Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 16:51, контрольная работа
Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На этом этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий.
Введение.
1.Сущность экстренной психолого-педагогической помощи в экстремальной ситуации.
2.Группы пострадавших.
3.Возможные состояния человека в экстренной ситуации (при пожаре, взрыве, землетрясении).
Заключение.
Используемые источники.
Содержание.
Введение.
1.Сущность экстренной
психолого-педагогической
2.Группы пострадавших.
3.Возможные состояния человека в экстренной ситуации (при пожаре, взрыве, землетрясении).
Заключение.
Используемые источники.
Введение.
Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.
Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На этом этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий.
Третий этап - стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение.
Экстремальная и чрезвычайная ситуация — это далеко не всегда синонимы. Говоря об экстремальной ситуации, мы имеем в виду скорее отношение человека к событию. Понятие чрезвычайной ситуации подразумевает объективно сложившуюся обстановку.
Экстренная психологическая помощь - это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после экстремального или чрезвычайного события, в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.
Очень непросто общаться с людьми, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Общение с пострадавшими начинается с установления контакта. Человека, переживающего трагедию, захватывает шквал эмоций. Они могут быть достаточно сильными – гнев, агрессия, слезы, страх, паника, и ему самому непросто с этим справиться.
1.Сущность экстренной психолого-педагогической помощи в экстремальной ситуации.
Главными принципами оказания психолого-педагогической помощи людям, перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций, являются:
безотлагательность (помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства); • приближенность к месту событий;
приближенность к месту событий (оказание помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий "госпитализма");
ожидание, что нормальное состояние восстановится (с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком; необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния);
единство и простота психологического воздействия (подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована; простота психологического воздействия - необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным).
В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:
Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь населению должна основываться на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами.
При оказании экстренной психологической помощи важно следовать следующим правилам.
Необходимо позаботиться о собственной безопасности. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, и поэтому может быть опасен. Не пытайтесь помочь человеку, если вы не уверены в личной абсолютной физической безопасности.
Позаботьтесь о медицинской помощи. Убедитесь, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем. При необходимости позовите врача, вызовите скорую помощь. Единственное исключение — это ситуация, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (например, приезда врачей приходится ожидать, или пострадавший изолирован, к примеру, заблокирован в завале при обрушении здания и т.д.). В этом случае действия должны быть такими:
— сообщите пострадавшему о том, что помощь уже идет;
— подскажите ему, как необходимо себя вести: максимально экономить силы; дышать неглубоко, медленно, через нос — это позволит экономить кислород в организме и окружающем пространстве;
— запретите пострадавшему делать что-либо для самоэвакуации, самоосвобождения.
Находясь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов, не теряйте самообладания. Поведение пострадавшего не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции — это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с человеком, не делайте этого. Знайте, это нормальная реакция и вы имеете на нее право. Человек всегда чувствует неискренность по позе, жестам, интонациям, и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной. Найдите того, кто может это сделать.
Основной принцип оказания помощи в психологии такой же, как в медицине: «Не навреди». Лучше отказаться от необоснованных, необдуманных действий, чем навредить человеку. Поэтому, если вы не уверены в правильности того, что собираетесь делать — лучше воздержитесь и как можно быстрее обратитесь за помощью к специалисту (психотерапевту, психологу, психиатру).
2.Группы пострадавших.
Жертвы - это пострадавшие, изолированные в очаге ЧС (например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, взрыве и т.п.).
Пострадавшие. К этой группе относятся люди, которые пострадали физически или материально, но уже не находящиеся в самом очаге ЧС. Это люди, у которых разрушен дом, потерянно имущество, а так же те, кто потерял своих родных, близких или не имеющие информации об их судьбе.
Очевидцы (свидетели) - это люди, оставшиеся и физически и материально невредимыми, но являющиеся очевидцами трагического события. Данная категория лиц также получает психологическую травму, так как люди в подобных обстоятельствах часто примеряют произошедшее на себя и своих близких, ставя себя на место пострадавших людей.
