий своей жизни, заметно, что его поведение всегда было слишком напряженным. Это признак развитого чувства неполноценности. Недооценивая себя в сложных ситуациях, в других он наоборот – хладнокровие. Даже в случае преуспевания, он предпочтет побыть один, не вступать во взаимодействия с другими людьми.

Еще одна проблема, как правило, встающая на его пути - это проблема любви. Чувство неполноценности сковывает желание любить и жениться, «отговаривает» от этих действий. Стоит рассмотреть причины этого невроза более детально. Часто бывает, что в раннем возрасте случается трагедия, сильно повлиявшая на его сознание. Это событие сильно повлияло и фрустрировало, дало повод решить, что жизнь - это сплошные трудности и разочарования, что лучше не действовать вовсе, чем все время противостоять ее сложностям. Таким образом, он стал осмотрительным, неуверенным, склонным к отступлению.

Также важно понимать каким по счету ребенком в семье  был человек. С годами первенец окружен внимание и заботой, но с появлением второго ребенка, родители фокусируются именно на нём, обделяя вниманием первого. Во многих случаях корень застенчивости индивида находится в том, что ему предпочитают кого-то другого. В таких примерах причину чувства неполноценности найти несложно.

Есть еще одна методика: расспросить о ранних воспоминаниях. Даже не вдаваясь в подробности, можно отметить, что этот метод заслуживает внимания психологов в связи с тем, что первые воспоминания, отложившиеся в сознании, позволяют определить ранний стиль жизни, называемый нами прототипом. Эти отрывки воспоминаний дают нам картину прототипа стиля жизни, который действует, в жизни пациента, и по сей день. Пациент может запоминает важные моменты детства, но, как правило, не придает им значения.

Есть же, напротив, множество  психологов, которые считают, что  самые важные моменты детства  индивид забывает, закрывая их в  подсознании. Важно использовать оба метода извлечения информации в зависимости от случая, независимо от того, фокусируем ли мы внимание скрытом значении того, что помним, или значимость того, что забыли.

Представим картину  – пациент вспоминает момент детства, например, о походе в лес вместе с отцом и младшим братом. По дороге им встречается небольшая речушка, которую они решают перейти вброд и глава семейства решает взять младшего на руки, предоставляя возможность старшему преодолеть препятствие самостоятельно. Даже из-за такого простейшего случая у него может возникнуть страх, что ему предпочтут другого. Это мешает ему полноценно общаться с людьми, его останавливает его опаска быть замененным. То же можно отнести к дружбе. Он ни с кем по-настоящему не сближался, т.к. в своей осторожности он всегда искал мелочи, разрушающие дружбу. Таким образом, единственным выходом для этого человека является изоляция, жить в неких рамках, за которые выходить – небезопасно.

На примере этого  случая нашей задачей является пробудить в пациенте его чувство единства с обществом, подтолкнув его к требованиям жизни в социуме. Как это осуществить? Самое большое препятствие в работе с людьми, привыкшими к изолированному образу жизни, заключается в том, что они живут на постоянном напряжении и ищут доказательства своей правоты, некое оправдание своей изолированности. Изменить их идеи, убеждения невозможно, не получив доступ к подсознанию, к внутреннему миру, с тем, чтобы рассеять их предубеждения. Даже опытному психологу приходится проявлять осторожность и выдерживать определенный темп диалога с такими проблемными людьми, постепенно повышая доверие к себе. Для терапии в таких моментах бывает лучше, если консультант и пациент не связаны близко, т.к. это может осложнить дальнейшую работу. Если консультируемый заподозрит личный интерес психотерапевта, он может стать более подозрительным или вовсе «закрыться».

Еще один немаловажный момент в лечении – уменьшение чувства неполноценности клиента. Оно не может исчезнуть моментально, да и в работе мы не должны искоренять его, т.к. оно дает позже хороший фундамент для работы. Что точно важно делать после первых сеансов – начать изменять жизненную цель. Целью клиента было вечное бегство от общества. Этой внутренней установке нужно уделить особое внимание. Показывая пациенту свои силы и возможности, мы постепенно подпитываем его внутреннюю уверенность в себе. Ему можно показать нелогичность или непоследованность его действий, показать источник вечного напряжения и объяснить, сколько психологической энергии он тратит впустую на необоснованный страх.

Можно привести пример клиенту, будто он хороший хозяин продуктового магазины – следит за настроение сотрудников, прислушивается к их требованием и проблемам, поощряет отлично выполненную работу, благодарит за решение проблем магазина или повышения качества обслуживания – такая установка отлично работает и помогает в дальнейшем терапевтировании. Вся проблема часто заключается в том, что он абсолютно не в состоянии трезво оценить ситуацию в вымышленном магазине из-за своей испорченной логики. Он мечется, ищет изъяны в сотрудниках, хочет поймать их на лжи, краже денег, показывая, таким образом, недоверие к сотрудникам. Такую жизнь можно сравнить с осадой замка – вечная оборона, попытка уменьшить потери.

Адлер много уделял внимания такому распространенному случаю как депрессия и отмечал, что она поддается лечению. Люди с депрессивными симптомами могут быть обнаружены еще в раннем детстве. Определенные проявления депрессии можно заметить у ребенка в подходе к незнакомой ситуации. К примеру, возьмем простого человека – работника большой компании. У него было около десяти приступов депрессии, связанных каждый раз с заниманием нового поста на работе. Пока он остается на старом, привычном посту, его недуг не проявляется. Он редко появляется в обществе среди сотрудников, однако любит ими руководить. Как результат – к пятидесяти годам у него не было близких друзей и он оставался холостым.

Для понимания как  этот человек пришел к такому стилю  жизни, Адлер предлагает обратиться к его детству. Человек был крайне раздражительным и вспыльчивым ребенком, и научился с помощью особенностей своего характера, через обиды, управлять своей семьей. Однажды, в детстве, играя на диване с братьями, он скинул их вниз, а в ответ на упреки своей матери сильно обиделся, обосновывая свою обиду сильным эмоциональным расстройством. Тогда и был сформирован его стиль жизни: желание управлять людьми через постоянные жалобы на свои страдание и слабости. В последующей жизни это приводит его к депрессивности, которая, по сути, является олицетворением его слабости.

Большинство пациентов, страдающих от депрессий, говорят, что сами разрушили свою жизнь, сами потеряли все амбиции, друзей и остальное. Как правило, такими становятся люди, которых в детстве сильно любили и баловали, но вдруг перестали, повлияв тем самым на их жизнь.

Любопытен также тот факт, что реакции людей во многих ситуациях очень похожи на реакции животных. На одинаковые ситуации, антилопа, гепард и слон реагируют по-разному. То же касается и людей. Для подтверждения этой теории был проведен эксперимент – трёх детей разного типа привели в зоопарк ко льву, чтобы пронаблюдать их реакции на животное. Один мальчик почти сразу попросил отвести его домой. Другой робким от страха голосом выражал удивление зверю. Он очень хотел выдать себя за храброго, однако его голос выдавал страх. Третий ребенок уверенно попросил разрешения в него плюнуть. В этом примере мы видим три различные реакции на одинаковую ситуацию. Каждый из нас может привести еще множество примеров из своей жизни, как каждый отдельный человек отвечает на конкретную жизненную ситуацию. Однако чаще всего, можно видеть именно страх к неизвестной ситуации.

Информация о работе Сущность и содержание индивидуальной психологии Альфреда Адлера