Сущность профессиональной деятельности социального педагога и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 00:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследовательской работы является изучение личностных качеств социального педагога, необходимых в его профессиональной деятельности.
Объектом исследования в данной работе является личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога.
Предмет исследования – профессиональная характеристика социального педагога.

Файлы: 1 файл

soderzhanie.docx

— 43.19 Кб (Скачать файл)

Профессиональное мышление предполагает умение свободно переходить от операционно-предметных компонентов деятельности к осознанию собственной мотивации, понимание противоречий и способность к стимуляции эмоционального тонуса и самоконтроля [ Клемантович, 1998, с. 14].

Независимо от специализации В. Г. Бочарова выделяет такие наиболее общие (базовые) характеристики социальных педагогов, как способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обще- ством, различными государственными и общественными структурами – с другой; выполнять своеобразную роль посредника, связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; умение стать лидером, помощником, советчиком в условиях неформального общения, способствовать проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; участвовать в решении его проблем; умение    строить    взаимоотношения    на    основе    диалога [Бочарова,2001,117 – 119].

Многие зарубежные исследователи, определяя общие требования к социальному педагогу, выделяют высокий уровень интеллектуального развития; самодисциплину; настойчивость; способность помогать людям в трудных ситуациях; переносить большие моральные нагрузки; ответственность, тактичность, жизнерадостность и др.

Профессионализм социального педагога характеризует его компетентность - единство теоретической и практической готовности    к    осуществлению    социально-педагогической деятельности.

Содержание   подготовки   социального   педагога   отражено   в квалификационной характеристике, которая представляет собой обобщенные требования к подготовленности специалиста и включает должностные обязанности, характеристику труда, указание на основные знания и умения, которыми должен овладеть социальный педагог за годы   обучения.

Существуют разные виды квалификационных характеристик социального педагога – от общей, которая была утверждена в 1991 г., до частных, учитывающих конкретную специализацию: организация технического творчества учащихся, физкультурно- оздоровительная работа, экология, работа с семьей и т. д.

Квалификационная характеристика социального педагога состоит из трех разделов: «Должностные обязанности»; «Должен знать» и «Квалификационные требования».

В первом разделе определены основные виды помощи социального педагога ребенку: социально-информационная, социльно-правовая, социально-реабилитационная, социально-бытовая, социально-экономическая, медико-социальная, социально- психологическая, социально-педагогическая.

Второй раздел определяет объем профессиональных знаний и умений. Социальный педагог должен обладать знаниями нормативно-правовой базы деятельности; теории и истории социальной педагогики; методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах; возрастной психологии; социологии; методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.

Успешное выполнение социальным педагогом своих профессиональных обязанностей предполагает наличие у него следующих   знаний:

  • основные закономерности возрастного и психологического развития личности;
  • специфика различных возрастных групп, их установки, интересы, запросы и потребности, степень их удовлетворенности;
  • специфика работы в различных социальных средах (семьях, объединениях, группах, компаниях);
  • современное состояние и тенденции развития детских, юношеских и молодежных сообществ, движений и формирований, их влияние на личность и на процесс ее самореализации;
  • функции и права системы государственных и общественных институтов относительно прав, свобод и ограничений конкретных видов деятельности и форм знаний;
  • социальные, демографические, этнические, культурологические и экологические особенности среды, в которой   организуется работа;
  • принципы и содержание досуговой деятельности и организации свободного времени людей различных возрастных групп;
  • Конституция Российской Федерации, законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием;
  • Конвенция ООН о правах ребенка, основы трудового и семейного законодательства;
  • правила охраны труда, техники безопасности, дорожного движения;
  • методика диагностики личности, семьи, среды;
  • специфика организации и проведения социально ценных видов досуговой и трудовой деятельности;
  • методы планирования собственной деятельности в социуме;
  • методы работы с семьей и оказания ей необходимой помощи и поддержки;
  • методика работы с различными «группами риска», с категориями, нуждающимися в особых условиях и особой защите (инвалиды, пенсионеры, престарелые).

Профессиональные знания, определяющие педагогическое мастерство, быстро устаревают. Поэтому важно, чтобы социальный педагог умел приобретать их самостоятельно, только на этой основе у специалиста формируется профессиональное мышление [Басов, 2006, с. 35 – 37].

Важной профессиональной характеристикой социального педагога является его способность к рефлексии, умение   соотнести полученный результат с целью своей деятельности и понять причины профессиональных     затруднений.

Профессия социального педагога предполагает также наличие коммуникативной (социально-психологической) компетентности, т.е. способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.    Коммуникативная    компетентность     предполагает:

  • умение ориентироваться в социальных ситуациях;
  • умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;
  • умение выбирать и реализовать адекватные способы взаимодействия с ними.

К важнейшим профессиональным умениям в квалификационной характеристике отнесены также аналитические, прогностические и   проективные   умения   социального   педагога.