Наблюдатели (или зеваки) - это люди, непосредственно не участвовавшие в чрезвычайной ситуации, но прибывшие на место события, получив информацию о произошедшем из различных источников (СМИ, знакомые).
Телезрители, радиослушатели, пользователи интернета. К данной группе относится категория людей, которые получили информацию о трагическом событии благодаря средствам массовой информации, способным оказать сильное влияние на людей, используя некоторые технологии манипулирования общественным сознанием. Часто информационная среда характеризуется значительным преобладанием эмоционального фона над рациональными оценками и объективным беспристрастным анализом произошедшего. Нагнетание эмоций представителями прессы способствует снижению адаптационных возможностей организма, блокированию механизма поиска рационального выхода из трудных жизненных ситуаций, ведя человека к ощущению беспомощности, отождествлению его с "плохой судьбой" своей страны, безысходностью. Все это ведет к формированию у людей негативных психических реакций, увеличению психосоматических и обострению хронических заболеваний.
Необходимо отметить, что люди со слабой психикой и низкой психологической устойчивостью являются наиболее уязвимой категорией данной группы.
3.Возможные
состояния человека в экстренной ситуации
(при пожаре, взрыве, землетрясении).
Страх.
Чувство страха – это проявление инстинкта самосохранения, и поэтому реакция страха нормальна, однако страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует свои действия и не осознает, что происходит вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих, так как велика вероятность эмоционального заражения, поэтому оказывать помощь пострадавшим с реакцией страха необходимо.
Признаки:
Экстренная помощь.
Не оставляйте человека одного. Страх
тяжело переносить в одиночестве.
Бред и галлюцинации.
Критическая ситуация
вызывает у человека мощный стресс, приводит
к сильному нервному напряжению, нарушает
равновесие в организме, отрицательно
сказывается на здоровье в целом - не только
физическом, но и психическом тоже. Это
может обострить уже имеющееся психическое
заболевание.
Бред (признаки):
Галлюцинации (признаки):
Экстренная помощь.
Обратитесь к медицинским
работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической
помощи . До прибытия специалистов следите
, чтобы пострадавший не навредил себе
и окружающим. Уберите от него предметы,
представляющие потенциальную опасность.
Переведите пострадавшего в уединенное
место, не оставляйте его одного. Говорите
с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь
с ним, не пытайтесь его переубедить.
Помните! В такой ситуации переубедить
пострадавшего невозможно.
Ступор.
Ступор - одна из самых сильных защитных
реакций организма. Происходит после сильнейших
нервных потрясений, когда человек затратил
столько энергии на выживание, что сил
на контакт с окружающим миром уже нет.
Ступор может длиться от нескольких минут
до нескольких часов. Поэтому, если не
оказать помощь, и пострадавший пробудет
в таком состоянии достаточно долго, это
приведет к его физическому истощению.
Так как контакта с окружающим миром нет,
пострадавший не заметит опасности и не
предпримет действий, чтобы ее избежать.
Признаки:
резкое снижение или отсутствие произвольных
движений и речи;
Экстренная помощь.
Согните пострадавшему пальцы на обеих
руках и прижмите их к основанию ладони.
Большие пальцы должны быть выставлены
наружу. Кончиками большого и указательного
пальцев массируйте пострадавшему точки,
расположенные на лбу, над глазами ровно
посредине между линией роста волос и
бровями и четко над зрачками. Ладонь свободной
руки положите на грудь пострадавшего.
Подстройте свое дыхание под ритм его
дыхания. Человек, находясь в ступоре,
может слышать и видеть, Поэтому говорите
ему на ухо тихо, медленно и четко то, что
может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).Помните!
Необходимо любыми средствами добиться
реакции пострадавшего и вывести его из
оцепенения.
Истерика.
Истерический припадок длится несколько
минут или несколько часов.
Признаки:
Экстренная помощь.
Информация о работе Сущность экстренной психолого-педагогической помощи в экстремальной ситуации