Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 00:50, курсовая работа
Целью исследовательской работы является изучение личностных качеств социального педагога, необходимых в его профессиональной деятельности.
Объектом исследования в данной работе является личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога.
Предмет исследования – профессиональная характеристика социального педагога.
Профессиональное мышление предполагает умение свободно переходить от операционно-предметных компонентов деятельности к осознанию собственной мотивации, понимание противоречий и способность к стимуляции эмоционального тонуса и самоконтроля [ Клемантович, 1998, с. 14].
Независимо от специализации В. Г. Бочарова выделяет такие наиболее общие (базовые) характеристики социальных педагогов, как способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обще- ством, различными государственными и общественными структурами – с другой; выполнять своеобразную роль посредника, связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; умение стать лидером, помощником, советчиком в условиях неформального общения, способствовать проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; участвовать в решении его проблем; умение строить взаимоотношения на основе диалога [Бочарова,2001,117 – 119].
Многие зарубежные исследователи, определяя общие требования к социальному педагогу, выделяют высокий уровень интеллектуального развития; самодисциплину; настойчивость; способность помогать людям в трудных ситуациях; переносить большие моральные нагрузки; ответственность, тактичность, жизнерадостность и др.
Профессионализм социального педагога характеризует его компетентность - единство теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности.
Содержание подготовки социального педагога отражено в квалификационной характеристике, которая представляет собой обобщенные требования к подготовленности специалиста и включает должностные обязанности, характеристику труда, указание на основные знания и умения, которыми должен овладеть социальный педагог за годы обучения.
Существуют разные виды квалификационных характеристик социального педагога – от общей, которая была утверждена в 1991 г., до частных, учитывающих конкретную специализацию: организация технического творчества учащихся, физкультурно- оздоровительная работа, экология, работа с семьей и т. д.
Квалификационная характеристика социального педагога состоит из трех разделов: «Должностные обязанности»; «Должен знать» и «Квалификационные требования».
В первом разделе определены основные виды помощи социального педагога ребенку: социально-информационная, социльно-правовая, социально-реабилитационная, социально-бытовая, социально-экономическая, медико-социальная, социально- психологическая, социально-педагогическая.
Второй раздел определяет объем профессиональных знаний и умений. Социальный педагог должен обладать знаниями нормативно-правовой базы деятельности; теории и истории социальной педагогики; методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах; возрастной психологии; социологии; методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.
Успешное выполнение социальным педагогом своих профессиональных обязанностей предполагает наличие у него следующих знаний:
Профессиональные знания, определяющие педагогическое мастерство, быстро устаревают. Поэтому важно, чтобы социальный педагог умел приобретать их самостоятельно, только на этой основе у специалиста формируется профессиональное мышление [Басов, 2006, с. 35 – 37].
Важной профессиональной характеристикой социального педагога является его способность к рефлексии, умение соотнести полученный результат с целью своей деятельности и понять причины профессиональных затруднений.
Профессия социального педагога предполагает также наличие коммуникативной (социально-психологической) компетентности, т.е. способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Коммуникативная компетентность предполагает:
К важнейшим профессиональным умениям в квалификационной характеристике отнесены также аналитические, прогностические и проективные умения социального педагога.
Третий раздел квалификационной характеристике включает в себя знания и умения, необходимые для получения определенной категории [Шептенко, 2013, с. 54 – 57].
Обобщая сказанное, отметим, что важнейшими требованиями к социальному педагогу являются любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, педагогическая эрудиция и интеллект, высокая общая культура и нравственность, мастерское владение технологией воспитания детей, а также коммуникабельность, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.
ГЛАВА 2. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация исследования и характеристика психодиагностических методик
Проведенный анализ теоретических данных, касающихся профессиональной характеристики социального педагога, позволил нам наметить подходы к осуществлению экспериментальной части исследования.
Целью нашего исследования является: изучение уровня сформированности профессиональной компетентности социального педагога.
Объектом исследования в данной работе является профессиональная компетентность социального педагога.
