Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 00:50, курсовая работа
Целью исследовательской работы является изучение личностных качеств социального педагога, необходимых в его профессиональной деятельности.
Объектом исследования в данной работе является личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога.
Предмет исследования – профессиональная характеристика социального педагога.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое ассоциируется, прежде всего, с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя. В профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего, эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок, его развитие и социальное становление.
Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество. Являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни, социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного образовательного учреждения.
Социальный педагог
выступает для своих
Социальный педагог является субъектом (носителем) социально-педагогической деятельности, объектом которой является двусторонний социально-педагогический процесс: процесс социального становления личности и процесс создания педагогически целесообразной среды.
Исследованием профессиональной характеристики социального педагога занимались такие ученые как: Б.Ф. Ломов, В.А. Карпова, Г.М. Зараковский, В.П. Зинченко, В.М. Гордон, А.И. Губинский, Г.В. Суходольский, В.Д. Шадриков, В.А. Бодров, М.А. Дмитриева и другие
Проблема социально – педагогической деятельности исследовалась в работах В. Г. Бочаровой, А. В. Мудрика, В. Д. Семенова, Г. Н. Филонова, В.А. Пухова, Е.С. Романовой, Г.А. Суворовой, С.И. Сотниковой и многие другие.
Исходя из актуальности и разработанности проблемы была определенна тема исследования: «Профессиональная характеристика социального педагога».
Целью исследовательской работы является изучение личностных качеств социального педагога, необходимых в его профессиональной деятельности.
Объектом исследования в данной работе является личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога.
Предмет исследования – профессиональная характеристика социального педагога.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что социальный педагог обладает совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительным отношением к работе, требуемого для эффективного выполнения профессиональной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить личностную характеристику социального педагога.
3. Провести экспериментально – психологическое исследование профессиональной компетентности социального педагога.
База экспериментального исследования: ГБОУ «СС(К)ОШ № 25». В исследование принимали участие социальные педагоги в количестве 20 человек.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут предоставить интерес педагогам и студентам. Результаты могут использоваться студентами на семинарских занятиях.
Структура работы: курсовая работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Сущность профессиональной деятельности социального педагога и ее особенности
В профессиональной деятельности социального педагога следует выделить главные направления - это его практическая, образовательная и исследовательская деятельность.
Практическая деятельность сводится к решению проблем ребенка (подростка), а также к координации деятельности различных ведомственных служб в оказании ему помощи.
Из банка данных микрорайона он выделяет лиц, семьи, детей, которые нуждаются в социально-педагогической, социально-психологической и медицинской помощи. Он устанавливает причины кризиса, в котором оказался ребенок, координирует участие различных государственных учреждений в помощи ребенку, хлопочет о пособии семье, организует помощь юриста, устраивает подростка на работу, организует общественную защиту несовершеннолетнему правонарушителю, выступает защитником в суде, помогает в организации и открытии различных реабилитационных центров, центров социальной помощи, центров молодежи, в организации досуга детей и молодежи, в создании клубов и различных секций, семейных клубов [Овчарова, 2005, с. 25 – 29].
Социальный педагог выступает посредником в отношениях семьи и школы, изучает отношения к ребенку в семье, в школе, в классе, во дворе, находит пути и организует работу по ликвидации конфликта с родителями, учителями и сверстниками. Он выступает посредником, «третьим лицом» между воспитанниками, воспитанниками и взрослыми, советует, помогает, сочувствует своим подопечным, строит с ними отношения взаимопонимания.
Социальный педагог должен быть в курсе государственной социальной политики в области защиты семьи и детства, должен знать основы законодательства, без чего невозможен успех в его работе.
Социальный педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство, заниматься самообразованием, пополнять знания. Он должен быть включен в систему непрерывного образования, пройти довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовку. В этом состоит его образовательная деятельность.
Практическая деятельность социального педагога начинается с исследовательской работы, анализа, изучения ребенка (подростка), семьи, психологических и возрастных особенностей всех, с кем ему необходимо работать. Он изучает задатки и способности ребенка, его интересы, условия жизни, моральный климат его ближайшего окружения, его положительные и отрицательные качества, обстановку в семье, в школе, во дворе, его физическое и психическое здоровье.
Качественное выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей зависит от его педагогического опыта [Василькова, 2010, с. 8 – 11].
По своему назначению, функциям социальная работа как форма государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей призвана обеспечить должный материальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости их способности к функционированию в обществе.
Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда». Человек, его проблемы - в центре внимания социальных работников.
Используя все имеющиеся в их распоряжении средства, они способствуют благополучию и самовыражению человеческой личности; достижению социальной справедливости; развитию и правильному использованию научных знаний применительно к социальному поведению человека; развитию ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых потребностей, национальных и интернациональных интересов и устремлений, защите прав человека.
Социальные работники выполняют следующие функции:
Клиентами социального работника могут быть отдельный человек, семья, группа, сообщество, организация. Обеспечивая социальное обслуживание клиента, социальный работник одновременно работает в условиях как институциональной среды, так и открытой, семейно-бытовой микросреды и ее окружения, в условиях неформального общения, помогая решать социально-нравственные, социально-бытовые, психологические, медицинские и другие проблемы клиента.
Социальный работник контактирует как с отдельным человеком и его семьей, так и с социальным окружением, сообществом людей, среди которых он живет. Социальный работник содействует обеим сторонам, вступающим во взаимодействие, - клиенту и учреждению. С одной стороны, он усиливает позицию клиента, защищая его интересы и помогая ему более эффективно вписаться в систему, с другой - укрепляет социальный статус учреждения, помогая специалистам целого ряда профессий - педагогам, врачам, культработникам, юристам и другим - в выполнении их профессиональных функций.
Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный работник (социальный педагог) влияет на создание воспитывающих, гуманных, нравственно и физически здоровых отношений в социуме, в сфере семьи, семейно- соседского окружения, по месту жительства, на производстве. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять характер отношений между людьми, детьми и взрослыми и педагогически целесообразно влиять на эти отношения, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.
Социальный педагог, работающий со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, их семьями, призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, обеспечить условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. В социальной практике, направленной на повышение благосостояния людей, объединяются усилия социальных педагогов, социальных работников, специалистов всех учреждений микрорайона в межведомственной системе социальных служб. Стимулируется и активизируется и разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников: волонтеров, энтузиастов-добровольцев, парапрофессионалов, общественности, различных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церкви, коммерческих структур, предприятий и организаций. Благодаря этому происходит консолидация всех сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, стимулируется активность самого клиента как субъекта этого процесса [Никитина, 2000, с. 20 – 22].
1.2 Профессиональная
компетентность социального
Результативность профессиональной деятельности социального педагога зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Исследователи выделяют наиболее значимые для социального педагога гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества - самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества - коммуникабельность, эмпатия, красноречие и другие [Галагузова, 2000, с. 54 – 58]
Некоторые специалисты считают, что уровень профессионализма социального педагога определяют также способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими; доброжелательность; открытость, деликатность, конкретность.
Эффективно решать социально-педагогические задачи позволяют психолого-педагогическая компетентность; гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, бескорыстие и честность; сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения; ответственность и самодисциплина; глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечных и другие [Никитина, 2001, с. 213].
Важнейшим качеством социального педагога считается культуру мышления, которая проявляется в точности выражений и умозаключений, технологическом подходе к организации профессиональной деятельности на основе детального продумывания, последовательности действий, четкого представления о тех средствах, которые будут использованы на том или ином этапе реализации педагогических намерений.
Информация о работе Сущность профессиональной деятельности социального педагога и ее особенности