Сущность экстренной психолого-педагогической помощи в экстремальной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На этом этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий.

Содержание работы

Введение.
1.Сущность экстренной психолого-педагогической помощи в экстремальной ситуации.
2.Группы пострадавших.
3.Возможные состояния человека в экстренной ситуации (при пожаре, взрыве, землетрясении).
Заключение.
Используемые источники.

Файлы: 1 файл

КОНТР. ПОМОЩЬ..docx

— 40.46 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

Введение.

1.Сущность экстренной  психолого-педагогической помощи  в экстремальной ситуации.

2.Группы пострадавших.

3.Возможные состояния  человека в экстренной ситуации (при пожаре, взрыве, землетрясении). 

Заключение.

Используемые источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.

Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На этом этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий.

Третий этап - стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение. 

Экстремальная и чрезвычайная ситуация — это далеко не всегда синонимы. Говоря об экстремальной ситуации, мы имеем в виду скорее отношение человека к событию. Понятие чрезвычайной ситуации подразумевает объективно сложившуюся обстановку.

Экстренная психологическая помощь - это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после экстремального или чрезвычайного события, в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

Очень непросто общаться с людьми, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Общение с пострадавшими начинается с установления контакта. Человека, переживающего трагедию, захватывает шквал эмоций. Они могут быть достаточно сильными – гнев, агрессия, слезы, страх, паника, и ему самому непросто с этим справиться.

 

1.Сущность экстренной психолого-педагогической помощи в экстремальной ситуации.

Главными принципами оказания психолого-педагогической помощи людям,  перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций, являются:

безотлагательность (помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства); • приближенность к месту событий;

приближенность к месту событий (оказание помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий "госпитализма");

ожидание, что нормальное состояние восстановится (с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком; необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния);

единство и простота психологического воздействия (подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована; простота психологического воздействия - необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным).

В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

  • практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;
  • координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь населению должна основываться на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами.

При оказании экстренной психологической помощи важно следовать следующим правилам.

Необходимо позаботиться о собственной безопасности. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, и поэтому может быть опасен. Не пытайтесь помочь человеку, если вы не уверены в личной абсолютной физической безопасности.

Позаботьтесь о медицинской помощи. Убедитесь, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем. При необходимости позовите врача, вызовите скорую помощь. Единственное исключение — это ситуация, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (например, приезда врачей приходится ожидать, или пострадавший изолирован, к примеру, заблокирован в завале при обрушении здания и т.д.). В этом случае действия должны быть такими:

— сообщите пострадавшему о том, что помощь уже идет;

— подскажите ему, как необходимо себя вести: максимально экономить силы; дышать неглубоко, медленно, через нос — это позволит экономить кислород в организме и окружающем пространстве;

— запретите пострадавшему делать что-либо для самоэвакуации, самоосвобождения.

Находясь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов, не теряйте самообладания. Поведение пострадавшего не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции — это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с человеком, не делайте этого. Знайте, это нормальная реакция и вы имеете на нее право. Человек всегда чувствует неискренность по позе, жестам, интонациям, и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной. Найдите того, кто может это сделать.

Основной принцип оказания помощи в психологии такой же, как в медицине: «Не навреди». Лучше отказаться от необоснованных, необдуманных действий, чем навредить человеку. Поэтому, если вы не уверены в правильности того, что собираетесь делать — лучше воздержитесь и как можно быстрее обратитесь за помощью к специалисту (психотерапевту, психологу, психиатру).

 

2.Группы пострадавших.

Жертвы - это пострадавшие, изолированные в очаге ЧС (например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, взрыве и т.п.).

Пострадавшие. К этой группе относятся люди, которые пострадали физически или материально, но уже не находящиеся в самом очаге ЧС. Это люди, у которых разрушен дом, потерянно имущество, а так же те, кто потерял своих родных, близких или не имеющие информации об их судьбе.

Очевидцы (свидетели) - это люди, оставшиеся и физически и материально невредимыми, но являющиеся очевидцами трагического события. Данная категория лиц также получает психологическую травму, так как люди в подобных обстоятельствах часто примеряют произошедшее на себя и своих близких, ставя себя на место пострадавших людей.

Наблюдатели (или зеваки) - это люди, непосредственно не участвовавшие в чрезвычайной ситуации, но прибывшие на место события, получив информацию о произошедшем из различных источников (СМИ, знакомые).

Телезрители, радиослушатели, пользователи интернета. К данной группе относится категория людей, которые получили информацию о трагическом событии благодаря средствам массовой информации, способным оказать сильное влияние на людей, используя некоторые технологии манипулирования общественным сознанием. Часто информационная среда характеризуется значительным преобладанием эмоционального фона над рациональными оценками и объективным беспристрастным анализом произошедшего. Нагнетание эмоций представителями прессы способствует снижению адаптационных возможностей организма, блокированию механизма поиска рационального выхода из трудных жизненных ситуаций, ведя человека к ощущению беспомощности, отождествлению его с "плохой судьбой" своей страны, безысходностью. Все это ведет к формированию у людей негативных психических реакций, увеличению психосоматических и обострению хронических заболеваний.

Необходимо отметить, что люди со слабой психикой и низкой психологической устойчивостью являются наиболее уязвимой категорией данной группы.

 

3.Возможные состояния человека в экстренной ситуации (при пожаре, взрыве, землетрясении).  

Страх. 

Чувство страха – это проявление инстинкта самосохранения, и поэтому реакция страха нормальна, однако страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует свои действия и не осознает, что происходит вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих, так как велика вероятность эмоционального заражения, поэтому оказывать помощь пострадавшим с реакцией страха необходимо.

 Признаки:

  • напряжение мышц (особенно лицевых);
  • сильное сердцебиение;
  • учащенное поверхностное дыхание;
  • сниженный контроль над собственным поведением. 

Экстренная помощь. 
Не оставляйте человека одного. Страх тяжело переносить в одиночестве.

  • Говорите о том, чего человек боится. Есть мнение, что такие разговоры только усиливают страх, однако ученые давно доказали, что, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если человек говорит о том, чего он боится — поддерживайте его, говорите на эту тему.
  • Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!».
  • Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме.
  • Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.
  • Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Бред и  галлюцинации. 
  Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом - не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание.  
Бред (признаки):

  • ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.

 

Галлюцинации (признаки):

  • пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее, которых нет на самом деле). 

Экстренная помощь.

Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи . До прибытия специалистов следите , чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность. Переведите пострадавшего в уединенное место, не оставляйте его одного. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить.  
Помните! В такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно. 

 

Ступор. 
Ступор - одна из самых сильных защитных реакций организма. Происходит после сильнейших нервных потрясений, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на контакт с окружающим миром уже нет. Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь, и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.  
Признаки: 
резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

  • отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки);
  • застывание" в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности;
  • возможно напряжение отдельных групп мышц.  

Экстренная помощь. 
Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями и четко над зрачками. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть, Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).Помните! Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего и вывести его из оцепенения. 

 

Истерика.   
Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.  
Признаки:

  • сохраняется сознание;
  • чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
  • речь эмоционально насыщенная, быстрая;
  • крики, рыдания.

 

Экстренная помощь.

  • Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку.
  • Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для Вас.
  • Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).
  • Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).
  • После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.
  • Не потакайте желаниям пострадавшего.  

Информация о работе Сущность экстренной психолого-педагогической помощи в экстремальной ситуации