Третий раздел квалификационной характеристике включает в себя знания и умения, необходимые для получения определенной категории [Шептенко, 2013, с. 54 – 57].

Обобщая сказанное, отметим, что важнейшими требованиями к социальному педагогу являются любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, педагогическая эрудиция и интеллект, высокая общая культура и нравственность, мастерское владение технологией воспитания детей, а также коммуникабельность, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Организация  исследования и характеристика  психодиагностических методик

 

Проведенный анализ теоретических данных, касающихся профессиональной характеристики социального педагога, позволил нам наметить подходы к осуществлению экспериментальной части исследования.

Целью нашего исследования является: изучение уровня сформированности профессиональной компетентности социального педагога.

Объектом исследования в данной работе является профессиональная компетентность социального педагога.

Предмет исследования: экспериментальные исследования профессиональной компетентности социального педагога.

Экспериментальное исследование осуществлялось в 3 этапа:

I этап – планирование  и организация исследования: подбор  психодиагностических методик, определение  выборки испытуемых.

II этап – проведение  экспериментального исследования.

III этап – анализ результатов  экспериментального исследования.

В экспериментальном исследовании принимали участие социаьные педагоги в количестве 20 человек, работающие в ГБОУ «СС(К)ОШ № 25».

Для исследования нами были использованы следующие психодиагностическая методика «Образ жизни» Р.В. Овчаровой.

С помощью методики изучаются теоретические знания и умения, необходимые для профессиональной деятельности социальных педагогов. К ним относятся профессиональные знания и профессиональные умения.

В данной методике изучаются профессиональные знания, которые включают в себя знания: теоретических и методологических основ психолого – педагогической науки; теории и истории социальной педагогики; методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах; возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение; социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.); методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.

Также с помощью данной методики изучаются профессиональным умения социального педагога, к  которым относятся: аналитические умения, предполагающие теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной деятельности по устранению проблемы; прогностические умения, предполагающие прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы. Социально-педагогическое прогнозирование опирается на знания сущности и логики социально-педагогического процесса, закономерностей возрастного и социального развития ребенка, характера его проблемы. Прогностические умения предполагают: выдвижение цели деятельности и ее задач; отбор способов осуществления деятельности; предвидение результата; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов социально-педагогической деятельности; распределение времени; планирование совместной с ребенком деятельности; проективные умения, предполагающие определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Проективные умения включают: перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи; учет возможностей материальной базы и своего личного опыта; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание социально-педагогической программы деятельности для конкретного ребенка; рефлексивные умения, предполагающие самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы; коммуникативные умения, предполагающие владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» ребенка целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое, умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка. Третья часть квалификационной характеристики «Квалификационные требования» включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются к социальному педагогу для получения определенной категории.

 

2.2 Анализ результатов  экспериментального исследования.

 

Для выявления уровня сформированности уровня профессиональной компетентности социального педагога нами была использована методика «Образ жизни», которая была описана в предыдущем параграфе.

В процессе проведенной методики «Образ жизни» были получены результаты уровней сформированности профессиональной компетентности социальных педагогов. Анализ результатов, полученных при помощи этих методик (приведён в таблице 1 Приложения), явился одним из оснований проектирования экспериментальной программы.

Результаты исследования, которые представлены в таблице1 показывают, что у испытуемых эксперимента преобладает средний уровень сформированности профессиональной компетентности, на что указывает 65 % от числа испытуемых. Очевидно, что педагогов с высоким уровнем сформировннасти профессиональной компетентности меньше, на что указывает 25%. Педагогов с низким уровнем сформированности профессиональной компетентности всего 10% от числа испытуемых.

 Таблица 1

Показатели уровня сформированности профессиональной компетентности социальных педагогов в процентном соотношении.

 

№ п/п

Уровень профессиональной компетентности

Абсолютный показатель, чел.

Относительный показатель, %

1

низкий

2

10%

2

средний

13

65%

3

высокий

5

25%


 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых, которые имеет высокий уровень профессиональной компетентности, профессиональные действия выполняются на основе научных знаний, они соответствуют цели и задачам деятельности, отличаются точностью и творческим подходом. Педагог способен к выработке вариативных идей и моделей поведения. Реально оценивает свои возможности и границы компетентности, готов к сотрудничеству с другими специалистами. Постоянно рефлексирует содержание психолого – педагогической информации, умеет правильно её использовать в своей деятельности. Регулярно осваивает новые теории и подходы, способен к выработке собственной концепции психологической деятельности, открыт для восприятия альтернативных точек зрения. Психолог систематически занимается повышением квалификации, посещает профессионально ориентированные семинары и практические занятия, тренинги, мастер-классы. Преобладает проектное видение проблемных ситуаций.

Информация о работе Сущность профессиональной деятельности социального педагога и ее особенности