Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:39, курсовая работа
Адлер критиковал учения Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения индивида. В противовес он подчеркивал важность роли социальных факторов, в частности, акцентировал внимание на социальную направленность влечений - основы человеческого характера. Характер человека формируется по ходу его «жизненного пути», перерастая в «жизненный стиль». Последний представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении и которые выступают компенсацией чувства неполноценности.
Введение………………………………………………………..…………………..3
Основная часть
1 Понятие индивидуальной психологии ……………...…………………………6
2 Индивидуальность в контексте общества ………………………...…………...9
3 Жизненный стиль в индивидуальной психологии …………………….……12
Заключение …………………………………………………………………….…19
Глоссарий …………………………………………………………………………21
Список использованных источников …………………………………………...23
Список сокращений……………………………………………………………..28
Гнетущее чувство страха, проявляющееся в социальных ситуациях, является корнем наиболее частых причин плохой адаптации в обществе. Представим пациента, который родился в знатной семье; он привык жить за счет других, не желая проявлять инициативу. Он выглядит болезненным и слабым и, как следствие, не может подыскать подходящее место работы. Постепенно ситуация в семье меняется к худшему, его братья нагнетают на него неуверенность, жалуясь на то, что он ни к чему не годен, даже работу найти не может. В конце концов, этот человек начинает пить на протяжении длительного периода, становясь алкоголиком. В связи с эти семья отправляет его на лечение, которое имеет временный эффект, т.к. оно не решает проблему. В данной ситуации необходимо менять внутреннюю установку, изменять стиль жизни. Однако для того, чтобы не менять позже стиль жизни, нужно в первую очередь правильно воспитывать ребенка: прививать им независимость, поощрять контакт с остальными детьми, а в многодетной семье внимательно относиться ко всем.
Все вышеупомянутые шаги – одни из основных этапов коррекции стиля жизни клиентов с сильными неврозами. Дабы обобщить все вышеупомянутые пункты приведем небольшую схему (Приложение Б).
А. Адлер, так же как и Юнг, отклонил теории Фрейда о тесной связи подсознания с сексуальными желаниями, выдвинув идеи, послужившие стартом для развития неофрейдизма. Из этих идей необходимо отметить принцип единства личности (против деления на ид, эго и супер-эго Фрейда) и выделения социальной роли, а не биологического фактора в структуре мотивации человека. Согласно теории Адлера, которую он назвал «индивидуальной психологией», индивид испытывает чувство неполноценности из-за дефектов в развитии телесных органов. В целях преодоления чувства неполноценности, он самоутверждается среди других (это и есть социальная сторона в теории), формирует свои творческие возможности. Компенсация и сверхкомпенсация — движущие и мотивирующие силы психологического развития. Иногда попытки избавиться от чувства неполноценности приводят к неврозам: ради превосходства над другими людьми, индивид провоцирует у них симпатии к себе. Особая ответная реакция на чувство неполноценности – сверхкомпенсация. Как правило, она встречается у людей с исключительными способностями. Соглашаясь с Фрейдом, Адлер подчеркивал, что формирование характера падает на первые 4-5 лет жизни, когда у ребенка формируется собственный стиль поведения, определяющий его действия и вообще стиль жизни.
Хотя Адлер и подчеркивал то, что индивид не должен рассматриваться независимо от социума, суждение о социально-исторической естестве человеческой личности было ему так же чуждо, как и Фрейду. Он видел в людях продукты их личностного творчества, стимулируемого ее незащищенностью перед неполноценностью, враждебным миром, склонностью укрепиться путем превосходства над другими.
Идея Адлера о том, что человек способен существовать только в «социальном контексте», не может показать нам реальные силы, на которых основывается человеческое поведение; вопрос о природе этих связей и механизм их воздействия на личность остается нераскрытым. Стоит отметить, что и у Фрейда в роли корней конфликтов выступала динамика мотивов ребенка как существа не изолированного, а постоянно сталкивающегося с запретами ближайшего социального окружения.
Определяется ли адаптация личности в обществе вытеснением стремления и переключением энергии на разрешенные обществом объекты (Фрейд)? Необходимо ли рассматривать её как результат стремления личности компенсировать и даже сверхкомпенсировать свою неполноценность (Адлер)? В обоих этих случаях за исходное принимается извечный антагонизм между индивидом и «контекстом социальных отношений», чем затемняется подлинная картина их взаимоотношений.
Цель работы – изучение сущность индивидуальной психологии Адлера, а именно понятие «стиль жизни» и способы терапевтирования с использование методик А.Адлера – выполнена.
Задачи, поставленные в начале исследование, выполнены.
№ п /п |
Понятие |
Определение |
1 |
Индивидуальная психология |
(от лат. individuum — неделимый)
направление глубинной |
2 |
Комплекс неполноценности |
Совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой |
3 |
Компенсация |
Защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков |
4 |
Сверх-компенсация |
Особая социальная форма реакции на чувство неполноценности ( для пояснения см. «Компенсация») |
5 |
Стиль жизни |
Уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума |
6 |
Чувство общности |
Обобщенный термин, означающий осознание единства своих интересов и общих стремлений по сравнению с другими людьми, более или менее развитое чувство «мы» |
7 |
Стремление к превосходству |
Внутренняя тенденция индивидуума в полной мере развить свои способности и стремиться к совершенству, либо доминированию над другими людьми |
8 |
Депрессия |
Аффективное расстройство нервной системы, отрицательно влияющее на настроение и общее самочувствие человека |
9 |
Невроз |
Состояние эмоционального неблагополучия, проявляющееся на фоне многообразных тревожных мыслей и состояний |
10 |
Самоутверждение |
Стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность |
11 |
Социальный интерес |
Элемент мотивационно-потребностной сферы, выступающий основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности |
1 |
Альфред Адлер Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека, Москва, изд. 2007 |
2 |
А. Альфред «Наука жить», дополненное издание, М: «Наука», 2006 |
3 |
Альфред Адлер: Очерки по индивидуальной психологии, Изд: Когито-Центр, 2002 г.. |
4 |
Альфред Адлер: Практика и теория индивидуальной психологии, Издательство: Академический проект, 2011 г. |
5 |
Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2004. |
6 |
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, ред. 2008. |
7 |
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. //Избранные психологические труды. – М.-Воронеж, 1995. |
8 |
Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, ред. 2005. |
9 |
Ковалев А.Г., Мясищев
В. Н. Психические особенности |
10 |
Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 2000 |
11 |
Немов РС. Психология: В 2-х кн. – М.: Просвещение, |
12 |
Ананьев Б.Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М.: Просвещение, 1999 |
13 |
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961 |
14 |
Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, ред. 2008 |
15 |
Сеть Internet |
Т.к. – так как
Т.д – так далее
А |
|
Б |
|
Информация о работе Сущность и содержание индивидуальной психологии Альфреда Адлера