Предмет исследования: экспериментальные исследования профессиональной компетентности социального педагога.
Экспериментальное исследование осуществлялось в 3 этапа:
I этап – планирование и организация исследования: подбор психодиагностических методик, определение выборки испытуемых.
II этап – проведение
экспериментального
III этап – анализ результатов
экспериментального
В экспериментальном исследовании принимали участие социаьные педагоги в количестве 20 человек, работающие в ГБОУ «СС(К)ОШ № 25».
Для исследования нами были использованы следующие психодиагностическая методика «Образ жизни» Р.В. Овчаровой.
С помощью методики изучаются теоретические знания и умения, необходимые для профессиональной деятельности социальных педагогов. К ним относятся профессиональные знания и профессиональные умения.
В данной методике изучаются профессиональные знания, которые включают в себя знания: теоретических и методологических основ психолого – педагогической науки; теории и истории социальной педагогики; методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах; возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение; социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.); методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.
Также с помощью данной методики изучаются профессиональным умения социального педагога, к которым относятся: аналитические умения, предполагающие теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной деятельности по устранению проблемы; прогностические умения, предполагающие прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы. Социально-педагогическое прогнозирование опирается на знания сущности и логики социально-педагогического процесса, закономерностей возрастного и социального развития ребенка, характера его проблемы. Прогностические умения предполагают: выдвижение цели деятельности и ее задач; отбор способов осуществления деятельности; предвидение результата; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов социально-педагогической деятельности; распределение времени; планирование совместной с ребенком деятельности; проективные умения, предполагающие определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Проективные умения включают: перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи; учет возможностей материальной базы и своего личного опыта; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание социально-педагогической программы деятельности для конкретного ребенка; рефлексивные умения, предполагающие самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы; коммуникативные умения, предполагающие владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» ребенка целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое, умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка. Третья часть квалификационной характеристики «Квалификационные требования» включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются к социальному педагогу для получения определенной категории.
2.2 Анализ результатов
экспериментального
Для выявления уровня сформированности уровня профессиональной компетентности социального педагога нами была использована методика «Образ жизни», которая была описана в предыдущем параграфе.
В процессе проведенной методики «Образ жизни» были получены результаты уровней сформированности профессиональной компетентности социальных педагогов. Анализ результатов, полученных при помощи этих методик (приведён в таблице 1 Приложения), явился одним из оснований проектирования экспериментальной программы.
Результаты исследования, которые представлены в таблице1 показывают, что у испытуемых эксперимента преобладает средний уровень сформированности профессиональной компетентности, на что указывает 65 % от числа испытуемых. Очевидно, что педагогов с высоким уровнем сформировннасти профессиональной компетентности меньше, на что указывает 25%. Педагогов с низким уровнем сформированности профессиональной компетентности всего 10% от числа испытуемых.
Таблица 1
Показатели уровня сформированности профессиональной компетентности социальных педагогов в процентном соотношении.
№ п/п |
Уровень профессиональной компетентности |
Абсолютный показатель, чел. |
Относительный показатель, % |
1 |
низкий |
2 |
10% |
2 |
средний |
13 |
65% |
3 |
высокий |
5 |
25% |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых, которые имеет высокий уровень профессиональной компетентности, профессиональные действия выполняются на основе научных знаний, они соответствуют цели и задачам деятельности, отличаются точностью и творческим подходом. Педагог способен к выработке вариативных идей и моделей поведения. Реально оценивает свои возможности и границы компетентности, готов к сотрудничеству с другими специалистами. Постоянно рефлексирует содержание психолого – педагогической информации, умеет правильно её использовать в своей деятельности. Регулярно осваивает новые теории и подходы, способен к выработке собственной концепции психологической деятельности, открыт для восприятия альтернативных точек зрения. Психолог систематически занимается повышением квалификации, посещает профессионально ориентированные семинары и практические занятия, тренинги, мастер-классы. Преобладает проектное видение проблемных ситуаций.
Информация о работе Сущность профессиональной деятельности социального педагога и ее особенности